Эрмитаж


Главный музей Санкт-Петербурга и один из крупнейших в мире музеев вообще — Эрмитаж. Он стоит в ряду таких монстров, как Британский музей, Лувр, берлинский Пергамон и нью-йоркский Метрополитен. Эрмитаж сочетает в себе функции художественного музея (картинной галереи) и исторического музея (археологические, культурно-исторические экспонаты). Экспозиция музея столь обширна, что для хотя бы поверхностного знакомства с ней необходимо выделить минимум полдня. Чтобы осмотреть всё в достаточно динамичном режиме, пожалуй, понадобится целый день.

эрмитаж

Государственный Эрмитаж занимает шесть зданий, в том числе Зимний дворец — главное произведение стиля барокко в России, построенный во времена царствования императрицы Елизаветы и являвшийся до 2 марта 1917 г. официальной зимней резиденцией российских императоров. Сразу после революции дворец стал музеем. Здание дворца имеет более 1000 комнат, он традиционно выкрашивается в зелёный цвет, по всему периметру на карнизах стоят скульптуры и вазы. К Зимнему дворцу примыкает Малый Эрмитаж, связанный с Зимним внутренним висячим садом и перемычкой. Он является переходным к Новому Эрмитажу, построенному специально для размещения художественных коллекций. Там тоже расположена основная экспозиция. Это здание известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов, которых можно наблюдать со стороны Невы. Три остальных здания являют собой отдельные экспозиции: это маленький Старый Эрмитаж (1787, архитектор Юрий Фельтен), построенный над Зимней канавкой, трёхэтажный Эрмитажный театр, построенный на месте первого дворца Петра I, и, наконец, восточное крыло Главного штаба.

Основная экспозиция музея размещена на трёх этажах. Третий этаж, правда, заполнен экспонатами по сравнению с первыми двумя в два раза меньше. Тематически наблюдается довольно чёткое деление: первый этаж — различного рода древности, второй этаж — живопись, в основном западноевропейская с культовыми именами (Рембрандт, Леонардо да Винчи и др.), третий этаж — французский импрессионизм и экзотические культуры (Китай, Индия, Иран, Византия). Коллекция Эрмитажа выросла из собрания Екатерины II и различного рода поздних приобретений и даров российских императоров, посмотреть на неё стали пускать с 1852 г.

эрмитаж санкт петербург

Итак, вы заходите в музей со стороны Дворцовой площади и оказываетесь в Иорданской галерее. Никакой аналогии с нынешней Иорданией и арабским Востоком — название идёт от того, что на Крещение по этой галерее из Большой церкви Зимнего дворца проходил крестный ход к проруби на Неве, где устанавливали иордань. Сначала из вестибюля идём направо, в Новый Эрмитаж, к главным музейным древностям. Открывает экспозицию Древний Египет, для него в 1940 г. специально переоборудовали бывший буфет Зимнего дворца. Там вы среди прочего увидите саркофаги, статую Аменемхета III (XIX в. до н.э.), стелу Ипи (XIV в. до н.э.). Далее проходим по коридору, налево — четыре зала.

главный штаб эрмитажа

В самом большом вас ждёт огромнейшая Колыванская ваза из яшмы (высота 2,57 метра, вес 19 тонн, архитектор А.И. Мельников, 1843), прозванная «Царицей ваз». Везли её в Петербург полгода. Также в этих залах большое количество древнеримской скульптуры и прикладного искусства. Оттуда надо вернуться и направиться налево через зал Августа (римские бюсты) в зал культуры и искусства эпохи эллинизма: римско-греческие статуи, терракотовые статуэтки и резные камни, в том числе «Камея Гонзага», подаренная Александру I наполеоновской женой Жозефиной Богарне.

Часы работы

вт.-пт., вс. 11:00–18:00; сб. 11:00–20:00

Как купить билеты в Эрмитаж

Билеты можно приобрести в кассах и на официальном сайте Эрмитажа онлайн.

