Без своих церквей Московский Кремль — просто хорошо сохранившаяся крепость с комплексом административных зданий. Именно величественные храмы сделали Кремль не только политическим, но духовным, культурным центром России. История соборов Московского Кремля неразрывно связана с историей страны: с несчастьями и праздниками, разорением и обязательным возрождением. Экскурсия по Кремлю будет неполной без посещения этих достопримечательностей.
Здание выстроено на месте прежнего одноимённого храма. Первое в Москве каменное культовое сооружение появилось на этом месте при Иване Калите в 1327 г. Спустя два столетия здание сильно обветшало, царь Иван III приказал разобрать его и построить новый собор. Работы вначале доверили отечественным зодчим, но в результате землетрясения уже почти выведенные стены рухнули. Возобновилось строительство по прибытии знаменитого архитектора А. Фиорованти, которого царь пригласил в Москву из Италии. Заморский зодчий взял за образец Владимирский собор Успения Божьей Матери. В отличие от предшествующего храма, новое здание строилось с пятью куполами. Фиорованти блестяще решил сложную инженерную задачу поддержки купола и пяти барабанов. Верхнюю часть собора поддерживают шесть колонн (столпов) и прочные арочные перекрытия в алтарной части. Это позволило существенно расширить внутренний объём. Стены, колонны, арки, барабаны делались из кирпича, на облицовку брался белый подмосковный камень.
Храм освящали дважды. Впервые — непосредственно после постройки в 1471 г.; второй раз после изгнания французов в 1813 г. Сегодня собор открыт для экскурсий, богослужения совершаются в нём нечасто.
Современный вид собора сформировался после нескольких достроек, улучшений. В начале XV в. его первоначальную «версию» возвели псковские мастера, в то время храм имел только три купола. Ещё два купола появились после пожара в ходе восстановительных работ, проводившихся в период с 1547 по 1564 г.
Храм претерпел существенные изменения во времена царствования Ивана IV. К папертям пристроили приделы с куполами, после чего их общее количество возросло до девяти. К южному приделу церкви по приказу Ивана Грозного пристроили специальное крытое крыльцо, откуда царь мог слушать богослужения.
Западная стена собора почти вплотную примыкает к Большому Кремлёвскому дворцу — из него в церковь можно попасть по специальной галерее. Немудрено, что Благовещенский собор считался домовой церковью царской семьи, а её настоятель был духовником самого государя. Это статус протопресвитеры собора сохраняли и в тот период, когда столицей был Петербург.
Денег на украшение «семейной» церкви правящая династия не жалела. Здесь работали лучшие мастера живописи, такие как Феофан Грек и Андрей Рублёв. Если иконостас могли расписывать только православные отечественные мастера, то остальной декор доверили выполнить итальянцам. Многочисленные резные украшения на животные и растительные темы, светильники — дело рук умельцев из Тосканы и Ломбардии.
Сегодня храм открыт для посещения, в его основании (подклети) открыт музей древностей Московского Кремля.
В каждом соборе Московского Кремля есть свой некрополь, но официальный статус родовой усыпальницы российских государей имеет Архангельский собор. Эту традицию ввёл Василий III — в его правление возведено здание, которое мы видим сегодня. Как и многие другие, этот храм построен на месте старых, обветшавших со временем, церквей. Историки считают, что первый собор в честь Архистратига Михаила появился в Московском Кремле ещё в середине XIII в. Затем Иван Калита, в избавление от страшного голода, перестроил храм в камне.
Иван III за несколько дней до кончины заложил первый камень в основание нового храма — старый к тому времени пришёл в аварийное состояние. Дальнейшее строительство велось под наблюдением его сына Василия, ставшего новым российским царём.
Архангельский собор тесно связан с именем Аловиза Фрязина, в историографии получившим приставку к имени — «Новый». Это выдающийся итальянский зодчий построил на Руси 11 храмов. В проектировании кремлёвского собора он учёл православные традиции градостроения и добавил к ним передовые технологии европейского Возрождения.
Храм освятили в 1508 г. На строительстве использовался обожжённый кирпич с последующим декорированием белым камнем. Своды и пять барабанов с куполами поддерживаются шестью столпами. Внутреннее пространство разделено на восемь приделов и скрытое за стеной помещение, верхний ярус которого предназначался для женщин царской семьи.
