Главная  /  Россия  /  Сочи  /  Агурское ущелье

Агурское ущелье

Это наиболее известный маршрут Большого Сочи. Орлиные скалы, поднимающиеся на высоту 379 м над уровнем моря, «увенчанные» трёхметровой скульптурой Прометея, привлекают к себе многих. Это и неудивительно. Со смотровой площадки Орлиных скал открывается великолепный вид на горы Главного Кавказского хребта. Агурское ущелье — одно из самых интересных в Сочи — сверху особенно красиво. А воздух! Пьянящий аромат цветов, шелест листьев, и смотрящий прямо на тебя Ахун!

Маршрут по Агурскому ущелью был разработан ещё в начале XX в. знаменитым Кавказским Горным клубом. Энтузиасты клуба не только составили схему маршрута, но и прорубили его через лес. С тех пор уже более ста лет мы пользуемся трудами наших предков — исследователей горного Причерноморья.

От остановки напротив ж/д вокзала каждые 10-15 минут отходит автобус №43, который и привезёт нас к остановке «Старая Мацеста». Можно также приехать на № 120, 121. Ехать минут тридцать: сначала по Курортному проспекту, затем, свернув налево, по аллее Челтенхема (названа в честь города-побратима Сочи), мимо Новой и Средней Мацесты к ванному зданию Старой Мацесты. Прямо на остановке есть магазинчик, в котором можно купить колбасу для бутербродов. Не забудьте воду!

Позади остановки дорожка, ведущая во внутренний двор здания. Справа рынок; в нём есть туалет. Мимо рынка выходим к мосту через реку Мацесту. Сразу за мостом начинается дорога на Орлиные скалы. Есть и старый указатель. Буквально через двести метров справа видим огороженную территорию: забор вокруг сероводородного источника, вытекающего из пещеры.

«Мацеста» с убыхского переводится как «огненная вода», в связи с тем, что после ванн в ней кожа человека становится красной. Длина реки 17 км. Убыхи и абазинцы, жившие в этих местах, знали целебные свойства воды и частенько принимали ванны в нагретых солнцем котловинах. Иногда забирались в пещеры, потому погибали от отравления парами. Мацестинские источники разрабатывал В. Подгурский. В 1902 г. было построено первое ванное здание. А с 1908 г. Подгурский был назначен распорядителем Мацесты. Все известные нам здания комплекса Мацеста были построены в советские годы.

Далее по дороге мы проходим дачи (справа) и поднимаемся на поляну, где проходит ЛЭП. Чуть дальше дорога уходит в лес, и через триста метров слева постамент с головой орла. Балка, через которую мы прошли, называется Орлиной. Можно подниматься дальше по дороге — она более полога и, что самое важное, приводит нас к началу Орлиных скал. Сначала дорога идёт вверх. Асфальт переходит в грунт, затем в бетон. Выше площадка с видом на море. Дорога от неё поворачивает влево и через некоторое время идёт на подъём. Всего расстояние от моста до начала Орлиных скал 2,5 км. Проходится достаточно быстро. Главное не спешить. Здесь есть КПП Национального парка. Если оно обитаемо — вход платный, 100 руб. Если нет — деньги останутся при вас. Весной на подъёме радуют глаз цветущие цикламены. В цветах этого растения живёт солнечный свет, радость, вдохновение!

Правее бетонированная тропинка, приводящая нас на самый край Орлиных скал. Это другой мир. Мы перестаём думать о трудностях подъёма. Перед нами потрясающая панорама: гора Ахун, пицундская сосна, схватившаяся корнями за скалы, Агурское ущелье внизу. Поднимаемся влево по тропе. Будьте внимательны: с определённых точек будут видны нижние водопады. Они кажутся такими маленькими, хотя их высота 23 и 30 метров.

Подходим к высшей точке скал. Вниз на Агурское ущелье страшно смотреть: 250 м обрыва! Можно фотографироваться с товарищем Прометеем. Влево от нас панорама Главного Кавказского хребта и прилегающей местности. Слева направо видны хребет Ачишхо, массив Псеашхо, Агепста, Гагринский хребет, массив Арабика. Красота необычайная! Чуть ближе к нам виден разлом ущелья Ахцу. Именно этот участок дороги на Красную Поляну назывался «Пронеси, Господи!» (нависшие над ущельем скалы с отрицательным уклоном грозили путешественникам своими камнепадами).