Билет в Главный музейный комплекc и в Главный Штаб Эрмитажа стоит 500 руб., обладателям Пушкинской карты — 300 руб.

Пять прилегающих залов — это драгоценности разных времён: бронзовые бычки из Адыгеи, скифские ножны, мечи, серьги, амфоры, средневековые кресты, ларцы, Евангелия с драгоценными камнями, сервизы, часы, табакерки, в том числе работы Фаберже. Далее следуют шесть древнегреческих залов. В большом зале Геракла — статуи знаменитого древнегреческого богатыря. Вы увидите в больших количествах вазы, амфоры, на полу — мозаику VI в. из Херсонеса, скульптуры, надгробные рельефы, бронзовое литьё. Особое внимание — большим статуям Диониса и Афродиты («Венеры Таврической» II в.). Завершает экспозицию крыла зал с огромной статуей Юпитера из дворца Домициана и мраморными саркофагами. Практически все залы первого этажа отделаны колоннами из финского гранита и мрамором по проектам Лео фон Кленце.

эрмитаж купить билеты

Вторая половина первого этажа расположена в другом крыле (в Зимнем дворце), нужно возвращаться в вестибюль и идти снова через Иорданскую галерею. Там собраны древности менее известных цивилизаций — не столь продвинутых, как Египет, Греция и Рим. Если это вам кажется неинтересным, идите сразу на второй этаж. Хотя это дело вкуса. Экспозицию открывают 4 угловых зала первобытного общества (палеолит, неолит, бронза) в бывших гостиных Николая I (1839, архитектор Брюллов). Начинается всё с каменных рубил с Кавказа, «палеолитических Венер» с раскопок в Костёнках на Дону, статуэток из бивней мамонта, потом идут плиты с петроглифами, украшения из кости, глиняные сосуды, бронзовые подвески.

государственный эрмитаж

В боковом крыле — 7 залов, где вы увидите уникальные вещи VI—III вв. до н.э. из алтайских курганов (погребальный инвентарь, ворсовый ковёр, деревянная колесница), золотые, серебряные, бронзовые изделия и оружие из скифских курганов, коллекцию из 17 предметов — дар иранского Надиршаха (1741), сабли, кинжалы из Индии, Персии и Турции. Завершается экспозиция залом Урарту — бронзовые доспехи, оружие, глиняные сосуды, раскопанные бывшим директором Эрмитажа Борисом Пиотровским в 1940—60-х гг. (сейчас музей возглавляет его сын Михаил), и коллекцией глиняных табличек из Ассирии и Месопотамии.

эрмитаж фото

Второй этаж Эрмитажа охватывает практически все комнаты Зимнего дворца и Нового Эрмитажа и посвящён в основном изобразительному искусству. Но начало экспозиции посвящено славе Российской империи первой половины XIX в. Начинается всё с парадной лестницы, которую строил Растрелли и которая была восстановлена после пожара 1837 г. Василием Стасовым. Это колонны из серого гранита, масса золочёных украшений, статуй и плафон с изображением Олимпа. Второй этаж целесообразно осматривать в обратном порядке, нежели первый.

музей эрмитаж

От лестницы сначала идём налево, в анфиладу комнат Зимнего дворца. Её открывает фельдмаршальский зал (проект Огюста Монферрана, 1834). Следующий Малый тронный зал посвящён Петру I, висят изображающие его картины и стоит трон конца XVIII в. В Гербовом зале скульптуры древнерусских воинов, а в центре — чаша из авантюрина. Далее идём налево через военную галерею (там 332 портрета полководцев войны 1812 года, выполненных английским художником Джорджем Доу при участии А.В. Полякова и В.А. Голике). Возвращаемся и налево по военной галерее попадаем в коридорчик, где справа находится Пикетный зал с батальными полотнами, а слева — дворцовая церковь, построенная Растрелли (1753—1762). Александровский зал тематически завершает анфиладу — он посвящён Александру I (24 медальона с аллегорическими изображениями событий войны 1812—1814 гг.).

