Главная  /  Россия  /  Тверь  /  Пешеходная экскурсия по Твери. Маршрут №3

Маршрут по набережной Волги


От Тверской площади пересечём дорогу, и, пройдя по Театральной площади, окажемся перед главным входом в Городской сад, столь популярный у жителей Твери разных поколений. Городской сад расположен на правом берегу Волги. Эта территория некогда входила в состав Тверского кремля. Сад появился здесь в 1831 г. после объединения Дворцового, Губернаторского, а позже и Общественного сада, созданного в 1851 г. архитектором И.Ф. Львовым. Во время Великой Отечественной войны гитлеровские захватчики уничтожили все деревья сада, поэтому с 1947 по 1948 гг. сад пришлось высаживать заново. Новый его проект был подготовлен советским архитектором Д.Н. Мельчаковым.

Нынешний Городской сад по периметру ограждён фигурной решёткой. В Горсаду расположена набережная имени Михаила Тверского, с которой можно полюбоваться речными просторами и ближним Заволжьем. В Городском саду установлен Поклонный крест в честь Михаила Ярославича Тверского — небесного покровителя города. Над созданием памятника работал скульптор Е. Антонов, в качестве материала для креста выбран белый гипс. Открытие Поклонного креста состоялось 7 ноября 1996 г., а уже в 2001 г. была изготовлена его копия, которую сегодня можно увидеть у центральных ворот Городского сада. На памятнике есть две надписи. Первая, выполненная по внешней части креста, гласит: «Набережная названа в честь Святого Благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского, погибшего в орде в 1318 за землю Русскую». Ближе к центру креста находится библейская цитата: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн 15.13). Ранее, ещё в начале 1990-х, на месте креста находилась стела, также увековечивавшая память о князе.

На набережной установлен памятник А.С. Пушкину. Местом для его расположения выбрана бывшая территория Путевого дворца, а точнее «балкон» — выступ, где по плану зодчего К.И. Росси предполагалось построить павильон. Монумент сооружён к 175-летию со дня рождения поэта, открытие памятника состоялось в 1974 г. Авторам памятника удалось создать выразительный образ А.С. Пушкина. Бронзовая фигура поэта высотой 3,5 м находится на гранитном 70-сантиметровом основании, выполненном как естественное продолжение набережной. На постаменте краткая надпись: «А.С. Пушкину». На пьедестале — фигура поэта, опирающегося одной рукой на решётку, через другую его руку переброшен дорожный плащ. Набережная вокруг постамента выложена булыжником, а вся площадка огорожена ажурной чугунной решёткой. Памятник поэту — одна из главных достопримечательностей Твери. Едва ли не каждый турист считает своим долгом сфотографироваться «на фоне Пушкина».

По лестницам можно спуститься к воде и встретить скульптуру рыбака. Горсад считается одним из популярных мест массового отдыха жителей Твери и праздничных гуляний, особенно многолюдно здесь в День города, во время Масленицы и в другие праздничные дни. В Городском саду есть развлечения на любой вкус. Дети наверняка захотят прокатиться на аттракционах, которых здесь немало. С колеса обзора высотою около 30 м можно окинуть взглядом если не всю Тверь, то значительную её часть.

Культовым местом у старшего поколения были «доски» — танцевальная площадка в Городском саду. Сейчас на месте демонтированных «досок» зимой устанавливают деревянную горку, с которой могут кататься все желающие. Горсад остаётся одним из самых ухоженных и благоустроенных мест Твери. Здесь приятно находиться в любое время года — и осенью, когда под ногами задумчиво шуршат опавшие листья, и весной, когда с набережной можно полюбоваться ледоходом, и зимой (если мороз не слишком лютует), когда к вашим услугам каток. Про лето и говорить нечего. Тут и кафе, и торговля сувенирами, и катание на лошадях, и уютные скамейки, и цветочные клумбы. По праздникам не пустует летняя эстрада, как и скамейки перед ней. Зрители — и стар и млад — с удовольствием наблюдают за выступлениями самодеятельных артистов.

В Городском саду немало уютных рукотворных уголков, созданных в наше время. Среди таковых можно назвать «Сад любви» с «Мостиком желаний». На специальной табличке читаем: если пройти по мостику и загадать желание, оно непременно сбудется.