На площадке есть кафе, здесь можно купить воды, сладостей и даже заказать шашлык. Хотите, пройдите чуть дальше и на следующей смотровой площадке перекусите. Кстати, именно с той площадки открывается вправо вид на сами скалы. Тропа ведёт нас вниз к слиянию рек Агуры и её притока Агурчика. А тропа весной утопает в цветах: здесь и первоцвет (примула), и незабудка, и кандык кавказский с зачёсанными назад лепестками.

Воздух насыщается влагой. Мы у слияния двух рек. Слева через речку поляна со столом. Справа при переходе через Агуру, чуть выше, родник. Наша тропа уходит вправо по Агурскому ущелью. Если перейти речку, увидим тропинку, поднимающуюся на гору Ахун (стар. Охун). Справа родник. Тропа взбегает наверх, затем поднимается через поляну по более пологому склону. Ещё немного, и видны выходы известняка. Здесь есть ответвление влево к Ахунской пещере. Она спряталась в 50 метрах левее по склону. Наша же тропа вьётся меж скальных выступов и приводит нас к старым ступеням, по которым мы поднимаемся к бетонной дорожке. По бетону подходим к Ахунской башне, придуманной архитектором Воробьёвым и построенной в 1936 году на высшей точке горы Ахун. Спуститься можно и обратно той же дорогой. Однако башню посещают туристы на экскурсионных автобусах. Можно договориться и уехать в город с ними. Башня высотой 30 метров — великолепная точка обзора побережья. Захотите увидеть — поднимайтесь!

Итак, нужная нам тропа уходит вправо по Агурскому ущелью. Мы идём среди лавровишни, рододендрона, падуба с его колючими листьями, огромных деревьев. Слева вьётся Агура, время от времени скатываясь с небольших порогов. Через пару сотен метров приходим к каскаду Агурских водопадов. В узком ущелье их несколько. С выступающей вперёд скалы можно сфотографировать верхний. Этот кусок ущелья обрывается вниз 25-метровой пропастью. Пройдя по тропе дальше, мы сможем полюбоваться на 21-метровый водопад. К краю площадки подходить не нужно!

Средний водопад высотой 23 метра мы могли увидеть только сверху, со скал. Подход к нему с тропы опасен. Зато спустившись чуть ниже, останавливаемся перед верхней ступенью нижнего 30-метрового водопада. Зрелище интересное: струя воды, стекая с каменного помоста, устремляется вниз в узкую горловину. И там, ударяясь о скальный выступ, спадает 12-метровым водопадом в озерцо зеленоватого цвета. Диаметр озерца 28 метров. Естественно, здесь зона купания. Вода холодная, но в летнюю жару — самое то!

Внизу столики и кафешка. Шашлык, вода, чипсы — весь набор счастливого туриста. Полчасика можно и посидеть. Тропа проходит через мост и уходит траверсом по другому склону. Через восемьсот метров от моста видим спрятавшуюся знаменитую Чёртову купель, в неё падает небольшой водопад. Это самое узкое место Агурского ущелья. Чёртовой купелью место названо не зря — когда вода спадает, а такое случается, перед нами открывается скальная котловина нескольких метров глубины, мрачноватая, навевающая нерадостные мысли. Слева от купели пещера — Чёртова нора глубиной 15 и длиной свыше 200 метров. Место интересное, но страшноватое.

Через пару сотен метров выход из Национального парка. Будочка КПП. Далее мост. Если посмотрим на воду, то заметим, что её цвет изменился: вода становится мутной, беловатой. Это влияние сероводорода. Слева видим ресторан «Кавказский аул». Рядом парковка для машин. В километре от этого места автобусная остановка. Асфальтированная дорога прямо выводит нас к большому мосту, за которым правее остановка. Из достопримечательностей по дороге — поляна Высоцкого со скульптурой поэта. Нас устроят автобусы № 122 и 2. Оба идут на ж/д вокзал.