На самом деле пражский Новый Город не такой уж и новый и давно уже не город. Построенный ещё в XIV в. по указу Карла IV, он был предназначен для расширения Праги, которая к тому времени уже переполнилась жилыми домами и укреплениями. Ещё одной целью императора было убрать шумные мастерские и лавки из Старого города, подальше от только что созданного университета. Благодаря перемещению сюда производства и торговли, Новый Город стал быстро развиваться, и вскоре здесь появилось множество рабочих районов. Новый город первоначально занимал около 350 га — больше, чем Старый город, Мала Страна и Градчаны, вместе взятые. На трёх главных рынках, Сенном (Сеноважная площадь), Скотном (нынешняя Карлова площадь) и Конном (Вацлавская площадь), ежедневно шла бурная торговля. В XIX в. большая часть Нового Города была снесена и отстроена заново. В этом виде он предстает перед нами сегодня.
Сегодня Новый Город а Праге — это в большинстве своем деловой район, но исторических и культурных памятников здесь тоже предостаточно. Центром района считается Вацлавская площадь.
Маршрут по Новому Городу начинается с Карловой площади. Сюда удобно добраться на любом наземном транспорте или метро. Соседние с площадью улицы Житна (Zitna) и Йечна (Jecna) напоминают, что когда-то здесь можно было купить не только скот, но и зерно (zito — рожь; jecmen — ячмень).
В 1367 г. на северной оконечности площади построили Новоместскую ратушу, которая позже сыграла важную роль в истории Чехии. В 1419 г. через Новый Город двигалась процессия гуситов. Когда сторонники Яна Гуса проходили мимо ратуши, их закидали камнями находившиеся в ней католики. Гуситы в ответ ворвались в здание ратуши и выбросили находившихся в ней членов совета из окон, что стало поводом для начала Гуситских войн, продолжавшихся около 15 лет. Сегодня в Новоместской ратуше проводят свадебные церемонии, а желающие могут подняться на башню и осмотреть окрестности с высоты птичьего полета.
Идя на юг через парк, справа вы увидите памятник чешской поэтессе XIX в., автору либретто к операм Сметаны Элишке Красногорской, а чуть дальше слева — церковь Святого Игнаца (Игнатия), которую начал строить в 1665 г. Карло Лураго, а продолжил Павел Игнац Байер, пристроив в 1687 г. к ней башню. Иезуиты продолжали работать над отделкой церкви вплоть до 1773 г., когда был распущен их орден. В итоге фасад храма сочетает в себе элементы раннего барокко и лепнину в стиле рококо. А завершает фасад статуя святого Игнатия, вызывавшая споры среди католиков, поскольку её золотой нимб заметно больше, чем у Христа. Но сам Папа издал указ, разрешавший оставить этот нимб.
На той же стороне, что и церковь, находится здание коллегии иезуитов. Оно было построено в 1656-1702 гг. по проекту Карло Лураго и Пауля Игнаца Байера. Два портала со скульптурами создал зодчий Ян Иржи Вирх, которому удалось в 1770 г. расширить здание коллегии. После роспуска ордена иезуитов в 1773 г. здание было приспособлено под военный госпиталь, а сейчас здесь клиника медицинского факультета Карлова университета.
Пройдите по аллее до конца парка, а там поверните направо. Через дорогу вы увидите «Дом Фауста». На протяжении нескольких веков здесь жили алхимики. В XIV в. на этом месте стоял дом, который принадлежал алхимику и натуралисту князю Вацлаву из Опавы, в XVI в. — алхимику Эдварду Келли, убеждавшему императора Рудольфа II, что умеет превращать железо Красногорской в золото. Правда, когда выяснили, что это не так, Келли посадили в тюрьму, где он и умер. Граф Фердинанд Младота Солописский, владевший этим домом в середине XVIII в., также проводил здесь химические опыты, которые неизменно ассоциировались у горожан с именем легендарного доктора Фауста. Летом через ворота рядом с «Домом Фауста» за небольшую плату можно попасть в прекрасный сад камней.
От «Дома Фауста» идите на юг по Вышеградской (Vysehradska) улице, и вскоре вы увидите две церкви, стоящие друг напротив друга. Та, что будет слева (на восточной стороне), — церковь Святого Яна (Иоанна) на Скале. Это одна из барочных церквей в Праге, принадлежащих к смелым проектам Килиана Игнаца Динценгофера. Две её квадратные башни образуют острый угол с узким фасадом церкви.