Картины Эрмитажа

картины эрмитажа

После этого начинается французская картинная галерея музея Эрмитаж. Можно сначала сходить налево — четыре зала (42—45) заполнены картинами XVI в.: Лукас Кранах Старший (1472—1553), «Христос и блудница» Лукаса Кранаха Младшего, французские портреты, два зала Николя Пуссена (1594—1665) с 11 картинами на мифические сюжеты и зал пейзажиста Клода Лоррена (1600—1682). Обойдя эти залы, возвращаемся и через Александровский идём дальше. Следующие шесть залов полностью посвящены Франции XVIII в.: картины на темы галантной жизни в стиле рококо, скульптура Э.М. Фальконе «Амур», скульптуры Антуана Гудона, картины Шардена, пейзажи, натюрморты и много прикладного искусства (мебель, гобелены и фарфор). В двух примыкающих правых комнатах — английское искусство. Шедевр экспозиции — «Портрет дамы в голубом» Томаса Гейнсборо, а также серебряная лохань-холодильник Чарльза Кенддера и уникальный «Сервиз с зелёной лягушкой».

государственный эрмитаж санкт петербург

Угловой Белый зал открывает череду комнат бокового крыла. В центре помещены фигуры древнеримских богов, а экспозиция продолжает французскую тему. Слева от Белого зала — золотая гостиная, где 5 февраля 1880 г. Степан Халтурин произвёл взрыв с целью убить Александра II, и будуар жены Александра II (интерьеры Брюллова, 1838—1841). Тут же можно видеть Октябрьскую лестницу (проект Монферрана), по которой революционные солдаты и матросы проникли 26 октября 1917 г. в Зимний дворец. Всё боковое крыло можно считать выставкой императорской жизни от Петра I до Николая II. Сначала демонстрируются станки придворных мастерских Петра, шкафы, стулья, шпалеры. Затем вы видите Тронное кресло Павла I, епископское кресло, сервизы екатерининского времени. Слева — кабинет-спальня Александра II, где он умер после покушения (уже не от Халтурина, а от Гриневицкого).

Официальный сайт Эрмитажа

https://www.hermitagemuseum.org

сайт эрмитажа

В углу дворца, выходящем на Неву — пять комнат, где жил Николай II (интерьеры 1895, архитектор Красовский). Это библиотека с убранством в стиле английской готики, книжные шкафы, стулья, бюро и секретер работы знаменитого мебельщика Г. Гамбса (1765—1831), долгое время работавшего в Петербурге. Особого внимания заслуживает Малахитовый зал (А.П. Брюллов, 1839) — парадная гостиная жены Николая I, там стоит большая малахитовая ваза, а стену украшает аллегорическое изображение Ночи, Дня и Поэзии. Здесь в 1917 г. проходили заседания Временного правительства, а в соседней Малой столовой 26 октября того же года были арестованы его министры. Залы вдоль Невы, интерьер которых выдержан в сдержанном классическом стиле Василия Стасова (1840-е гг.), завершают экспозицию. Концертный зал отличает множество колонн и статуи античных муз, огромный Николаевский зал поразит вас мощью колонн, искусственного мрамора и хрустальных люстр, вы увидите серебряную раку, изготовленную для мощей Александра Невского в 1753 г. по эскизу Г.X. Грота, а в картинной галерее музея Эрмитаж — портреты Романовых от Петра до Николая.

