Главная  /  Москва  /  Лобное место на Красной площади

Лобное место на Красной площади


Неподалёку от памятника Минину и Пожарскому напротив Спасской башни Кремля возвышается невысокая круглая в плане открытая постройка. Несколько ступеней ведут через широкий проём внутрь, справа и слева от входа прикреплены таблички с надписью «Лобное место». Кроме того, на них указано, что это охраняемый государством памятник средневековой архитектуры.

Сразу возникает вопрос — с чего бы такой «почёт» ординарному, на первый взгляд, сооружению? В разные времена на Красной площади безжалостно сносили куда более внушительные конструкции. Чтобы понять историческое значение Лобного места, нужно знать для чего оно было построено, какую роль сыграло в политической жизни страны.

По одной из версий, «лбом» в старину москвичи называли крутой спуск к реке, начинавшийся на этом месте. Но в исторической памяти русского народа «лобное место» прочно ассоциируется с телесным наказанием, казнью. Если посмотреть список казнённых здесь, то окажется, что он на удивление «скуп», то есть мало соответствует достаточно кровавой истории государства Российского. Вообще большинство казней, в том числе массовых, проводилось в Москве в другом месте — «на болоте», сегодня — Болотной площади. Тем не менее, именно «лобное место», а не «болото», несёт в себе страшный смысл.

Из-за такого несоответствия возникли многочисленные мифы, искажающие действительные исторические события. Например, многие вполне уверены в том, что Степан Разин сложил голову на Красной площади. На самом деле, его казнили «на болоте». Подобные факты ставят под сомнение первую версию происхождения названия.

Исторически более обоснованной кажется другая причина постройки и наименования Лобного места на Красной площади. Весь XVI век прошёл под знаком жёсткой политики объединения русских княжеств в единое централизованное государство. Молодой царь Иван IV (Грозный) объявил Москву Третьим Римом. Таким образом, была провозглашена не только светская преемственность Восточной Римской империи, но — главное — обозначено намерение достижения лидерства в том течении христианской религии, которое на Западе называют «ортодоксальным», а у нас «православием». Стремление московских государей утвердить себя в качестве духовных наследников Византии выразилось в строительстве культовых сооружений с «палестинскими» названиями. Так храм, который мы называем Собором Василия Блаженного, изначально назывался «Иерусалимским», Спасская башня была «Иерусалимской».

Согласно Евангелию, Христа подвергли мучительной казни на Голгофе. В переводе с арамейского название этой горы означает «голова». Но в Россию Священное писание попало уже в греческом переводе, а на этом языке Голгофа — «лобное место». Московские государи стремились воссоздать (в духовном, ритуальном плане) в столице, хотя бы частично, святые места, поэтому здесь появилось место, связанное с Голгофой. Поскольку в сознании верующего человека «лобное место» неразрывно связано с мученичеством Спасителя, Его казнью, то подобное же отношение подсознательно распространилось на московский «аналог». В то же время московское «лобное место» вовсе не задумывалось как эшафот, скорее как духовная и политическая кафедра. Все последующее «использование» этого места свидетельствует в пользу такой версии.

История Лобного места

Точно неизвестно, в каком году построили Лобное место. В пользу гипотезы о религиозном и политическом мотивах сооружения этого объекта говорит тот факт, что в летописях он упоминается впервые в связи с выступлением молодого Ивана IV. В 1549 году он произнёс здесь речь перед депутатами Земского собора. Это был, по сути, манифест самодержца о намерениях. Хотя послание формально адресовалось митрополиту Макарию, было ясно, что в нём озвучивалась политическая программа и действия на длительную перспективу. Ясно, что государь не избрал бы для такой важной речи рядовой эшафот.

Духовное значение Лобного места ярко характеризуется религиозным обрядом, воссоздающим библейское описание въезда Иисуса Христа в Иерусалим. Ежегодно на Вербное воскресенье Митрополит московский обращался к народу с проповедью на Лобном месте. Примечательно, что Владыка проделывал путь к постаменту на коне, которого сам царь(!) вёл под уздцы.

Особую «популярность» Лобное место Красной площади приобрело в период Смутного времени. Многочисленные претенденты на престол, их соперники и конкуренты использовали площадку для агитации среди москвичей. Потом тела некоторых из них выставлялись здесь на показ толпе в доказательство смерти. Именно с этого места зачитали обвинение Бориса Годунова в организации убийства царевича Дмитрия, что положило начало Смуте. Здесь она и закончилась актом общего народного одобрения кандидатуры на престол первого из Романовых — Михаила Фёдоровича.

Здесь производились и казни, но исключительно редко, по «особым» случаям. Достоверен факт приведения смертного приговора в исполнение в отношении Никиты Пустосвята (Добрынина), обвинённого в ереси. Большинство казней на Красной площади проводились в её южной части, рядом с Лобным местом. Может это повлияло на сложившийся в народе стереотип о площадке, как эшафоте.

Вообще и светские, и духовные власти понимали всю тонкость вопроса. Казнить кого-либо на месте, символизирующем земную смерть Спасителя — значит невольно причислять казнённого к рангу мучеников, что недопустимо, а вот умерщвлять неподалёку — ещё раз демонстрировать божественную поддержку существующего порядка. Исходя из этого посыла, понятно избрание местом массовой казни стрельцов в 1699 году площадки рядом с Лобным местом.

Экзекуции на Красной площади окончательно прекратились после указа Петра II в 1727 году. Столица переехала в Санкт-Петербург, Лобное место как политическая трибуна утратила былое значение. Но и в дальнейшем российские самодержцы не гнушались использовать сакральную площадку в своих политических целях. Императрица Екатерина II избрала местом гражданской казни Дарьи Салтыковой Лобное место. Так она продемонстрировала «божественную» справедливость, показав, что перед помазанницей божьей — императрицей все сословия в соблюдении закона одинаково равны и дворяне, и простой народ.

Устройство и современное состояние

Говорить о какой–либо архитектурной красоте в отношении Лобного места не приходится. Это обычная круглая возвышенность, окружённая невысоким каменным барьером. В первоначальном варианте основание было сделано кирпичным, а перила из дерева. В царствование Елизаветы Петровны Матвей Казаков перестроил площадку, несколько сдвинув её к западу, кирпич и дерево заменили диким камнем. В таком виде сооружение дошло до наших дней. Обращает на себя внимание закрывающая вход красивая кованая решётка.

Лобное место — заметный объект Красной площади. Туристов привлекает его необычная форма и явно древний вид, они любят фотографироваться рядом с ним. В культурном плане сооружение является неотъемлемой частью «иерусалимского» комплекса Москвы, свидетелем и непосредственным «участником» многих знаковых исторических событий.

Back to Top
Работает на Amiro CMS - Free