Музей искусства (Гудиашвили, 1, часы работы 11:00—16:00, кроме понедельника). Своей Сокровищницей золотых и серебряных изделий и перегородчатых эмалей христианской эпохи Музей искусства восхищает ещё больше, чем собрание Национального музея Грузии. Также здесь собрана живопись Западной Европы, России и Грузии, начиная с эпохи Возрождения.
Пройдя мимо копий фресок из Бетании и Кинцвиси, вы окажетесь у начала осмотра, в Сокровищнице. Неудивительно, что большинство экспонатов в ней — это иконы в прекрасных золотых рамах, и на многих из них святой Георгий, который часто изображён пронзающим копьём не дракона или демона, а римского императора Диоклетиана, что символизирует победу христианства над язычеством. Также святого Георгия изображают пытаемым на колесе. Православная церковь запрещала создавать объёмные скульптуры святых, однако разрешала рельеф. Производство обжиговых эмалей, для которых краску смешивали с воском, стало с VI в. одной из местных специальностей и достигло полного расцвета в период с X по XII в. Техника обжига этих эмалей, когда плавилась только краска, но не золотая рамка, была утеряна в XV в.
Среди множества выдающихся экспонатов коллекции в первую очередь стоит назвать чашу из Бедии (Абхазия), изготовленную в 999 г., с изящным рельефом Христа, Богородицы и апостолов, а также тондо XI в. из Гелати — круглую серебряную пластину с горельефным изображением св. Мамая верхом на льве. Нагрудный крест царицы Тамары обладает для многих грузин почти мистическим значением, поскольку является зримым наследием одной из величайших правительниц их страны. Он был изготовлен в конце XII в., в золотую основу вправлены изумруды, рубины и жемчужины, а в XIII в. к нему был добавлен старотех, или крепление. Икона из Анчи была эмалирована в VI в., а в XVII в. её перевезли в церковь Анчисхати в Тбилиси. Во второй половине XII в. по просьбе Тамары для иконы сделали обрамление в виде вьющегося винограда, причём узор ни разу не повторяется. Боковины были добавлены к раме уже в XIV в., существенно позже окончания грузинского Возрождения, но они тем не менее представляют собой достойный образец ремесленного искусства, а вот херувим в верхней части изготовлен уже в XIX в.
У Хахульского триптиха похожая история: голова Христа написана восковыми красками в VI в., а в X в. к ней добавили Богородицу (это самый большой образчик перегородчатой эмали в мире). Затем, в первой половине XII в., после того, как её перевезли из Хахули в Гелати, икону вместе со 115 медальонами перегородчатой эмали, изготовленными в VIII—XI вв., заключили в золотую раму (с золочёными серебряными боковинами). В 1859 г. русский наместник в Имерети, Левашов, изъял большую часть золота и украшений, после чего восстановить удалось лишь лицо и руки Богородицы. Икона Мартвильской Богородицы, датируемая первой половиной XII в., выполнена из золота с маленькими эмалями евангелистов по углам, а в центре правой стороны расположен медальон святого Петра IX в. — старейшая из известных византийских эмалей. Изготовленный в XV в. крест из Гориджвари составляет 2 метра в высоту и украшен 16 серебряными пластинами с рельефными изображениями святого Георгия.
Начиная с XII в., работа по металлу в Грузии отчасти утратила свою искусность, хотя с XV в. вновь начинают появляться достойные изделия. С XVI в. в иконах Восточной Грузии становится заметно влияние Персии — вместо виноградных лоз появляются цветочные мотивы.
К XVIII в. акцент переместился на светские украшения; в музее выставлены украшения Екатерины Дадиани, дочери Александра Чавчавадзе, а также драгоценности других аристократических семейств, включая трёхлитровый ханци, или рог для питья, кувшины для вина, каркара с раздвоенным носиком, чтобы возникал булькающий звук, серебряные совки для угля, серебряные скобы Давида IV (XI в.), очки Ираклия II (XVIII в.), царская стеклянная печать, дорожная чернильница и итальянский мраморный столик XVIII в. Среди оружия можно увидеть щит Вахтанга VI (XVIII в.) и саблю внука Тамары (XIII в.).
Отсюда можно спуститься вниз, к коллекции иранского искусства в подвальном этаже (включает миниатюры и ковры XVI-XIX вв.), или подняться наверх к собранию грузинской и западной живописи. Здесь множество хороших экспонатов, однако расположены они несколько беспорядочно. Большинство из работ XVIII в. в чём-то наивны по стилю, но в произведениях XIX в. отчётливо заметно влияние французского искусства, а также, до некоторой степени, восточных мотивов.
Самые ранние работы — это иконы XVI в. из Москвы и Ярославля, и которыми следует итальянский портрет сенатора из семейства Сонтарини XVII в. и фламандские и немецкие портреты XVIII в. Здесь присутствует портрет благородной ламы Винтерхальтера (1855) и два абстрактных полотна Кандинского. Из русских живописцев здесь представлены работы С.Ф. Щедрина (1791-1830), И.Е. Репина (1844-1930), В.А. Серова (1865-1911) и 3. Серебрякова (1984-1967).
Здесь есть несколько весьма интересных грузинских полотен XX в.: сначала идут написанные сильными, густыми мазками работы модернистов, а затем более лёгкие по исполнению картины Кикодзе, Джокидзе и других близких к декадансу художников 1920-х гг. Далее следуют пять полотен Давида Какабадзе, заметно различающихся по стилю. Особое внимание обращает на себя его абстрактный «Декоративный пейзаж», который можно заслуженно назвать шедевром. Выставлены пять работ Елены Ахвледиани, семь полотен Ладо Гудиашвили, семь захватывающих символических работ Шалвы Кикодзе и ещё семь — Мосе Тоидзе.
Затем идут два зала наивных, напоминающих но стилю Руссо, полотен Нико Пиросмани, на которых изображены празднующие, танцующие, поющие и пьющие грузины. Ещё два зала с работами менее именитых грузинских художников страдают, к сожалению, от жары и влажности, из-за которых краски бледнеют, тускнеют и осыпаются при прикосновении.
За следующей дверью находится «архитектурная галерея», то есть скудно снабжённое подписями собрание мозаик и копий с фресок, датируемых начиная с V в., а также фотографии и модели церквей.
Смотрите также: