Главная  /  Йозефов

Йозефов — город в городе


В эпоху Средневековья к северу от Старого Города появился район, жителями которого были евреи. В 1254 г. новоиспечённый король Чехии Пржемысл Отакар II выпустил особый документ, определяющий положение евреев, а именно: где они должны жить, какие носить отличительные знаки и чем зарабатывать на хлеб. Главным занятием, отведённым для жителей еврейской общины, стало ростовщичество — работа, не подходящая христианам. Взамен на пополнение государевой казны король обещал евреям покровительство и защиту. Правда, короли не всегда держат своё слово — в история Праги было часть случались погромы и выселения евреев из города.

Спустя несколько десятилетий закон об ограничении деятельности евреев потерял свою силу, евреи стали ювелирами, могли заниматься ремеслом и другими профессиями. В XV-XVI вв. многие евреи сделали себе карьеру в банкирстве, что помогало им влиять на имперскую власть, быть вхожими в дворцовые круги и таким образом защищать единоверцев. Владельцем одного из таких банковских домов было семейство Майзель. Могилу старейшины пражской еврейской общины и личного банкира Рудольфа II Мордехая Майзеля (1528-1601) сегодня можно найти на Старом еврейском кладбище в Йозефове.

Своё название район получил в честь императора Иосифа II, который в свою очередь издал так называемый «Эдикт о терпимости», дававший евреям равные права граждан Австрийской империи. В 1848 г. Еврейский город перестал быть закрытым, а его жители теперь могли селиться в любой части Праги. Это привело к тому, что в Йозефове остался лишь бедный люд и район превратился в трущобы. Дабы не плодить нищету и антисанитарию, в 1890 г. весь район был уничтожен, остались только кладбище, Еврейская ратуша и несколько синагог. В годы Второй мировой войны сохранению оставшихся зданий и атмосферы еврейского гетто в Йозефове способствовал сам Адольф Гитлер, планировавший организовать здесь музей «народа, которого уже нет». Но, как показала история, музея с таким названием создать не удалось. Сегодня в Йозефове бережно сохраняют историю и культуру еврейского народа, не забывая прославлять одного из самых знаменитых уроженцев этого района — Франца Кафку.

Маршрут пешеходной экскурсии по Йозефову

Наш маршрут начинается на площади Яна Палаха (Náměstí Jana Palacha) от здания главного концертного зала Праги — Рудольфинума. На округлой балюстраде размещены статуи выдающихся деятелей чешского, австрийского и немецкого искусства. Местная легенда гласит, что во время нацистской оккупации Праги было приказано уничтожить статую Ф. Мендельсона из-за его еврейского происхождения. Солдаты, не знавшие как выглядит композитор, убрали статую Р. Вагнера и тем самым чуть не навлекли на себя гнев фюрера, так как этого композитора он очень любил. К их счастью, исполнители приказа вовремя заметили ошибку и статую Вагнера вернули на место. Эта нелепица дала время, чтоб успеть спрятать статую Мендельсона и сохранить полную коллекцию для будущих поколений.

В здании Рудольфинума действуют два превосходных концертных зала: большой зал им. Дворжака и камерный зал им. Сука, а также художественная галерея. Напротив Рудольфинума на углу улиц Широкой (Siroka) и 17 ноября (17. Listopadu) возвышается здание Музея прикладного искусства. Музей был основан в 1885 г. Нынешнее здание было построено в стиле неоренессанс по проекту Й. Шульца в 1901 г. В музее есть несколько постоянных экспозиций, главная из которых называется «Рождённые в огне». В ней представлены одна из самых больших коллекций знаменитого чешского стекла и разнообразные изделия из фарфора и керамики. В музее также можно увидеть образцы одежды разных эпох, гобелены, кружева, секретеры, шкафы и столы эпохи Ренессанса, часы работы Эразма Хабермеля, придворного часовщика Рудольфа II.

