История застройки Праги начинается с Града, который в IX в. возвёл князь Борживой. Крепость стала центром территории, которой управляли Пржемысловичи. В скором времени на огороженной стеной территории возникли дворец, три церкви и монастырь. В 1320 г. в окрестностях Града появилось городище, названное Градчаны.
До наших дней из первоначальных построек Града сохранились укрепления южной стены, а также часть западной между третьим и четвёртым дворами. Также полностью сохранилась Чёрная башня. Град несколько раз перестраивался, особенно во времена Карла IV и Владислава II Ягеллона. В 1333 г., после того, как старый романский дворец был уничтожен пожаром, Карл занялся строительством на его месте готического двухэтажного дворца с тронным залом. Позднеготический облик Граду придал самый известный архитектор конца XV в. Бенедикт Рейт, работавший по заказу Владислава Ягеллона. Он усилил стены с внутренней стороны глубокими аркадами для стрельцов, позже на этом месте появилась Золотая улочка. С внешней стороны Рейт построил три башни — Белую, Далиборку и Мигулку.
С 1534 г. строительные работы вышли за пределы Града, и при Фердинанде I и по его заказу начали создавать Королевский сад с главной его жемчужиной — летним дворцом королевы Анны. После пожара 1541 г. многие здания внутри Града были восстановлены в ренессансном стиле, а вскоре наступил период культурного расцвета при Рудольфе II. Позднее Габсбурги предпочитали править из Вены, а Пражский Град использовали лишь от случая к случаю.
В 1918 г. Пражский Град стал резиденцией Президента Республики и закрыл свои двери для посетителей. Лишь в 1989 г., когда к власти в стране пришёл Вацлав Гавел, ситуация изменилась. Вначале для посетителей открыли Королевский сад с его постройками, затем собор Святого Вита. Сегодня весь Пражский Град открыт для посещения.
Наш маршрут начинается у главных ворот Пражского Града, выходящих на Градчанскую площадь (Hradcanske namesti). Ворота надежно охраняют статуи гигантов, вооружённые ножом и дубинкой. Под ними находятся будки с часовыми, которые тоже не дремлют. Боковые столбы украшают статуи, символизирующие Чешское королевство (лев) и Габсбургскую монархию (орёл).
Сразу за главными воротами вас ожидают ещё одни — на этот раз барочные ворота Матиаша, созданные в начале 1600-х гг. по образцу римских триумфальных арок. Есть версия, что сами ворота были построены ещё по заказу Рудольфа II, а при Матиаше их лишь дополнили лепным декором. Геральдический герб императора Матиаша занимает центральное место на верхушке ворот. В полдень на территории двора между воротами можно увидеть пышную церемонию смены караула.
Пройдя через ворота Матиаша, вы попадёте во второй двор, в центре которого возвышается барочный фонтан. Некогда он выполнял не только декоративную функцию, но и в случае осады замка был источником воды. По легенде, скважину, от которой и питается фонтан, охраняет особая фея воды — Пакит, которая живёт под землёй.
Справа от фонтана находится часовня Святого Креста, возведённая в 1763 г. Спустя чуть меньше века часовню перестроили, и её стиль стал приближен к классицизму. В нишах появились скульптуры святых Петра и Павла работы Э. Макса, стены украсили картинами на библейские сюжеты. С эпохи барокко остались нетронутыми лишь главный алтарь и художественное изображение распятия. В часовне экспонируется более 139 предметов так называемого клада собора Святого Вита. В их числе сосуды для богослужения, реликварии, облачения священников. Большинство предметов выполнены из серебра и золота. Наибольшее внимание привлекает золотой крест-реликварий, использовавшийся со времён Карла IV, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Но его истинные сокровища сокрыты от глаз посетителей: в полости креста хранится часть Креста, на котором был распят Христос и шип от тернового венца.
Слева от фонтана, в бывшей конюшне, разместилась картинная галерея ренессансной и барочной живописи, созданная в 1965 г. Основу экспозиции составляют произведения искусства, тщательно собранные Рудольфом II. Хотя большую часть первоначальных экспонатов, принадлежавших императору, вывезли из страны в 1648 г., представителям музея всё же удалось вернуть некоторые интересные полотна и приобрести новые.
В основном здесь представлены картины XVI-XVIII вв., а также скульптуры. К лучшим экспонатам галереи относятся картины Тициана «Туалет молодой женщины», Рубенса «Собрание олимпийских богов», Гвидо Рени «Несс, уносящий Деяниру» и др. Представлены также работы Теодорика, Паоло Веронезе, Тинторетто, чешских мастеров эпохи барокко Яна Купецкого и Петра Брандля.
