Главная  /  Мала Страна

Мала Страна


Море черепичных крыш, тихие переулки, роскошные дворцы и царственная атмосфера посольств — всё это Мала Страна в Праге. Основанный как отдельное поселение, в 1257 г. этот район быстро вырос при Карле IV. В XVI в. два пожара полностью уничтожили многие постройки, что дало толчок к строительству домов для новой аристократии и великолепных церквей.

В Прагу приехали представители разнообразных строительных профессий из других европейских стран. Многие из них говорили по-немецки и по-итальянски. Так на Малой Стране возникла многочисленная итальянская колония, центром которой стала Влашская улица. Немецкая община сохраняла своё существование в этом районе вплоть до 1945 г.

В ходе строительства в архитектуре зданий стал преобладать стиль барокко, наиболее ярко проявившийся в творении семьи Динценхофер — церкви Святого Микулаша (Николая). Мала страна практически не была затронута строительным бумом XIX-XX вв., что позволило ей сохранить свой неповторимый облик. С незапамятных времён центром этого района была Малостранская площадь. И как прежде, прихожане и паломники приходят просить помощи у магической статуэтки младенца Иисуса в церкви Девы Марии Торжествующей.

Узкие улочки, крутые лестницы и извилистые проходы создают здесь особую атмосферу: романтическую и таинственную. Куда ни посмотришь, перед глазами непременно окажется какой-нибудь старинный дом со скульптурами и непонятной эмблемой. Но пытливому путешественнику наверняка откроются все тайны загадочной Малой Страны.

Маршрут пешеходной экскурсии по району Мала Страна в Праге

Выйдя из метро «Малостранская», сверните направо и, обогнув здание, пойдите через арку, так вы попадёте в Вальдштейнский сад прямо к пруду со статуей Геракла. Этот сад был разбит в середине XVII в. для полководца Альбрехта Вальдштейна. Тогда для его создания и возведения дворца было ликвидировано 7 садов, 22 дома, кирпичная фабрика и дворец. В итоге получился парк площадью 1,7 га. Над созданием этого великолепия трудились лучшие итальянские архитекторы — Джованни Пьерони, Андреа Спецца и Никола Себергони. Парк создан в стиле барокко и кроме ухоженных клумб имеет пруд, фонтаны, изящные скульптуры античных богов и героев, а также искусственный грот, отделанный сталактитами. Все скульптуры в саду — копии, так как оригиналы были увезены шведами в 1648 г. незадолго до окончания Тридцатилетней войны.

В западной части сада находится огромная трёхарочная лоджия, где летом проходят концерты. К северу от лоджии располагается вход в Вальдштейнский дворец. Поскольку во дворце проходят заседания чешского Сената, попасть в него можно не каждый день.

Возводя свой дворец, полководец надеялся затмить им Пражский Град, а втайне вообще мечтал о чешской короне. Но вскоре его обвинили в государственной измене и убили по приказу короля. Главный зал дворца занимает два этажа. Роспись его плафона изображает Альбрехта Вальдштейна в виде мчащегося на колеснице бога войны Марса.

Выйдите из сада на улицу Летейская (Letenska) через миниатюрный проход в стене и, свернув направо, двигайтесь по улице на запад. Вскоре с правой стороны вы увидите церковь Святого Томаша (Фомы). Её для ордена августинцев заложил в 1285 г. Вацлав II. Позже к ней пристроили монастырь и пивоварню. Постройка в готическом стиле была закончена в 1379 г. Сохранив во время гуситского периода католический обряд, священники сильно поплатились за свою веру — церковь подожгли. Ещё одному сильному разрушению она подверглась в 1723 г., когда уже природная стихия нанесла свой удар: здание пострадало из-за молнии. Восстановление собора было поручено Килиану Игнацу Динценгоферу. Архитектор провёл полную реконструкцию в стиле барокко, и теперь кроме башен ничто не напоминает о первоначальном готическом стиле храма. Отделку интерьера и роспись плафона в церковном нефе осуществили Динценгофер и художник Вацлав Вавржинец Рейнер. Над алтарём можно увидеть копии картин Рубенса «Страдания святого Фомы» и «Портрет святого Августина» (оригиналы находятся в Пражской Национальной галерее).

