Центральная площадь Воронежа, которая, как часто бывает в российских городах, носит имя Ленина, и опять же очень часто на ней стоит памятник Ленину (1950, скульптор Николай Томский). На руке довоенного памятника Ленину немцы во время оккупации вешали людей, поэтому после войны поставили новый. Если встать так же, как Ленин, то позади будет здание областной администрации (Дом Советов) — «несостоявшаяся воронежская высотка» а-ля сталинская Москва (1953—1959, архитектор Леонид Руднев). Слева — Воронежский государственный театр оперы и балета (1961), на фронтоне которого красуются странные скульптуры трёх античных дев с какими-то трубами, и в скверике — памятник Пушкину (1999). Чуть дальше слева — Облсовпроф и бывшая гостиница «Воронеж» (1939—1940, архитектор Миронов) со шпилем и электронными курантами, на шпиле можно видеть металлический парусник, который символизирует славу города как родины ВМФ России. Справа от вас находится областная библиотека им. И.С. Никитина (1964) и напротив неё — городская администрация (1914—1915), бывшая до революции банком. До площади мы не дошли совсем немного, нужно было не сворачивать с проспекта Революции на улицу Карла Маркса вниз, а продолжать движение прямо. Мы оказались бы на пространстве, которое занимает Кольцовский сквер с памятником поэту (1868, скульптор Агостино Трискорни) и цветомузыкальным фонтаном. Справа — кинотеатр «Спартак» (1906), слева — высотное здание юридического факультета ВГУ. Интересный факт — в Кольцовском сквере при немцах было кладбище, а после прихода Красной Армии покойников вырыли экскаватором и вывезли на городскую свалку.
Через центральную площадь проходит улица Плехановская (Новая Московская), важнейшая транспортная артерия Воронежа, по которой ходят многочисленные автобусы и маршрутки. Она задумывалась как дорога на Москву и главная торговая улица с лавками и магазинами, проходившая через несколько рынков. Эту функцию улица исполняет до сих пор. По левой стороне ищите краеведческий музей в краснокирпичном здании бывшего приюта постройки 1902 года (ул. Плехановская, 29) — там экспозиция по археологии (материалы из курганов и палеолитических стоянок в Костенках), большая коллекция насекомых (бабочки, жуки и шмели), оружие, керамика, этнография, фрагмент дубовой стены крепостного города, перед зданием стоит пара старинных пушек, а во дворе — половецкие каменные бабы. На Плехановской вы также увидите т.н. «Красный магазин» (№ 16), много жилых домов послевоенного периода, скульптуру бронзовой незнакомки (2008), а свернув на Пушкинскую, попадёте к центральному крытому рынку (1972). Плехановская пересечёт далее Кольцовскую улицу и дойдёт до Площади Заставы, застроенную хрущёвками. Это как бы конец центра, окраина дореволюционного Воронежа, дальше идёт длинный Московский проспект, переходящий в трассу на Москву.
Интересной будет прогулка по бульвару Карла Маркса (Старо-Московской улице). На Никитинской площади, где мы уходили от проспекта Революции влево к Адмиралтейке, вам стоит повернуть направо, и вы окажетесь на воронежском Арбате, пешеходной зоне, обустроенной в 2007—2009 годах. Здесь масса различных тусовок, продажа картин и книг и тенистые аллеи. Сразу же за кинотеатром «Пролетарий» по правой стороне — четырёхэтажный дом Шуклина (1902—1903, № 70), ныне управление образования, потом между двумя полосатыми девятиэтажками (т.н. «дома в тельняшке») в глубине — дом Сомова (№ 72, 1912—1913), в котором в 1915—1917 годах жил поэт Маршак. Напротив — дом Нечаева (№ 55, 1770—1772), отличный образец московского классицизма, а рядом — центральная городская гимназия им. Н.Г. Басова при ВГУ (№ 57). За улицей Энгельса перед институтом физкультуры (№ 59) с гитарой сидит бронзовый Высоцкий (2009), и это непонятно, ибо певец и поэт никоим образом с Воронежем связан не был, а дальше на углу с Никитинской — здание лютеранской кирхи (№ 65, 1811—1819), ныне Горэлектросеть и кирпичные корпуса бывшего механического завода Столля (№ 67, 1907—1908). На правой стороне обратите внимание на местно-знаменитый дом с аркой «Гармошка» (№ 94, 1930—1932, архитектор Н.В. Троицкий), а за ней — гигантский коричневый дом № 98 (1995—1997) на углу с Кольцовской. Перекрёсток оформлен четырьмя оригинальными столбиками. Здесь, собственно, бульвар заканчивается, но улица Карла Маркса продолжается, и дальше вы придёте в район Чугунка, к кладбищенской часовне пророка Самуила (№ 114а). А на месте самого Чугуновского кладбища, уничтоженного в 1940 году, располагаются школа, телецентр и дворец спорта «Юбилейный» (1985). От кладбища остался только один кирпичный обелиск-пилон, стоящий как особая реликвия за оградой. С бульвара по ходу прогулки можно совершить два поворота. Если налево на улицу Энгельса — то через квартал, на Средне-Московской вы найдёте ансамбль красивых зданий XIX века: дом № 10 с башенками (бывшая гостиница Воищева), № 12 — двухэтажка с башенкой и флюгером (бывшая гостиница «Гранд-Отель» Шухмина, 1893). Если же свернуть налево на Никитинскую улицу, то там через 100 метров будет Дом-музей поэта Ивана Никитина (ул. Никитинская). Иван Саввич жил здесь и умер, жизнь его была недолгой, а детство тяжёлым — он рано потерял мать, а отец сильно пил.