Выйдя из здания музея и свернув на улицу Широкая (Siroka), неожиданно сталкиваешься со стеной, возвышающейся на левой стороне улицы. Она окружает Старое еврейское кладбище, которое более трёхсот лет было единственным местом захоронения пражских евреев. На кладбище 12 тыс. надгробий, но захоронений здесь гораздо больше. По мере того, как кладбище заполнялось, сверху насыпали новый слой земли, в нём продолжали хоронить, а прежние надгробия переносили выше. Поэтому, по подсчётам учёных, здесь покоится не менее 40 тыс. человек. Последнее захоронение было произведено в 1787 г. и принадлежит Мозесу Беку. Пожалуй, самая посещаемая — это могила раввина Лева (1520-1609). Согласно легенде раввину были подвластны магические силы. Однажды он вылепил из глины фигуру человекообразного голема и оживил его для того, чтобы он ночью обходил улицы, охраняя жителей еврейского квартала. Когда голем стал превращаться в чудовище, раввин заточил его на чердаке Староновой синагоги.

Вход на кладбище возможен только через Пинкасову синагогу. Она была основана в 1479 г. раввином Пинкасом. За многие годы своей истории здание не раз перестраивалось. Молельный зал с готическими сводами — главное помещение нынешнего здания. В синагоге создан мемориал в память о чехословацких евреях, подвергшихся холокосту. Имена более 77 тыс. человек, не вернувшихся из концлагерей, запечатлены на стенах синагоги.

На территории кладбища расположена ещё одна синагога — Клаусова. Некогда на её месте располагались несколько небольших школ и молельных домов, называемых Клаусами. Отсюда и происходит название синагоги. Внешне не сильно примечательное здание является хранилищем старинных еврейских рукописей и книг, а также постоянной выставкой, посвящённой традициям и обычаям евреев Центральной Европы. Практически вплотную к синагоге примыкает здание, внешне напоминающее средневековый замок. Это бывший ритуальный зал еврейского похоронного братства. Члены братства осуществляли похороны по ритуальным законам и занимались благотворительностью в общине.

Выйдя с еврейского кладбища через Пинкасову синагогу на улицу Широкая, поверните налево и идите до пересечения с Майзеловой (Maiselova), там вновь сверните налево. Пройдя несколько метров, с правой стороны вы увидите Еврейскую ратушу и Высокую синагогу. Ратуша была построена в 1570-1577 гг. на средства богатейшего старейшины еврейской общины Мордехая Майзеля. Несмотря на то что здание многократно перестраивалось, его зал для заседаний сохранился в первоначальном виде. На здании можно увидеть часы. Те, что расположены на небольшой башенке, имеют циферблат с привычными римскими цифрами. А вот на часах, расположенных над фасадом, — древнееврейские цифры. Да и стрелки на них идут в обратном направлении, поскольку строки древнееврейских текстов читаются справа налево. Высокая синагога также построена на деньги М. Майзеля в 1570 г. Своё название синагога получила ввиду расположения в ней молельного зала на втором этаже. Первоначально синагога была соединена с ратушей и не имела отдельного входа. В XIX в. здания разделили и в синагоге появился вход с улицы и лестница на второй этаж в молельный зал.

Напротив Высокой синагоги на углу улиц Майзелова и Червена (Červená) стоит самая старая из сохранившихся синагог Праги (построена в 1270 г.), выполненная в готическом стиле. До сих пор она является действующим религиозным центром пражских евреев. Первоначально её называли Новой, но позднее с появлением других крупных синагог к её названию добавили статус «Старая», так и получилась Староновая синагога. Внутри можно увидеть кресло знаменитого раввина Лева, того самого, что по легенде изобрёл Голема.

Пройдя по маленькой улочке Червена в противоположную сторону от Майзеловой, попадаешь на Парижскую (Parizska) улицу. До конца XIX в. такой улицы в Праге не существовало, а сегодня на ней находятся самые дорогие магазины и рестораны в городе. Пройдя по улице в сторону Чехова моста (Cechfiv Most), сверните направо на улицу Вилкова (Bilkova). Там вы увидите эксперименты архитекторов конца XIX - начала XX вв., которые стали возможны в связи с реконструкцией Йозефова. Большинство зданий здесь выполнены в стиле модерн, но встречаются и необычные дома. Так, например, дом, на стенах которого выделяются геометрические элементы, является примером кубистской архитектуры.