Башни обрамляет обелиск, украшенный венцом с ковчегом посередине. По легенде, в ковчеге хранится язык святого Яна, отрезанный королём за отказ раскрыть тайну исповеди. Внутреннее помещение церкви имеет форму шестигранника. Её строительство было завершено в 1738 г.; позднее, в 1870-х гг., к зданию были пристроены две лестницы. В главном алтаре можно увидеть деревянную копию со статуи святого Яна Непомуцкого на Карловом мосту.
Справа (на западной стороне) — церковь Девы Марии монастыря На Слованех Эмаузи, или Эммаусского. Монастырь был основан в 1347 г. для хорватских монахов-бенедиктинцев, которые совершали богослужение на старославянском языке (отсюда и название монастыря — На Слованех). Монастырь несколько раз менял хозяев. В 1446 г. здесь был основан орден гуситов, а в 1635 г. церковь перешла в руки испанских бенедиктинцев. В XVIII в. весь комплекс был перестроен в стиле барокко, но завладевшие им в 1880 г. немецкие бенедиктинцы придали ему неоготический облик. В галерее монастыря сохранилось несколько ценных фресок XIV в.
Пройдите ещё один квартал по Вышеградской, и вы окажетесь на перекрёстке пяти улиц, у входа в Ботанический сад Карлова университета. Первый университетский сад был открыт в районе Смихов ещё в 1775 г. В XIX в. он считался самым лучшим садом, расположенным севернее Альп, и включал 13 тыс. видов растений. С развитием промышленности в этом районе города сад пришлось перенести в Новый Город, где он и находится с 1897 г. Самый любопытный экспонат сада — водяная лилия, Victoria, cruziana. Её огромные листья могут выдержать ребёнка! Также в саду есть пять растений, которые цветут летом только один день. Сад открыт для посещений круглый год.
Прогулявшись по саду, можно выйти на другом его конце, откуда рукой подать до православной церкви Святой Катержины (Екатерины), что стоит на улице Винична (Vinicna). В честь победы в битве у Сан-Феличе в Италии в 1332 г. Карл IV основал в Новом Городе монастырь и церковь Святой Катержины (1354). Во время гуситских войн в 1420 г. монастырь был разрушен. Позже на этом месте построили монастырь августинцев, который действовал вплоть до его закрытия в 1787 г. В 1737 г. здесь была построена новая барочная церковь. От старого готического храма сохранилась только высокая башня. В интерьере церкви вы увидите потолок с великолепными барочными фресками, в окружении богатой лепнины, выполненной Бернардо Спинетти.
Выйдя из церкви на Катержинскую (Katerinska) улицу, сверните направо и идите до пересечения с улицей Ке Карлову (Ке Karlovu). Далее поверните опять направо и идите по улице на юг. Вскоре вы увидите одно из самых красивых светских зданий пражского барокко, в котором расположен Музей Антонина Дворжака. Двухэтажный особняк с элегантной крышей-мансардой спроектирован известным архитектором эпохи барокко Килианом Игнацем Динценгофером. Здание было построено в 1720 г. для Яна Михны из Вацинова, с именем которого связано первоначальное название дома — «летний дворец Михны». Кроме нотных автографов и первых изданий партитур, в музее хранятся фотографии и личные вещи чешского композитора XIX в.
После посещения музея обязательно загляните в ресторан «У Чаши» («У Калиха») — один из исторических ресторанов Праги, который своей славой и доходами обязан знаменитому роману Ярослава Гашека «Похождение бравого солдата Швейка». Персонал одет в форму времён Первой мировой войны, на фоне которой разворачивается действие романа. До издания литературного произведения ресторан не пользовался таким спросом, но уже в 1950-е гг. он стал кулинарной достопримечательностью не только для пражского населения, но и для туристов.
Отдохнув и подкрепившись в ресторане, можно продолжать прогулку по Новому Городу, ведь впереди ждёт знакомство с не менее интересными достопримечательностями близ Вацлавской площади (Vaclavske nam.). В Средние века здесь был конный рынок. Важным торговым центром она остается до сих пор. Почти все здания на площади — это гостиницы, рестораны и магазины. Длина её — примерно 750 м, а ширина — всего 60 м.
