Главная  /  Россия  /  501 стройка

501 стройка. Железная дорога Салехард-Игарка


Железная дорога в Лабытнанги приходит из Коми веткой от воркутинской линии со станции Чум. Этот участок был начальным в несостоявшейся трансарктической магистрали, которая строилась заключёнными в 1947—1953 годах и получила название 501-й стройки. Официально это железная дорога № 501 Салехард—Игарка, которую можно считать одним из самых грандиозных проектов ГУЛАГа. Предполагалось примерно по полярному кругу, через бескрайние болота и тундру соединить берега Оби и Енисея, а после продолжить дорогу через Якутию на Чукотку и спуститься потом вдоль Тихого океана в Приморье. Целями были защита Арктического побережья, вывоз никеля из Норильска и необходимость дать работу заключённым, в которых в сталинские времена недостатка не было. Дорогу строили однопутную, с разъездами через 10—15 км.

В настоящее время наблюдается следующая картина: действует начальный западный сегмент дороги (Чум — Лабытнанги), участок Салехард—Надым заброшен и частично разобран, участок Надым — Уренгой работает (восстановлен в 70-х годах из-за нефтяной необходимости, поезда ходят со скоростью 25 км/ч), дальше на восток строительство не велось, а на восточной окраине в Красноярском крае заброшенный малый участок у села Ермаково и действующий сегмент Дудинка—Норильск. В 1953 году 501 стройку прекратили, паровозы и вагоны, бараки концлагерей бросили в тундре. «Мёртвая дорога» а-ля «Сталкер» Тарковского сохранилась в почти нетронутом виде, только сгнили шпалы и мосты, поэтому иногда рельсы голыми, что называется, нависают над оврагами. Видеть это всё можно только, однако, отъехав от Салехарда 112 км на восток — а это летом проблематично, можно лишь пешком. Полотно на протяжении 90 км от Салехарда было разобрано и продано в неизвестном направлении в начале 90-х годов, осталась только насыпь.

Существующий участок Лабытнанги—Чум (194 км) интересен тем, что он пересекает Полярный Урал — северные отроги знаменитого хребта. Покрытые снегом в течение всего года, они очень выигрышно смотрятся летом. Азиатские склоны более зелёные и лесные, чем европейские. На ямальской стороне несколько станций. От станции Обская (12 км от Лабытнанг), откуда на берег Карского моря уходит ведомственная газпромовская дорога на Бованенково (525 км) и далее на мыс Харасавэй. Эта однопутная тепловозная ветка проходит по голой тундре (зимой — по царству снега и льда) и вкупе с движущимися по зимникам тягачами оставляет совершенно сюрреалистическое впечатление. Станция Харп (42 км от Лабытнанг) в переводе означает «северное сияние», но, несмотря на романтическое название, известна более колонией для приговорённых к пожизненному заключению — сюда была переведена тюрьма из Тобольска. Сейчас действуют две колонии, одна из них — «Полярная сова» для пожизненно осуждённых (сидят в том числе битцевский маньяк и любитель пострелять бывший московский милиционер Денис Евсюков).

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free