Летейская улица плавно перетекает в Малостранскую площадь (Malostranske namesti), на которой находятся Кайзерштейнский дворец и храм Святого Микулаша (Николая). Кайзерштейнский дворец, построенный в 1714 г., сегодня внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дворец возвели на месте двух зданий эпохи Возрождения. Строительством руководил известный итальянский архитектор Джованни Батиста Алипранди, который выполнял заказ пражского военачальника.

За время своего существования дворец сменил многих владельцев. Сегодня в нём организуют различные светские мероприятия, деловые встречи и презентации. Здание, выполненное в стиле барокко, привлекательно как снаружи, так и изнутри. Его крышу украшают вазы и четыре аллегорические скульптуры времён года. В интерьере дворца присутствуют ренессансные арки, массивные парадные лестницы, фрески и лепнина.

Напротив дворца расположен храм Святого Микулаша (Николая). Он настолько велик, что разделяет Малостранскую площадь на две части. Собор строился на протяжении более полувека и был закончен в 1761 г. Его зодчими были отец и сын — Кристоф и Килиан Динценгоферы. Лучшие художники и скульпторы работали над внутренним оформлением храма, создавая скульптуры, фрески и картины. Обратите внимание на полотно «Распятие Христа» Карела Шкреты (1646) и статую святого Микулаша работы Игнаца Платцера, расположенную над главным алтарём.

На барочном органе, изготовленном в 1746 г. специально для собора, в 1787 г. играл сам Моцарт. После его смерти в декабре 1791 г. толпы пражан пришли сюда на панихиду.

Выйдя из храма, вы увидите Лихтенштейнский дворец, когда-то в нём жил Карл Лихтенштейн, прозванный Кровавым, что немудрено. В 1621 г. он приговорил к смерти 27 предводителей гуситского движения. Приговор привели в исполнение на Староместской площади, а вынесли в стенах дворца. В память об этом событии перед зданием стоят 27 чугунных столбов. Сегодня во дворце располагается музыкальный факультет Академии изящных искусств, куда можно прийти на концерты студентов и преподавателей.

Направившись в сторону Нерудовой улицы (Nerudova), по ходу движения вы увидите чумной столб, установленный в 1715 г. на месте фонтана. Скульптор Джованни Батиста Алипранди поместил на её вершине вместо обычной статуи Девы Марии Святую Троицу.

Кстати, надо отметить, что площадь стала центром Малой Страны с самого своего появления в 1257 г. Первоначально это был рынок у стен Пражского Града. Большинство домов вокруг площади возникло ещё во времена готики, но все они подверглись реконструкции в эпоху Ренессанса и барокко.

Следующим пунктом нашего маршрута станет целая улица. Узкая живописная Нерудова улица (Nerudova) ведёт к Пражскому Граду и была названа в честь чешского поэта, писателя и журналиста Яна Неруды, автора множества рассказов и повестей, действие в которых происходит именно в этой части Праги. В 1845-1857 гг. он и сам жил здесь в доме «У Двух солнц» (№47).

Большинство зданий этой улице сохранили свои домовые знаки, поэтому здесь можно найти красного орла (дом №6), зелёного рака (дом .№ 43), белого лебедя (дом №49) и т.д. Во многих домах сейчас находятся кафе, ресторанчики, пивные. В двух дворцах (Тун-Гогенштейнском и Морцинском), выполненных в стиле барокко, сейчас расположены итальянское и румынское посольства.

Прогулявшись по улице и изучив эмблемы домов, почти в самом её конце сверните на улицу Янский вршек (Jansky vrsek), которая приведёт вас к Влашской улице (Vlasska). Здесь в XVI в. стали селиться итальянцы. Многие из них были художниками, резчиками и ремесленниками, занятыми в строительных и отделочных работах в Пражском Граде. Самый большой дом на этой улице — бывший Лобковицкий дворец, в котором сейчас размещается немецкое посольство. Ещё один дворец, ставший резиденцией посольства США, назван в честь своих прежних владельцев Шёнборнским. Между первым и вторым этажами хорошо виден герб графа и графини Шёнборн.

Здание, построенное в XV в. в стиле раннего барокко, спустя два века благодаря архитектору Джованни Сантини получило иной фасад.