Кубизм проявил себя и в плоских фигурах атлантов, подпирающих балкон дома № 7 по улице Элишки Красногорской (Elisky Krasnohorske). Ещё один пример такого стиля — дом «У Чёрной Богоматери» на Целетной улице.

На перекрёстке улиц Билкова и Душни (Dusni) сверните на север, и вскоре с правой стороны увидите огромную церковь Святых Шимона (Симона) и Иуды. Эта церковь была возведена общиной «Чешские братья» в XVII в. Спустя некоторое время представители общины были изгнаны из страны, а церковь передана католическому ордену братьев милосердия. В XVIII в. здесь появилась первая анатомическая аудитория для студентов, а позже церковь переоборудовали под концертный зал. На органе этой церкви играли Моцарт и Гайдн.

Выйдя из церкви, сверните на улицу У Милосердных (U Milosrdnych) и следуйте до её конца — так вы попадете в монастырь Святой Анежки Чешской. В 1234 г. сестра короля Вацлава I Анежка основала вместе с братом на этом месте женский монастырь клариссинок (в честь св. Клары). Сама Анежка стала его первой аббатисой. Среди первых зданий монастыря был возведён костёл Святого Франциска, позже к нему присоединили капеллу Святой Варвары. Монастырь является одним из самых древних готических памятников Чехии, хотя в его архитектуре также присутствуют элементы барокко и ренессанса. В 1782 г. монастырь закрыли, а его здания продали. Долгое время постройки использовались в качестве квартир для бедного населения Праги, и лишь в XX в. начались реставрационные работы по восстановлению зданий монастыря. С 1963 г. весь комплекс входит в состав Пражской национальной галереи. На территории монастыря размещены постоянные экспозиции средневекового искусства Богемии и Центральной Европы.

Следуя от монастыря Святой Анежки вначале на юг по улице У Общинного двора (U Obecniho dvora), а затем на запад по улице Везеньская (Vezenska), вы придёте к небольшой площади, на которой стоит Испанская синагога. Здание было построено во второй половине XIX в. в псевдомавританском стиле. Каждый дюйм потолка и стен в интерьере синагоги покрыт сложными узорами и цветочными орнаментами в технике стукко. Это оформление отсылает зрителя к образу испанской Альгамбры в Гранаде, что и послужило поводом для названия синагоги. Перед входом в синагогу сравнительно недавно установили памятник Францу Кафке. Писатель сидит на плечах большого мужского костюма. Автор скульптуры Ярослав Рона оставил своё творение без объяснений, дав каждому желающему почву для размышлений.

Недалеко от испанской синагоги расположена церковь Святого Духа. Этот готический храм середины XIV в. изначально был частью монастыря бенедиктинок, разрушенного в 1420 г. во время гуситских войн. Внутренне оформление после пожара 1689 г. сменили на барочное. В церкви есть несколько старинных скульптур XIV в., например «Пиета».

Завершить эту пешеходную экскурсию стоит посещением Майзеловой синагоги. Первое здание синагоги было построено в конце XVI в. и являлось частной молельней семьи Майзель. Однако пожар 1689 г., в котором выгорел весь Еврейский квартал, не пощадил и эту постройку. Синагога была перестроена, а современный облик она обрела уже в начале XX в. Сегодня Майзелова синагога находится в ведении Еврейского музея. В ней экспонируется богатейшая коллекция европейского серебра и культовых предметов от эпохи Ренессанса до XX в. Есть в коллекции и предметы светского характера: светильники, подсвечники, канделябры и свадебные блюда. Неподалёку от синагоги находится ресторанчик «У Голема», где за вкусной едой можно поделиться впечатлениями от увиденного. Его без труда можно найти не только по вывеске, но и по выложенным на брусчатке очертаниям Голема.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free