Можно совершить небольшую прогулку от площади Ленина в противоположном направлении по Плехановской. Здесь некогда был главный базар Воронежа — Круглые ряды или Гостиный двор. Там слева — прямоугольный сквер с памятником «жертвам белого террора» (1929), а напротив — сквер с памятником Ивану Бунину (1995, скульптор Бурганов), писатель изображён сидящим на поваленном дереве. Можно зайти в литературный Музей им. И.С. Никитина (ул. Плехановская), который посвящён всем воронежским литераторам. Надо сказать, что как раз Бунин из всех воронежских литераторов наименее был связан с городом, он прожил здесь только первые три года и больше никогда в Воронеж не приезжал. Вскоре вы окажетесь на Университетской площади, перед Воронежским университетом (ВГУ) — большим зданием 60-х годов, перед которым установлено нечто, напоминающее издалека чупа-чупс. На самом деле это символическое изображение планеты Земля, причём по кругу надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Университет был основан в 1918 году на базе эвакуированного из Эстонии Юрьевского, а нынешнее его здание стоит на месте Митрофановского монастыря. Ещё во время войны была жива его колокольня, с которой немцы наблюдали за советскими войсками, что стояли на противоположном берегу реки. Там же троллейбусное кольцо. За университетом находится также родник Святителя Митрофана, вода которого считается лучшей в городе. Вверх от университета уходит улица Платонова, там новоделы стиля постмодерн: областная прокуратура (2003) и небоскрёб-пирамида делового центра (1995-2000).
Ну а за колоритом слепившихся на крутых склонах домов, переулочными изгибами и извивами, внезапно уводящими из центра города в лощину с избами, нужно прямо за университетом выбрать подходящий спуск в т.н. Стрелецкий лог. Это своеобразная заповедная зона старого Воронежа, сохранившая среду и атмосферу, родина Алексея Кольцова (дом поэта, правда, не сохранился). По левую сторону от главного корпуса ВГУ круто спускается Севастьяновский съезд. Там стоит Ильинская церковь (1767—1770, барокко), где крестили Кольцова. Если же зайти за ВГУ справа на улицу Фрунзе, она через пару минут приведёт вас к Спасской церкви на обрыве (1744—1755). Оттуда же начинается живописный спуск в низину оврага по улице-лестнице Белинского. Улица Большая Стрелецкая идёт внизу оврага, по ней можно подняться и выйти на улицу Кирова.
Ещё один массив частного сектора с переулками называется Терновкой, и это уже северная часть центра. Если у Петровского сквера взять курс вниз по улице Степана Разина к Чернавскому мосту (364 метров, 1959), то по ходу справа будет приземистое здание Арсенала (1696) — древнейшая гражданская постройка Воронежа, ныне военный музей (ул. С. Разина, экспозиция посвящена ВОВ). Чтобы попасть в Терновку, нужно от здания арсенала повернуть налево на улицу Сакко и Ванцетти. На ней несколько массивных каменных зданий: дом губернского прокурора (№ 77, 1770-е), дом кантонистов (№ 76) и дом Халютина (№ 80, ныне частная школа). Направо отходят спускающиеся к реке узенькие крутые улочки, богатые на частный сектор. По улице Освобождения Труда вы можете спуститься к стоящему на берегу Акатов-Алексеевскому монастырю: ансамбль его составляют Алексеевский собор (1804—1819), Введенская церковь (1780), шатровая колокольня (1674) и большая колокольня (1880). При монастыре находится резиденция епархии и стоит водосвятная часовня.
Спуск по улице Дурова вниз до упора приведёт вас к дому-музею основателя цирковой династии Анатолия Дурова (ул. Дурова, 2), весьма симпатичному домику и дворику, где Дуров жил в 1910—1916 годах, в экспозиции фото, цирковые костюмы, стулья в духе Ильфа и Петрова; а по улице Вайцеховского — к роскошному дому Вигеля (ул. Каляева, 2), принадлежавшему суконным фабрикантам Тулиновым, один из которых слыл театралом и любителем оргий с актрисами. Несколько интересных зданий второй половины XIX века есть на улице 20 лет ВЛКСМ, спускающейся вниз параллельно улице Степана Разина, только с другой стороны Петровского сквера.