На южной оконечности Вацлавской площади, рядом с выходом из станции метро «Музей» (Muzeum), в монументальном неоренессансном дворце расположился Национальный музей. Здание, спроектированное Йозефом Шульцем, символизировало триумф чешского национального возрождения. Ко входу ведут две лестницы, украшенные скульптурами. У самого входа стоят «История» и «Естествознание». Строительство здания было завершено в 1890 г. Сам музей был создан в 1818 г. и задумывался как кладовая национальной культуры Чехии. В XX веке в состав музея вошли Музей чешской музыки и Музей Азии и Африки.
Чуть в отдалении от музея, на улице Вильсонова (Wilsonova), находится Государственная опера. Внутри здания наряду с лепниной сохранилась первоначальная роспись на потолке и на занавесе. Фронтон над колоннадой лицевого фасада украшает фриз, выполненный в неоклассическом стиле. Изначально здесь располагался Новый немецкий театр, который должен был стать альтернативой чешскому Национальному театру. Первой постановкой на его сцене была опера Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». После 1945 г. здание было передано оперному театру.
Вернувшись на Вацлавскую площадь, вы увидите гигантскую отлитую из бронзы конную статую святого Вацлава. В 1912 г. её создал лучший чешский скульптор конца XIX в. Йозеф Вацлав Мыслбек. У подножия постамента размещены несколько скульптур покровителей Чешской земли.
Из-за того что дома на Вацлавской площади пронумерованы от Старого места к Национальному музею, мы с вами движемся от конца к началу площади. Среди зданий на площади обратите внимание на некоторые из них. Например, дом № 55 — это одно из старейших зданий, построенное в 1839 г. Правда, оформление фасада относится уже к 1924 г.
Здание издательства «Мелантрих» (дом № 36) построено в 1911-1912 гг. в стиле ар-деко архитектором Бедржихом Бендельмайером. Здесь в ноябре 1989 г. в разгар Бархатной революции на балконе появились вместе последний президент Чехословакии Вацлав Гавел и политик словацкого происхождения Александр Дубчек. Издательство обанкротилось и закрылось в 1999 г. Сегодня в здании отель, сохранивший название «Мелантрих».
Отель «Европа» (дом №25) представляет собой исключительно интересный памятник «золотого века» отелей. Гостиница была построена в 1903-1906 гг. и роскошно декорирована в стиле модерн. Сохранился не только прекрасный фасад с золочеными нимфами наверху, но и почти весь оригинальный интерьер на первом этаже — стойки бара, огромные зеркала, облицовка и светильники остались такими же, какими были более ста лет назад.
Дойдя до конца Вацлавской площади, сверните налево. Там, на Юнгманновой площади (Jungmannovo nam.), названной в честь филолога Йозефа Юнгмана, внёсшего огромный вклад в возрождение чешского языка, находятся церковь Девы Марии Снежной и Францисканский сад. Карл IV приказал заложить эту церковь в память о собственной коронации в 1347 г. Церковь была названа в честь чуда, случившегося в IV в. в Риме — тогда Папе Римскому явилась во сне Дева Мария и попросила его построить храм на том месте, где в августе выпадет снег, и освятить этот храм её именем. По замыслу Карла IV, церковь должна была вздыматься ввысь на 100 м, но идея так и не была реализована. В 1397 г. удалось построить лишь часть запланированного трёхнефного храма.
Первоначально церковь, высота которой составляет 37 м, принадлежала монастырю кармелиток. В начале XV в. к церкви была пристроена башня, но дальнейшие работы были приостановлены из-за начавшихся Гуситских войн. В 1603 г. церковь взяли под покровительство монахи-францисканцы. Именно в это время появился сложный крестообразный свод (первоначальная крыша давно рухнула). Значительная часть внутреннего убранства, кроме оловянной купели XV в., выполнена в стиле барокко.
Обогнув церковь, вы попадёте на открытое пространство, в центре которого возвышается памятник филологу Й. Юнгману. За памятником, между двумя домами, есть арка, пройдя через которую, вы попадаете на небольшую улочку, ведущую во Францисканский сад. Этот тихий уголок недалеко от Вацлавской площади первоначально был садом лекарственных растений францисканского монастыря. Для публики он стал доступен лишь в 1950 г. В 1980-х гг. в саду вновь посадили лекарственные растения, которые здесь в XVII в. выращивали монахи.
Неравнодушные к творчеству Альфонса Мухи могут после отдыха в зелени сада заглянуть в его Музей, он находится на Панской улице (Panska) недалеко от Вацлавской площади. Расположенный в Кауницком дворце XVIII в. музей целиком посвящён знаменитому чешскому художнику, определившему развитие стиля модерн.