Прогулявшись по Городском саду, подойдём к кинотеатру «Звезда» (наб. Степана Разина, 1) — «Звёздочке», как ласково называют его тверитяне. Здание возведено в 1937 г. по проекту архитектора В.П. Калмыкова и является одним из ярких образцов советской архитектура города. Его внешний облик легко угадывается в панораме домов, расположенных на правом берегу Твери. Кинотеатр может служить примером переходного стиля от конструктивизма к неоклассиицизму, что было свойственно тому периоду. Композиция прямоугольного двухэтажного здания с двумя высокими цилиндрическими башнями на главном фасаде отличается оригинальностью. Особенную выразительность облику здания придаёт сочетание тёмно-красных стен и побелённых декоративных элементов. Двухзальный кинотеатр «Звезда» открылся 31 июля 1937 г. премьерой героико-патриотической драмы «Арсен» и со временем превратился в любимое место отдыха горожан. У «Звёздочки» тверитяне назначают друг другу дружеские встречи и свидания. Здесь проходили (и проходят) тверские премьеры культовых фильмов, устраивались творческие встречи со знаменитыми артистами.

Справа от нас, по соседству с кинотеатром «Звезда», расположен дом «Ворошиловских стрелков» (наб. Степана Разина, 2). Трудно не заметить это весьма оригинальное архитектурное творение. Монументальное здание, возведённое в 1935 г. по проекту архитектора Алфёрова, имеет большое значение в композиционном решении центра города. Пятиэтажный дом имеет сложную форму: часть его фасадов вплотную примыкает к красной линии набережной, другая часть словно утопает в монументальной толще строения, которое растянулось вдоль набережной между Тверским проспектом и улицей Вольного Новгорода. Яркой деталью здания являются высокие, в четыре этажа, четырёхколонные портики. Дом образует представительный архитектурный ансамбль с Новым мостом через Волгу (слева). Интересна как фасадная часть здания, так и его внутренние решения, к примеру, интерьеры лестниц, при отделке которых использован искусственный мрамор и лепнина.

Историческая двухэтажная застройка на набережной, без сомнения, относится к самым примечательным архитектурным объектам Твери. Дом по адресу: Степана Разина, 3 — единственное сохранившееся здание регулярной застройки «сплошной фасадой», занимавшей всю длину квартала от нынешнего Тверского проспекта до улицы Трёхсвятской. По замыслу архитектора М.Ф. Казакова на этом месте предполагалось построить провиантский магазин. Однако в 1770 г. по предложению губернатора Я.Е. Сиверса этот участок застроили жилыми домами. Нашлось здесь место и для дома городского головы. А провиантский магазин разместили по соседству, в одном большом строении вместе с соляным и винным магазинами. Сейчас здесь как раз и находится «Дом Ворошиловских стрелков» — набережная Степана Разина, 2. Дом №3, построен, по всей видимости, в начале 1770-х гг. одновременно с другими домами квартала.

Дом №5 на набережной Степана Разина служит характерным для центральной части Твери примером усадьбы с домом на углу квартала и флигелем, выходящим на одну из улиц. Здание построено в XIX в. на месте дома, возведённого в предшествующем столетии. В первой половине XIX в. появился главный дом, затем соорудили флигель и соединяющие его с домом ворота. В середине века хозяином усадьбы являлся городской голова А.Ф. Головинский, о чём свидетельствует мемориальная доска, установленная на здании. Затем дом принадлежал купцам Назаровым.

Следующее здание, которое мы видим, — это дом Куровых (наб. Степана Разина, 6). Постройка дома относится к более позднему периоду, это уже вторая половина XIX в. Здесь интересна композиция главного фасада с балконами и проездной аркой. По всей видимости, здание сооружено на месте дома, построенного в XVIII в. Со второй половины XIX по начало XX вв. это было владение купцов Куровых.

Полюбуйтесь на жилой комплекс, состоящий из вплотную примыкающих друг к другу четырёх домов (наб. Степана Разина, 7-10). Эти постройки 1766-1768 гг. прекрасно сохранились и внешне способны радовать глаз своим вполне парадным видом. Красиво выглядит декоративное убранство фасадов с проездными арками, на домах №8 и 10 сохранились балконы с коваными ажурными решётками — работа мастеров конца XIX - начала XX вв. Объединяющим мотивом архитектурной композиции служат овальные или прямоугольные чердачные окна.