Сегодня это крупнейший в Кремле пантеон царских фамилий Рюриковичей и Романовых. Достаточно сказать, что здесь могилы Ивана Грозного, Петра II, Дмитрия Донского. В советское время в некрополь Архангельского собора перенесли прах женщин царских родов, покоившихся до этого в Воскресенском монастыре Кремля, взорванном большевиками.
Под этим названием понимается храмовый комплекс, объединяющий церковь, арочную звонницу, пристройку и башню колокольни. В архитектурном ансамбле древнейшее сооружение — церковь. Она освящена в честь Иоанна Лествичника. Первый храм построен в 1329 г. В начале XVI в. старую постройку разобрали и под руководством Аловиза Фрязина воздвигли новый храм и колокольню высотой 60 метров. Третий ярус башни, надстроенный Фёдором Конем в 1600 г., увеличил высоту сооружения до 81 метра, колокольня стала называться «Иван Великий» и надолго обрела статус самого высокого здания в Москве.
Северная храмовая пристройка носит имя Филарета — патриарха времён царствования Михаила Фёдоровича.
В 1812 г. французы пытались взорвать весь комплекс. Церковь и звонница были разрушены, но столп «Ивана Великого» хотя и пошёл трещинами, устоял. В послевоенные годы колокольню восстановили, руководил работами Д. Жилярди.
В настоящее время колокола «Ивана Великого» звонят во время служб, часть храмовых помещений отведена под музейные экспозиции.
Православный храм постройки 1480-х гг. возведён на месте сгоревшей в 1479 г. одноимённой церкви. Название храма связано с неудачной попыткой штурма Москвы правнуком хана Тохтамыша царевичем Мазовшей. Контратака москвичей вынудила ордынцев спасаться бегством. Спасение города от разорения произошло 2 июля 1451 г. В православном календаре — день прибытия Ризы Богоматери в Константинополь. Храм, построенный по инициативе патриарха Иова, назван в честь этой даты. Здание построено псковскими зодчими в характерном для северо-западной Руси стиле. Собор одноглавый, четырёхстолпный. Фасад облицован белым камнем, снаружи стены украшены орнаментальным фризом.
Убранство церкви интересно тем, что иконостас и внутренняя роспись делались одновременно, что в былые времена происходило нечасто. На сегодняшний день это скорее музей, нежели место для молитв. Службы здесь проводятся всего раз в году.
В общем плане церковь составляет единое целое с патриаршими палатами, её история неразрывно связана со становлением и развитием Московской Патриархии. Каменную резиденцию митрополитов московских начали строить в Кремле в 1450 г. Череда пожаров периодически уничтожала постройку, её вновь отстаивали, внося дополнения и возводя новые палаты.
С учреждением в 1589 г. патриаршества, строительство помещений и примыкающих церквей, активизировалось. При патриархе Иове комплекс подворья включал три церкви.
Разорение в Смутное время и последовавший пожар 1626 г. превратили патриаршее подворье в руины. Большую роль в реконструкции всего ансамбля сыграл отец царя Михаила Фёдоровича патриарх Филарет, палаты и церкви восстановили в прежнем виде. Инициатором коренной перестройки всего комплекса зданий подворья выступил патриарх Никон. С 1652 по 1656 гг., практически все помещения и церкви разобрали, на их месте выстроили новые трёхэтажные палаты и церковь апостола Филиппа. Перестройку продолжил патриарх Иоаким. Проездные арки под храмом заложили камнем, конструкцию церкви апостола Филиппа существенно обновили. В 1681 г. её освятили в честь Двенадцати апостолов. В таком виде она дошла до наших дней. Сейчас в соборе музей, он открыт для постоянного посещения.
Домовые церкви — это освящённые помещения для совершения богослужений в частных жилищах. Подобные палаты были широко распространены в быту русской дворянской знати. Конечно, домовые церкви устраивались в царских покоях, например, в Московском Кремле они составляют целый комплекс помещений.
Раньше кремлёвские домовые церкви разделяли на две группы по принадлежности к храму. Одну группу относили к церкви Воздвижения, другую группу — к церкви Вознесения. В конце XVI в. их объединили под одной крышей. Одиннадцать позолоченных небольших куполов на крыше Верхнеспасского собора — излюбленный объект фотографов, они красиво смотрятся на кремлёвской панораме. Сейчас церковь закрыта, службы в ней не проводятся.