Через арочный проход в здании галереи можно попасть в северные Королевские сады. Сады от Града отделяет Олений ров, в котором раньше протекал ручей, а соединяет Пороховой мост. Сам сад был разбит в 1535 г. для Фердинанда I. Облик сада часто менялся. Сегодня на территории сохранились постройки XVI в. — это Зал для игры в мяч и летний дворец королевы Анны. Дворец был построен Фердинандом I для любимой жены Анны. Его фасад со всех сторон окружён аркадой со стройными ионическими колоннами. Главный зодчий дворца, Паоло делла Стелла, начал строительство в 1538 г. Но после крупного пожара дворец был закончен лишь в 1564 г. архитектором Бонифацием Вольмутом. Перед дворцом посреди небольшого сквера находится так называемый Поющий фонтан (1568). Музыкальный эффект создают капли, ударяющиеся о дно бронзовой вазы. Сегодня во дворце открыт выставочный зал. Попасть во дворец, кстати как и в весь Королевский сад, можно с апреля по октябрь.
Зал для игры в мяч также построен Бонифацием Вольмутом. Снаружи стены зала отделаны красивым и многократно реставрированным орнаментом, выполненным в технике сграффито, когда узор возникает в результате процарапывания верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя другого цвета. В 1723 г. зал был переделан в конный манеж. В XX в. здание пострадало от военных действий и пожара. После реконструкции, проведённой в 1952 г. Павлом Янаком, зал долгое время был закрыт для посещений. Сегодня его используют для выставок, концертов и общественных мероприятий.
Помимо зданий XVI в. обратите внимание на Президентский домик, или Виллу Эдуарда Бенеша. Первоначально на этом месте стояла барочная оранжерея. Павел Янак придумал архитектурное решение, при котором центральная часть оранжереи была интегрирована в здание виллы. Президенты Чехословакии, начиная с Эдуарда Бенеша, жили в ней до 1990-х гг.
Насладившись природой и архитектурой Королевского сада, можно вновь вернуться в Град. Ведь там есть ещё столько интересных достопримечательностей, на осмотр которых можно потратить целый день. Перейдя из второго двора в третий, вы окажетесь прямо перед собором Святого Вита.
Работы по возведению самого большого собора в Праге начались в 1344 г. по приказу Яна Люксембургского, а окончательно собор был построен лишь в начале XX в. Первым зодчим был француз Матьё из Арраса. Его дело продолжил немец Петр Парлер из Швабии. Последним архитектором, внесшим свой вклад в строительство собора, был Йосеф Моцкер. В XX в. скульптор Войтек Сушарда и художник Альфонс Муха декорировали окна в северной части нефа, а окно-розу украсил изображениями библейских историй Франтишек Кисела.
Изящные опоры, окружающие с внешней стороны стены нефа и алтаря и поддерживающие своды храма, отличаются богатством отделки. Над Золотыми воротами, что до XIX в. были главным входом в храм, размещена великолепная мозаика «Страшный суд» работы венецианских мастеров XIV в.
Внутри собор не менее примечателен, чем снаружи. По всему его периметру проходит трифориум (галерея-балкон), на котором размещены бюсты чешских королей и королев, пражских архиепископов и архитекторов. В соборе погребены многие королевские особы. Здесь покоятся Фердинанд I со своей любимой женой и сыном, Максимилианом II, Карл IV и его четыре жены. Перед тем как покинуть собор, непременно загляните в часовню Святого Вацлава. Её стены расписаны готическими фресками, изображающими библейские сюжеты и сцены из житий святых. На находящийся в часовне башнеобразный реликварий когда-то клали просфору и вино при святом причастии.
Проходя через третий двор с южной стороны, вы увидите обелиск погибшим в Первой мировой войне скульптора Йоже Пленника и статую святого Георгия, побеждающего дракона. Пройдя через арку, вы увидите большое надгробие святого Яна Непомуцкого (сам он похоронен в соборе). Справа, по ходу движения, располагается Королевский дворец.
Начиная с XI в. дворец был резиденцией чешских князей. В его архитектуре ясно просматриваются три этапа строительства: первый — романский дворец, построенный Собеславом в 1135 г., — образует подземелье нынешнего здания. Затем Пржемысл Отакар II, а позднее и Карл IV построили над ним свой собственный дворец. Верхний этаж возник уже при Владиславе Ягеллоне. Там раскинулся огромный Владиславский зал, в котором сегодня Национальное собрание избирает президента Чехии, а некогда проходили рыцарские турниры, на которые рыцари въезжали на своих конях по лестнице Всадников.