Влашская улица плавно переходит перед этим дворцом в Рыночную улицу (Trziste). Но наша с вами цель — дом № 25, что находится на Кармелитской улице (Karmelitska). Вы спросите, что в нём такого особенного? Ответим: в доме за деревянными воротами находится потрясающей красоты террасный сад.

Вртбовский парк был создан в 1720 г. по заказу бургграфа Яна Йозефа Втрбы. Задача была не из лёгких, ведь на крутом клинообразном склоне предполагалось разбить итальянский сад, особенностью которого являлись многочисленные террасы, укреплённые подпорными стенами. Но за дело взялись профессионалы — архитектор Франтишек Канька, художник Вацлав Рейнер и скульптор Матиаш Браун. Результатом их работы стали оригинальная планировка, искусное сочетанием цветов с обширной коллекцией скульптур. Поднимаясь с одной террасы на другую, вы всегда будете открывать что-то новое и интересное. В фонтане на нижней террасе херувим борется с драконом. На средней террасе регулярный парк обрамляют фигурно подстриженные изгороди и балюстрады, украшенные вазами. Верхнюю террасу населяют статуи римских богов: Вулкан, Аполлон, Диана, Юнона, Минерва, Юпитер и Марс. Эта терраса поднимается к открытому павильону, где спрятались русалки с морскими раковинами. Вход в сад, в отличие от остальных парков Праги, платный.

Вернувшись из сада на Кармелитскую улицу, с правой стороны вы увидите церковь Девы Марии Торжествующей. Прежде на её месте стояла барочная церковь Пресвятой Троицы, построенная итальянским архитектором Джованни Мария Филиппи для немцев-лютеран. Но после битвы у Белой горы здание было передано монахам кармелитам, которые, перестроив его, посвятили церковь Деве Марии Торжествующей. В музее при церкви выставлены многочисленные наряды, подаренные младенцу верующими.

Продолжая идти по Кармелитской улице на юг, вскоре вы подойдёте ко входу в Музей музыки. Музей размещается в бывшей барочной церкви Святой Магдалины XVII в. Музыкальные инструменты и ноты, представленные в нём, являются не единственными экспонатами музея. Через наушники посетители могут прослушать высококачественное аутентичное воспроизведение музыкальных произведений, исполненных на представленных в музее инструментах.

Выйдя из музея, сверните направо, а в конце улицы — налево. Вы пришли на Мальтийскую площадь (Maltezske namesti). Она, как вы уже наверно догадались, названа в честь мальтийских рыцарей. На площади когда-то находилась их резиденция. Большинство зданий вокруг возникло ещё в период Ренессанса и принадлежало богатым горожанам, однако в XVII-XVIII вв. на Малой Стране стало селиться католическое дворянство, превращая дома в помпезные барочные дворцы. Самый большой из них — Ностицкий дворец — расположен на южной стороне площади. Его возвели в первой половине XVII в., а около 1720 г. пристроили балюстраду с античными вазами и статуями императоров. Летом здесь проходят концерты. Во дворце Турба (1767) — роскошном розовом здании в стиле рококо — сейчас находится японское посольство.

С восточной стороны к площади примыкает Велкопшеворская площадь (Velkoprevorsk namesti). На северной стороне этой зелёной площади возвышается Велкопршеворский дворец — бывшая резиденция мальтийских рыцарей. Свой нынешний облик здание приобрело в XVIII в. Порталы, окна, декоративные вазы выполнены мастерской Матиаша Бернарда Брауна.

На стене Велкопршеворского сада в 1980 г. появился огромный портрет Джона Леннона в виде граффити со словами «Дайте миру шанс». Его нарисовали в год смерти музыканта. Сегодня эта стена стала самостоятельным памятником современного искусства.

На противоположной стороне площади находится Буквойский дворец, который занимает французское посольство, — красивое барочное здание, возникшее примерно в то же время, что и Велкопршеворский дворец.

Недалеко от Велкопршеворской площади находится самая старая церковь на Малой Стране, заложенная в XII в. Церковь Девы Марии под Цепью стояла посреди хорошо укреплённого монастыря, охранявшего вход на старый Юдифин мост. Своё необычное имя она получила по цепи, которой в Средние века закрывали ворота монастыря. В XIV в. изначальная романская церковь была разрушена, а на её месте построили новый неф с двумя четырёхгранными башнями. В 1640 г. Карло Лураго придал ей барочный облик.

