Главная  /  Россия  /  Санкт-Петербург  /  Каменноостровский проспект

Каменноостровский проспект


Как и остальная Петроградка, Каменноостровский проспект в основном застраивался в 1903—1917 годах в стиле модерн в европейском вкусе. Проспект стоит того, чтобы по нему пройтись хотя бы от метро «Горьковской» до «Петроградской».

Проспект начинается от Троицкой площади справа домом 1—3 (1899—1904, северный модерн, архитектор Фёдор Лидваль), где сам Лидваль и жил, и музыкальной школой, бывшим особняком премьера Сергея Витте (№ 5, 1898, архитектор Э.Ф. Виррих). Слева уже дом сталинского ампира (№ 2, 1949—1951), где жили актёр Кадочников и председатель Ленгорисполкома Зайков, стоит памятник Максиму Горькому (1968). Далее справа вы видите построенный в 1982 году павильон «Цветы» и фонтан «Лебединое озеро» (2003), собранный во Франции к 300-летию города. Двигаемся дальше, справа видим сквер и в глубине его бизнес-центр «Лангензипен» (№ 9, архитектор Сергей Чобан) — ультрасовременное здание со стеклянным фасадом, декорированным по специальной технологии фотографиями. На левой же стороне — киностудия «Ленфильм» (№ 10—12).

Выходим на Австрийскую площадь, ансамбль которой состоит из живописных дореволюционных домов в стиле модерн (1901—1906, архитектор Василий Шауб) и сталинки (№ 17, 1956), где в 1956—1988 годах жил Аркадий Райкин. Продолжив движение по проспекту, справа за сквером видим Александровский лицей (№ 21, 1831—1834, архитектор Людвиг Шарлемань), куда тот переехал в 1843 году из Царского Села. Небольшое отклонение направо на улицу Большую Монетную приведёт вас к 43-му отделению милиции Санкт-Петербурга (ул. Большая Монетная, 20), в то самое отделение, которое возглавлял по воле сценаристов и режиссёров «Улиц разбитых фонарей» подполковник Петренко (он же Мухомор). Монетная приводит к колоритной трамвайной улице Котовского, многие ракурсы которой опять же узнаются по сериалу.

Возвращаемся на Каменноостровский проспект, где стоит самый знаменитый и титулованный по именам обитателей дом Петербурга — сдвоенный с аркой № 26—28 на 250 квартир (1911—1914, архитектор Леонтий Бенуа). Здесь в 1926—1934 годах жили Сергей Киров (есть музей-квартира), Зиновьев, Кузнецов, Куусинен, Эйно Рахья, Шверник, маршалы Говоров, Шапошников и композитор Шостакович (кв. 1). Сквер между домами носит имя композитора Андрея Петрова, на стене — композиция «Стена столетий» с барельефами Сальвадора Дали, Даниила Хармса, Дмитрия Шостаковича и Дмитрия Лихачёва (2002), есть фонтан и скульптура «Первая скрипка». Напротив, между Сталинками № 25 и 27 в сквере — памятник поэту Низами (2002). В доме № 32 некогда собирался литературный кружок (Ахматова, Блок, Бунин, Гумилёв), и именно через этот дом надо заходить, чтобы попасть в домашний Музей граммофонов (ул. Б. Пушкарская, 47, кв. 35, по предварительной договорённости) — коллекция собирается бывшим цирковым артистом Владимиром Дерябкиным, он неизменно угощает чаем с баранками.

Станция метро «Петроградская» расположена на углу Каменноостровского и Большого проспектов. Дальний правый угол перекрёстка занимает Дом с Башнями (№ 35, 1913—1915, архитектор Розенштейн и Белогруд) — великолепная стилизация под английский замок. Остальные углы перекрёстка также заняты модерновыми домами середины 1900-х годов. Дома творения Розенштейна и Белогруда (1911—1915) вы можете наблюдать, если свернёте на Большой проспект направо — они идут подряд по правой стороне. Вы вскоре выйдете к реке Карповке, и справа будет комплекс зданий Санкт-Петербургского медицинского университета. Можете пойти также направо и по боковой улице Льва Толстого до нового музея занимательной науки (ул. Льва Толстого, 9), открытого в марте 2011 года — это для детей, которым в интерактивной форме объясняют явления природы. Путь налево по Большому проспекту приведёт к Бармалеевой улице, название которой произошло от купца екатерининских времен англичанина Бромлея и дало жизнь знаменитому разбойнику Корнея Чуковского. Поворот налево на улицу Ленина приведёт к замечательному дому Колобовых (№ 8, 1910).

Каменноостровский же проспект после станции метро украшают Дом мод (№ 37, 1968), напротив — ДК им. Ленсовета (№ 42, 1931—1938), а при подходе к речке Карповке — мраморный дом эмира Бухарского (№ 44 б, 1913, архитектор Сергей Кричинский), построенный для эмира Бухары Сеид-Мир-Алим-хана. Отсюда на трамвае можно подъехать или пройти налево по набережной Карповки до Иоанновского ставропигиального женского монастыря (наб. Карповки, 45, 1900—1908, архитектор Н.Н. Никонов, яркий образец неовизантийского стиля). Монастырь основал Иоанн Кронштадтский, там же покоятся его мощи, он является официальной санкт-петербургской резиденцией патриарха. На другом берегу — Музей игрушки (наб. Карповки, 32).

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free