Снаружи Пражского Града к северной стене примыкает Пороховая башня, построенная в 1496 г. Бенедиктом Рейтом, архитектором короля Владислава II, в качестве артиллерийского бастиона над Оленьим рвом. Позже её отдали под жилище и мастерскую пушкарю и литейщику Томашу Ярошу, который в 1549 г. отлил самый большой колокол для собора Святого Вита — 18-тонный Сигизмунд. В 1648 г., когда Град оккупировали шведы, башня использовалась как пороховой склад. Сегодня в ней работает выставка, посвящённая военной истории Чехии.
Прямо перед Королевским дворцом находится площадь Святого Георгия (Jirske namesti), а в нескольких шагах от неё монастырь и базилика Святого Иржи (Георгия). Это первый монастырь в Чехии, основанный в 974 г. Болеславом И. Базилика же была построена на 54 года раньше при Вратиславе I. Храм стал местом крещения первых христианских чешских князей. За барочным фасадом скрывается полутёмный романский интерьер. Внутри церкви находятся капеллы, посвящённые двум самым почитаемым чешским святым: св. Людмиле и св. Яну Непомуцкому. Монастырь много раз перестраивался, а в 1782 г. был закрыт и превращён в казарму. Во второй половине XX в. его реконструировали, и сейчас здесь размещается собрание чешского искусства XIX в. Национальной галереи. Постоянная выставка расположена на нижнем и двух верхних этажах монастыря. Экспозиция размещена в хронологическом порядке, начиная с верхнего этажа, охватывая период с 1790 по 1910 гг., когда в Чехии и особенно в Праге пробудился интерес к искусству.
Проходя по улице Йиржске (Jirske), справа вы увидите длинное здание — это Институт благородных девиц. Его основала в 1755 г. императрица Мария Терезия для девушек из обедневших дворянских семей. Сейчас в здании находятся административные помещения.
Слева от улицы будет узкий переулок, свернув в него, вы выйдете к Золотой улице (Zlata ulicka). Улица была названа в честь ювелиров, которые жили здесь в XVII в. Домики на ней изначально были построены для 24 стражников Рудольфа II. В XIX в. улицу населяли бедняки. Последних её жителей переселили лишь в 1950-е гг. Тогда же улочку отреставрировали, а большинство домиков превратили в магазины.
На концах улицы возвышаются две башни: на западе — Белая, служившая тюрьмой для дворян и духовенства, а на востоке — Далиборка. Название башни происходит от её первого узника — Далибора из Козоед, рыцаря, который выступил с оружием против произвола соседнего феодала, за что был осуждён на смерть. Своей казни Далибор ожидал в подземелье башни.
Вернувшись по Златой улочке к улице Йиржске, отправляйтесь в сторону восточных ворот Града. Справа по ходу движения вы увидите Лобковицкий дворец. Он появился после пожара 1541 г. На его фасаде кое-где ещё можно увидеть остатки первоначальной росписи в технике сграффито. Свой нынешний облик дворец получил в XVII в. после реконструкции, осуществлённой Карлом Лураго для семейства Лобковиц, получивших здание по наследству. Самое роскошное помещение дворца — столовая XVII в. с фресками Фабиана Гаровника.
В 1945 г. дворец был национализирован, но в 2002 г. в результате реституции его вернули потомкам князя Лобковиц. Несмотря на то что здание является частной собственностью, оно открыто для посещения всем желающим.
Выйдя через восточные ворота из Пражского Града, в нескольких шагах вниз по склону вы увидите оборудованную смотровую площадку с телескопами. Отсюда вы можете спуститься по лестнице на Малостранскую, к остановкам общественного транспорта и станции метро. Но не спешите покидать Пражский Град летом, поверните от смотровой площадки назад и направо, там небольшая дверь выведет к южным садам.
Сады возникли в результате слияния нескольких небольших садов, самым старым из которых был Райский сад (1562), включающий в себя круглый павильон, построенный в 1617 г. Его деревянный резной потолок украшают цветные гербы 39 земель Габсбургской империи. Сад «На валах» был разбит в XIX в. прямо под окнами дворца. Общую реконструкцию по объединению садов осуществил Йоже Пленник, автор проекта монументальной лестницы в Райский сад и смотровой террасы. В бывшем Гартиговском саду расположены барочный музыкальный павильон, спроектированный Джованни Баттистой Аллипранди и четыре статуи античных богов работы Антонина Брауна.