эрмитаж зимний дворец

Мы вернулись к началу осмотра и теперь экскурсия продолжится сначала в Малом Эрмитаже (из фельдмаршальского зала пройти налево) — это две комнаты, где экспонируются т.н. «Неведомые шедевры», картины французских импрессионистов из немецких частных коллекций, захваченных Советской армией во время Второй мировой войны. Это Дега, Ренуар, Курбе «Возлежащая женщина», Оноре Домье «Прачка», 6 картин Моне, натюрморт Писсарро и портрет Мане. Главный зал Малого Эрмитажа — Павильонный. Здесь вы увидите четыре мраморных фонтана (вариации бахчисарайского «Фонтана слёз»), мозаику из древнеримских терм и знаменитые удивительные часы «Павлин» (Дж. Кокс, 1770-е годы). Направо — т.н. Западная галерея (лиможские эмали, фаянсы, резьба по дереву, ларец-реликварий Св. Валерии, немецкая шпалера). Из окон можно видеть Висячий сад во внутреннем дворе. Центральная аллея сада украшена декоративной скульптурой, имеется цветник с мраморным фонтаном и статуями.

эрмитаж картины италия

Далее переходим в Новый Эрмитаж, и нас ожидает триумфальное завершение коллекции в виде фламандских и итальянских картин. Залы в основном оформлялись Андреем Штакеншнейдером в 1850-е гг. Левая боковая часть (залы 76—80) полностью итальянская и очень пышна (плафоны, панно, резные двери). В хронологическом порядке перед нами проходят сначала более мрачные полотна XIII—XV вв. на христианские темы, затем идут два шедевра Леонардо да Винчи — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», венецианские картины XVI в., в том числе Джорджоне «Юдифь», зал Тициана (1488—1576): «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян», зал Веронезе (1528—1588) с 8 картинами, в том числе «Оплакивание Христа» и «Поклонение волхвов». Поворачиваем направо — там четыре больших зала.

экскурсия по эрмитажу

В первом из четырёх больших залов Нового Эрмитажа — две картины Рафаэля, «Мадонна Конестабиле» (1504) и «Святое семейство» (1506), а также несколько работ его учеников. В следующем зале — Лоджии Рафаэля, сооружённые по заказу Екатерины II в 1780-х гг. архитектором Дж. Кваренги. Далее чуть направо и прямо — знаменитый Рыцарский зал с мощной коллекцией западноевропейского художественного оружия XV—XVII вв., а в конце крыла — 12-колонный зал с рельефами, вазами и торшерами из цветного камня. Возвращаемся в середину крыла и заходим в пять боковых залов, которые носят названия Итальянские и Испанские просветы. Там вы увидите среди картин Веронезе и Тинторетто, картины школы Рафаэля, фрески из римской виллы на Палатинском холме и скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик». В Большом Итальянском просвете — богатый набор картин XVII—XVIII вв. Испанский просвет порадует вас картиной Эль Греко «Апостолы Пётр и Павел» и массой других испанцев XV в. с полотнами на христианские темы, а в соседнем зале вы увидите две картины Д. Веласкеса («Завтрак» и «Портрет Оливареса»), произведения Риберы, де Сурбарана, Кано и большую коллекцию работ Мурильо.

эрмитаж питер

Из Большого Итальянского просвета налево проходим через зал древнего искусства (80 картин на сюжеты из древних мифов) к Парадной лестнице Нового Эрмитажа, и мы у кульминации изобразительной коллекции музея, у коллекции лидеров живописи позднего Средневековья — фламандцев. Сначала попадаем в зал Ван Дейка (1599—1641) — 24 портрета, налево — 10 картин Якоба Йорданса, анималистическая живопись и натюрморты. Направо — зал Рубенса (22 картины), в том числе «Персей и Андромеда», «Вакх», «Снятие с креста», «Возчики камней». В угловом зале — «Адам и Ева» и «Крещение» Хендрика Голциуса, картины Яна Брейгеля Старшего, направо — большой Шатровый зал с диптихом Робера Кампена. Закончится же экскурсия залом Рембрандта (23 картины, в том числе знаменитые «Даная», «Жертвоприношение Авраама», «Святое семейство» и «Возвращение блудного сына»). После этого вы оказываетесь у Советской лестницы (1850, архитектор Андрей Штакеншнейдер) с колоннами красного порфира, причём названа она была так задолго до советской власти — по ней при царях высшие чиновники поднимались на заседания Госсовета. Далее можно или подниматься на третий этаж, или прощаться с Эрмитажем.

