Главная  /  Россия  /  Санкт-Петербург  /  Достопримечательности Питера

Питер. Достопримечательности Спб


Стрелка Васильевского острова — Университетская набережная — Благовещенский мост — Медный всадник

Стрелка Васильевского острова находится прямо напротив Эрмитажа, и с центром города её связывает Дворцовый мост через Неву (1916, инженер А. П. Пшеницкий). Более того, это водный перекрёсток Петербурга — здесь Нева разделяется на Малую и Большую. Большая Нева (основной рукав дельты) течёт прямо в Финский залив, отделяя центр города от Васильевского острова, а Малая Нева — в обход севернее, являясь границей Васильевского острова и Петроградской стороны. На Стрелке сосредоточена масса интересных объектов, которые столь значительны, что мы рекомендовали бы на знакомство с ними отвести целый день. Проще всего попадать сюда, проехав на метро до Невского проспекта, а далее на троллейбусах № 1, 7, 10 на одну остановку дальше Эрмитажа.

Вы оказываетесь около абсолютно симметричного здания Биржи (1810—1815, архитектор Тома-де-Томон), построенного в стиле античных храмов. Рядом с Биржей — небольшая лужайка и две Ростральные колонны, воздвигнутые этим же архитектором.

Слева от Биржи начинается Университетская набережная Невы, которая тянется от Стрелки до Благовещенского моста.

Это научно-образовательный и музейный центр Петербурга. И сразу же — туристический хит всероссийского значения, Зоологический музей (№ 1). Он занимает три больших зала. В первом вы увидите огромную коллекцию насекомых и впечатляющий скелет синего кита (длиной в 27 метров) и разложенных кружком тюленей и моржей. Второй зал посвящён рыбам, земноводным, рептилиям, птицам и беспозвоночным (губки, кораллы, моллюски и паразиты). Самый большой, третий зал отведён млекопитающим. Огромное количество чучел, есть уникальные экспонаты вымерших животных: тасманийский волк (чучело и скелет), стеллерова корова (скелет), детеныши мамонтов, извлечённых из вечной мерзлоты, скелет «мамонта Адамса» (самый старый и самый крупный в мире). Диорамами представлены котики, львы, жирафы.

За Зоологическим музеем расположен второй по популярности музей Петербурга после Эрмитажа — Кунсткамера, или, официально, Музей этнографии и антропологии им. Петра Великого (№ 3). Да что греха таить, возможно, даже и самый популярный. Но всё из-за одной «фишки» — знаменитых уродцев, проданных царю Петру I голландцем Альбертом Себом в 1714 году (ребёнок со сросшимися ногами, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы). Туда отстаивают часовые очереди. Но уродцы — лишь малая часть Кунсткамеры. Изначальная цель Петра I была собрать различного рода раритеты, необязательно связанные с природными аномалиями. В состав Кунсткамеры входит также музей Михаила Ломоносова. Он находится в башне, в которой Ломоносов работал в 1741—1765 годах. Там можно видеть астролябию Арсениуса XVII века, меридианный круг Эртеля (1828), коллекцию телескопов, напольных часов, математических инструментов, химического инвентаря и личные вещи Ломоносова. Здание Кунсткамеры построено в 1718—1734 годах (архитектор Маттарнови и Земцов) в стиле петровского барокко, во дворе её стоят экзотические каменные идолы.

Далее вы видите здание Петербургской академии наук (№ 5, 1783—1789, архитектор Дж. Кваренги) — классический жёлтый дом с колоннами, а за ним — главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета (здание Двенадцати коллегий, № 7/9, 1722—1736, архитектор Доменико Трезини). Во дворе 12 коллегий спрятан памятник кошке (2002). Рядом сгруппировано несколько зданий, принадлежащих различным факультетам СпбГУ. Если после здания Академии наук повернуть направо на Менделеевскую линию, вы выйдете на площадь Сахарова с памятником академику (1996) и библиотекой РАН.

Дальше по набережной расположено длинное здание филфака СпбГУ (№ 11, 1727—1761, бывший дворец Петра II), во дворе которого можно видеть целый парк забавной современной скульптуры: интересны «Броненосец Гоголь» и «Бродский вернулся». А на набережной Невы есть любопытная гранитная книга со словами Пушкина: «Люблю тебя, Петра творенье...».

Дальше по набережной — Меншиковский дворец (№ 15, 1710—1727, петровское барокко). Дворец имеет статус филиала Эрмитажа и музея. Внутри восстановлен интерьер Петровской эпохи, и, пожалуй, это крупнейший образец жанра в городе. За Меншиковским дворцом от набережной отходит Кадетская линия, где вы можете наблюдать сплошную колоннадную фасаду, справа — пристроенные корпуса (1731, архитектор Трезини), а ещё дальше — лютеранскую церковь Св. Екатерины (1768—1771, архитектор Юрий Фельтен). Дальше по набережной — Румянцевский сад с колонной в честь побед фельдмаршала Румянцева-Задунайского, можете пройти его и выйти к Большому проспекту по самой узкой улице Петербурга — Репина (ширина 5,6 метра). А за садом по набережной стоит величественно симметричное здание Академии художеств (№ 17, 1764—1788), украшенное со стороны Невы древнеегипетскими сфинксами. Они появились в России в 1832 году, были куплены русским послом Муравьевым у англичан, а 3,5 тысячи лет назад украшали фиванский храм фараона Аменхотепа III.