В церкви находится алтарная картина, написанная Карелом Шкретой, изображающая Деву Марию и Иоанна Крестителя, которые помогают мальтийским рыцарям в знаменитом морском сражении с турками у Лепанто в 1571 г.

Лазенская улица (Lazenska) выведет вас к Мостецкой (Mostecka), которая в Средние века соединяла Карлов мост с Малостранской площадью. Пройдите по этой улице в сторону Малостранских мостовых башен, за ними близ Карлова моста вы увидите дом «У трёх страусов». Его в 1567 г. купил торговец страусиными перьями Ян Фукс. В то время состоятельные дворяне и офицеры украшали по последней моде перьями страуса свои головные уборы — береты или шляпы. Фукс снабжал перьями не только местных жителей, но и чиновников иностранных армий. Доходы предприимчивого торговца росли и в 1606 г. позволили ему полностью перестроить дом. На память о своём заработке Фукс изобразил на стене дома страусов.

Недалеко от этого дома находится самая узкая улочка Праги — Бинарна Чертовка (Vinarna Certovka). Её ширина всего 70 см. Улица спряталась между двух домов, и пройти по ней может только один человек, и то не слишком упитанный. Чтобы на улице не случалось «пробок», на обоих её концах установили светофор. В конце улицы в небольшом тупике расположился ресторан, где можно насладиться вкусной едой и напитками. К чести сказать, в официальных бумагах эта улица нигде не зафиксирована, да и возникла она как пожарный проход.

Благополучно прогулявшись по этой улочке и не застряв между двумя домами, выходите на Кирпичную улицу (Cihelna), там вас ждут в Музее Франца Кафки. В этом музее находится постоянная экспозиция «Франц Кафка и Прага». Первая часть выставки — «Экзистенциальное пространство» — знакомит с миром Кафки и показывает, какое влияние оказала Прага на писателя. Вторая — «Воображаемая топография» — показывает Прагу глазами Кафки. Перед зданием музея стоит очередная скульптура Давида Чёрного «Писающие мужчины». Она представляет собой фонтан, образованный стоящими друг напротив друга двумя мужчинами, которые справляют нужду на карту Чехии. Некоторые части тела мужчин передвигаются с помощью электромоторов, которыми управляет компьютер. В результате этого струи воды создают различные начертания и даже могут «написать» цитаты из литературных произведений.

После посещения музея выйдите на улицу У Лужицкой семинарии (U Luzickeho seminare) и следуйте по ней в сторону метро «Малостранская». Справа от вас будет множество кафе и ресторанов, а слева — стена, в которой в скором времени появится проход — вам туда. За стеной находятся Вояновы сады. Этот уютный парк возник в XVII в. Вначале здесь был сад монастыря ордена босых кармелиток. От прежних строений остались две часовни. Первая напоминает по форме пещеру и освящена именем святого Илии, связанного в Ветхом Завете с горой Кармил. Поэтому его считают основателем ордена. Вторая освящена именем святой Терезии и построена в XVIII в. в благодарность за сохранение монастыря во время осады Праги прусскими войсками в 1757 г.

Завершается наш маршрут на территории ещё одних садов, но уже гораздо больших по размеру. Один из входов в Дворцовые сады расположен на Вальдштейнской улице (Valdstejnska) рядом с посольством Польши.

В Средние века крутой южный склон Пражского Града был сплошь покрыт виноградниками. В XVI в. на месте виноградников возникли ступенчатые сады в стиле итальянского Ренессанса. Два столетия спустя большинство из них перепланировали и украсили барочными скульптурами и фонтанами. А вскоре пять садов, связанных с возникшими неподалёку Ледебурским, Чернинским и Паллфиовским дворцами, соединились в единое целое. В Ледебурском саду особое внимание привлекает павильон, спроектированный Джованни Батистой Алипранди. В Паллфиовском саду интересны сохранившиеся с XVIII в. солнечные часы.

Самый красивый и роскошный в архитектурном отношении сад принадлежал Коловратско-Чернинскому дворцу. Его создал в 1784 г. Игнац Паллиарди. Все сады сообщаются между собой и имеют декоративные лестницы и балюстрады, живописные террасы и фонтаны, роскошные цветочные клумбы и удобные смотровые площадки.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free