залы эрмитажа

Третий этаж — для самых стойких. И это эклектический замес из французского импрессионизма и древностей. В этой части Зимнего дворца традиционно жили придворные. Идти нужно налево — собственно, правой стороны (Нового Эрмитажа) в экспозиции здесь практически и нет. Кругового обхода сделать не получится, надо пройти по указателям до конца, а потом через эти же помещения и вернуться назад. В начале осмотра шесть залов посвящены Франции, и в первых двух — картины наполеоновского периода (помпезный неоклассицизм), среди которых шедевром можно считать «Портрет графа Гурьева» работы Энгра. Затем идёт череда из четырёх «именных» залов великих импрессионистов: Ренуар (6 картин), Клод Моне (8 картин, в основном сады и пруды), Ван Гог (4 поздних полотна, написанных в Арле и психбольнице) и Гоген (15 экзотических работ периода жизни на острове Таити). Затем идёт анфилада параллельных залов: пять из них посвящены Матиссу (37 картин), Пикассо (36 картин, в том числе «Две сестры», «Любительница абсента», «Три женщины», «Гитара и скрипка») и другим французам начала XX в., а четыре боковых — Германии, Америке и отдельно Василию Кандинскому (6 картин). Немцы представлены романтическими полотнами Каспара Давида Фридриха, американцы — Рокуэллом Кентом (гренландские мотивы), есть также «Натюрморт с арбузом» колумбийца Фернандо Ботеро и скульптуры Джакомо Манцу.

малый эрмитаж

Другая половина третьего этажа Эрмитажа (боковое крыло до Невы) — подлинная экзотика. Начинается всё с Китая и Индии — живопись на бумаге и шёлке, мебель, индийское оружие. В дальних залах — коллекция китайских эмалей и фарфора, буддийская живопись на шёлке XIV в. из города Хара-Хото, фрески из монастыря «Пещеры 1000 будд» в Дуньхуане (VI—X вв.), тибетская коллекция камергера Ухтомского, «чингисов камень» из Монголии и предметы из захоронений гуннов. Заканчивается экспозиция византийским и иранским искусством: херсонесские мраморные рельефы, иконы XI—XV вв., серебряные блюда и сосуды эпохи династии Сасанидов, подносы, курильницы, светильники, керамика и стеклянная посуда.

Эрмитажный театр

виртуальная экскурсия по эрмитажу

Музею принадлежит также малоизвестный широкой публике Эрмитажный театр, он соединён с основным зданием аркой-переходом через Зимнюю канавку — маленький канал, прорытый в 1718 г. между Мойкой и Невой. Когда арка была построена, кто-то из придворных пустил слух, что она очень непрочна — видимо, Кваренги кому-то насолил. Екатерина приказала устроить в галерее грандиозный пир, чтобы развеять слухи. С местом связана ещё одна легенда — в «Пиковой даме» Лиза бросается с Эрмитажного мостика именно в воды Зимней канавки.

экспонаты эрмитажа

Что же касается Эрмитажного театра, то он был построен на месте бывшего дворца Петра I, где тот и умер. Воссозданы три исторические комнаты, там вы можете видеть т.н. «Восковую персону» (1725), сделанную по посмертным слепкам с лица, рук и ног Петра, стоят печи и камин с изразцами на голландский манер, демонстрируются зрительная труба, часы, янтарная шкатулка от прусского короля, токарня (станок и резцы) и садовая коляска. На втором этаже театра находится зрительный зал в виде античного амфитеатра с шестью рядами скамей. Интересно также фойе с отделкой в стиле рококо (1902, Леонтий Бенуа).

Адрес

Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34

Эрмитаж на карте Санкт-Петербурга

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free