Мы пришли к Благовещенскому мосту (1843—1850, инженер Кербедз и Уистлер), более известному как мост лейтенанта Шмидта — изначально первому через Неву. Нам через него переходить в центральную часть города, но мы рекомендовали бы вам пройтись ещё четыре квартала по набережной лейтенанта Шмидта, а потом вернуться. Дома на набережной были построены ещё в Петровскую эпоху, но все позже перестраивались. Так произошло, например, со стоящим прямо напротив моста в череде домов на набережной домом Трезини (1721—1728), построенным архитектором для себя и позже перестроенным. Через два квартала вы увидите здание военно-морского института (№ 17, 1796—1798, архитектор П. Волков), а перед ним — памятник адмиралу И. Ф. Крузенштерну (1873, скульптор И. Шредер).

На той стороне Невы контрапунктом к Университетской идёт блестящая Английская набережная, одна из красивейших набережных-достопримечательностей спб, застроенная особняками XVIII—XIX веков — здесь традиционно селились английские купцы. Чуть справа от моста находится колонный особняк графа дипломата Румянцева (Английская наб., 44, 1770—1825, архитектор Валлен-Деламот и Василий Глинка), который является филиалом Русского музея и, подобно Строгановскому, Юсуповскому и Меншиковскому дворцам, превращён в музей с воссозданием интерьеров старинного дворянского быта. По сравнению с вышеуказанными образцами чуть проигрывает из-за отсутствия «изюминки», но в целом довольно добротен: Дубовый зал, плафон Мавританской гостиной, «Чёрный кабинет» и т.д. Как раз у особняка Румянцева 25 октября 1917 года стоял на причале крейсер «Аврора» и отсюда дал один предупредительный залп в адрес Зимнего дворца, после чего Временное правительство пало.

Но нам необходимо возвращаться к Дворцовому мосту. Это можно делать непосредственно по Английской набережной, вы увидите главный загс Петербурга (№ 28) и сможете зайти в Музей Ниеншанц (№ 6), фактически главный археологический музей Санкт-Петербурга, открытый в 2003 году и посвящённый находкам 1992—2000 годов в устье реки Охты, на месте поселений допетровского периода, в основном шведских. Представлены остатки деревянных жилищ, оружие, посуда, украшения, репродукции гравюр, диорама крепости Ниеншанц и реконструкция снаряжения шведского рыцаря и русского дружинника XIV века. В соседнем особняке Лаваль (№ 4) 16 февраля 1840 года на балу, как это водится, из-за женщины (княгини Щербатовой) вспыхнула ссора между Михаилом Лермонтовым и сыном французского посла Эрнестом де Барантом, окончившаяся дуэлью. После этого Лермонтова сослали на Кавказ. А можно пройти от моста чуть дальше набережной, на площадь Труда. Это один из углов Новой Голландии, отсюда же начинается Крюков канал. На площади стоит трёхэтажный Николаевский дворец (1853—1861, архитектор Штакеншнейдер), построенный для великого князя Николая Николаевича, а после революции ставший профсоюзным центром. От площади Труда параллельно набережной к Адмиралтейству ведёт Конногвардейский бульвар, где можно посетить Музей русской водки (№ 4) — экспозиция состоит из нескольких хронологически построенных частей, большая коллекция бутылок, пробок, этикеток.

Так или иначе, вы придёте на знаменитую Сенатскую площадь, где стоит Медный всадник, памятник Петру I (1768—1782, скульпторы Этьен Фальконе и Юрий Фельтен). На самом деле он абсолютно бронзовый, а огромный постамент тоже представляет интерес — это обтёсанный огромнейший валун (вес 1600 тонн), привезённый с северного берега Финского залива из деревни Лахта. Его указал крестьянин Семен Вишняков, а везли его по льду залива зимой на специальном судне. Сама площадь кроме памятника более всего знаменита декабристским восстанием 14 декабря 1825 года, когда полки отказались дать присягу новому царю Николаю I. Спуститесь к Неве, там Петровская пристань, сооружённая в 1820—1824 годах по проекту Карла Росси с большими порфировыми вазами на чугунных постаментах (вазы прибыли в дар от шведского короля). Архитектурно же на площади господствует бывшее здание Сената и Синода (1829—1834, архитектор Карл Росси), отчего площадь и получила своё название. Сейчас здание занимают Конституционный суд РФ и Библиотека им. Ельцина.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free