Главная  /  Крым  /  Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»


Чем может заинтересовать туриста рядовая телефонная станция стандартной комплектации и постройки? Ответ очевиден — ничем. Но это не относится к ГТС за № 825, что построена на противоположном от Балаклавы берегу залива. В советские времена западные спецслужбы многое бы отдали, чтобы получить развёрнутый ответ на вопрос — что скрывается за этим названием? Сегодня военно-морской музейный комплекс «Балаклава» стал одной из главных достопримечательностей города.

В результате окончания холодной войны между СССР и США многие дотоле засекреченные объекты «вышли в тираж», стали бесполезны с политической и военной точек зрения. Тут и обнаружилась причина столь секретного статуса Балаклавы, в которую не пускали без пропуска даже жителей «режимного» Севастополя. Оказывается, под горой Таврос, рядом с которой выстроен «объект ГТС 825», функционировала ремонтная база и хранилище боеприпасов (в том числе ядерных) для подводных лодок.

После рассекречивания базы возникла проблема её дальнейшего использования. Решение нашли в использовании базы в качестве туристического объекта, рассчитав, что сборы от посетителей могут по крайней мере покрыть расходы на содержание подземной инфраструктуры в работоспособном состоянии. Опасение, что «люди не пойдут», оказалось напрасным — как раз посещение бывших военных баз, убежищ, хранилищ стало чрезвычайно популярным направлением туризма ещё в 90-е годы, и сегодня интерес к посещению подобного рода объектов остается стабильно высоким.

Работы начались в 1953 году, проект строительства курировал лично Л. Берия. Для проведения столь масштабных проходческих работ привлекли метростроевцев из Харькова. В то же время чтобы прикрыть столь масштабное строительство, наверху возводили телефонную станцию №825 и ещё ряд зданий. Работы длились целых 8 лет, причиной тому были повышенные требования к секретности и технические сложности реализации проекта. Проходчикам предстояло делать не привычные горизонтальные штольни, а, фактически, соорудить подземный судоходный канал с ремонтными доками и вспомогательными помещениями. Несмотря на трудности, график строительства неуклонно исполнялся, и в 1961 году объект приняла военная приёмка.

1993 год стал последним годом эксплуатации «объекта ГТС №825», но только спустя 10 лет его внутренние помещения стали доступны для осмотра, здесь был открыт военно-морской музейный комплекс «Балаклава». Если говорить об этом объекте в целом, то прежде всего поражает степень его маскировки и противоатомной защиты. Сверху ничто не напоминает о том, что под горой находится целый подземный ремонтный завод — на поверхности стоят обычные городские здания, к ним ведут дороги — ничего военного. Морской же вход на базу прикрыт самой природой, Балаклавская бухта извилиста, поэтому со стороны Чёрного моря ничего не видно. Мало того, входы в подземный канал прикрывались ещё маскировочными сетями в цвет местности.

Важнейшим требованием функционирования базы, принимая во внимание наличие хранившихся здесь атомных боеприпасов, являлось условие прочной защиты от оружия массового поражения. Скальная порода горы Таврос надёжно предохраняла объект от удара боеприпаса любой мощности сверху, а со стороны моря входы в подземный канал перекрывали 150-тонные стальные ворота, они были способны выдерживать давление в 60 кг/см2.

Официальный сайт музея подводных лодок в Балаклаве

muzey-sevastopol.com

Адрес

Севастополь, Таврическая наб., 22

Как добраться?

Если воспользоваться общественным транспортом, то нужно садиться на севастопольском автовокзале в автобусы 9, 94, 99 и ехать до остановки «Оболонь». Отсюда до музея недалеко.

Либо до остановки «5-й километр» (это конечная остановка) троллейбусами 17, 20, автобусами 17, 20, 26.

Время работы

В понедельник и вторник экспозиция закрыта для посещения. В остальные дни экскурсии проводятся с 9:30 до 16:00. Кассы открываются и закрываются на 10 мин. раньше.

Стоимость

Обычный билет стоит 300 руб., льготный билет — 100 руб.

Под землёй расположены: 600-метровый сквозной судоходный канал; ремонтные цеха, сухой док; отдельная зона подготовки и тестирования ядерных боеприпасов; топливное хранилище с ёмкостями на 9,5 тыс. тонн горючего; помещения для обучения и отдыха экипажей и ремонтно-технического персонала. Конечно, не все помещения базы включены в программу осмотра. Но и того, что представлено достаточно, чтобы оценить масштаб и технологическую уникальность всего комплекса.

Экскурсии

Посетителям военно-морского музейного комплекса «Балаклава» предлагается два вида экскурсий. Первый — пеший поход вдоль канала, посещение сухого дока (он расположен ниже уровня моря на 8 метров), осмотр экспозиции в хранилище ядерных боеприпасов «объекте 820». Во время экскурсии вдоль канала можно наглядно убедиться в мастерстве строителей, оценить инженерную продуманность проекта, всех элементов подземной базы. В своё время канал вмещал 8 подводных лодок, в том числе океанских, например, проекта 641. Одну из таких субмарин сегодня можно осмотреть здесь же.

Гражданскому человеку редко доводится побывать в местах, где хранилось и готовилось к боевому применению ядерное оружие. «Объект 820» — это галереи и залы, где наглядно показан порядок работ с атомными боеголовками, представлены образцы торпед и мин, технология их погрузки на подводные лодки. Специфика производства требовала дополнительной защиты, вход в помещение ядерного арсенала оборудован двойными дверями. Первая дверь весит 10 тонн, она представляет собой стальной короб, внутрь которого залит бетон. Вторая дверь — поменьше — обеспечивает герметичность помещений, весит 2 тонны. Конструкция петель такова, что двери без особых усилий открывает один человек. Вдоль стен смонтированы стенды, где представлены образцы форменной одежды персонала базы, исторические документы, фотографии. Вообще экспозиция сформирована очень умело, рядом с боеголовками стоят манекены, изображающие технический персонал, плакаты схематически рассказывают об устройстве ядерных торпед и пр. После экскурсии приходит понимание того, что здесь в недалёком прошлом действовал настоящий завод со всей сопутствующей инфраструктурой и вспомогательными службами. Удивительно, что удавалось держать в секрете труд многих сотен людей.

Второй вид экскурсии — поездка на катере по подземному каналу с посещением сухого дока, сопровождаемая пояснениями гида. Экскурсия не столь объёмна как пеший осмотр, но всё равно даёт представление об устройстве и функционировании базы.

Музей подводных лодок на карте Севастополя (Балаклавы)

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free