К более поздним годам — 1770-1780 гг. — относятся дома по набережной Володарского. В XVIII-XIX вв. в них проживали купцы, чиновники, мещане. С течением времени утрачивались отдельные архитектурные элементы, которые, возможно, сегодня украсили бы эти здания. И всё же комплекс из шести двухэтажных одинаковых по габаритам домов остаётся лучшим из сохранившихся в Твери ансамблей, выстоенных «сплошной фасадой». Это визитная карточка парадной части волжской набережной. Впрочем, как и другие старинные здания, формирующие застройку этой части Твери. Взглянуть хотя бы на дом, расположенный на углу набережной Степана Разина, 17/52 и ул. Володарского. Дом построен в конце 1760-1770-х гг. для известного горнозаводчика Н.А. Демидова. С конца XVIII по начало XIX в. дом принадлежал его сыну Н.Н. Демидову, а впоследствии купцам Назаровым, Светогоровым, Куровым, Вагановым. Здание появилось в городе в период регулярной застройки, а существующий облик характерен для архитектуры эклектики. Над центральной трёхоконной частью главного фасада возвышается мезонин, который увенчан фронтоном с квадратным окном.

Прекрасно вписываются в ансамбль набережной дома №18 и 19. Оба здания построены в XIX в. Выложенные на аттике дома №18 буквы «А.К.», по всей видимости, обозначали инициалы владельца. Декор здания характерен для периода эклектики.

К дому №19 пристроен одноэтажный флигель в три окна. Появившийся уже в наше время балкон на главном фасаде сделан с использованием старых чугунных кронштейнов.

Важную роль в исторической застройке набережной играет усадьба Вагина (наб. Степана Разина, 20). Главный дом был выстроен во второй половине 1760-х гг., а вскоре купец М.Г. Вагин выкупил его для своего сына Луки. Вероятно, уже при новом владельце купце И.Т. Хозинском в начале XIX в. дом прирос мезонином и дворовой пристройкой с крыльцом. Известно, что в 1833 г. усадьба принадлежала статской советнице В.И. Бакуниной, а затем купчихе А.А. Аваевой. Примечательно, что первый этаж дома — кирпичный, а второй и мезонин деревянные, но это знают, пожалуй, только знатоки местной архитектуры: оштукатуренные фасады скрывают различие строительных материалов.

Примерно в этот же временной промежуток возвели и усадьбу Томилина на наб. Степана Разина, 21. Северные фасады дома и флигеля, соединенные между собой воротами, выходят на красную линию улицы. Усадьба представляет собой цельный комплекс в стиле позднего классицизма.

А вот ещё одна бывшая городская усадьба, облик которой вам наверняка запомнится — наб. Степана Разина, 22/39. Главный дом, расположенный на углу квартала, спроектирован К.И. Росси для тверского купца Е. Хозинского. Усадьба является заметным жилым комплексом и представляет в Твери один из лучших образцов позднего классицизма. Здание уверенно поддерживает своим внешним видом оформление набережной Волги в центральной части города. К двухэтажному корпусу дому с мезонином со двора примыкают сени. Центральная часть парадного фасада выделена портиком из шести пилястров (выступов в стене, напоминающих колонны), объединяющих верхний этаж с мезонином. Флигель, возведённый, по мнению некоторых экспертов, по проекту К.И. Росси, выходит на улицу Салтыкова-Щедрина. В кирпичной арке, соединяющей дом и флигель, когда-то были ворота.

Прогуливаясь дальше по набережной, оказываемся перед представительным зданием Епархиального женского училища на наб. Степана Разина, 23. Это трёхэтажное кирпичное строение, покрытое слоем штукатурки, возведено на исходе XIX в. по проекту архитектора тверской губернии В.И. Назарова и относится к наиболее крупным общественным постройкам города. Оно появилось в 1898 г. и органично вписалось в окружающую среду высокого правого берега Волги. Главный фасад щедро декорирован, центральную часть завершает купол со шпилем. Окна первого и третьего этажей — прямоугольные, с рамочными наличниками; более выразительны обрамления окон второго, парадного этажа. Верхняя часть здания — со второго по третий этаж, украшена двухэтажными портиками: по бокам — ионического ордера, а в центре — коринфского. В здании в 1917-1923 гг. помещались госпитали, в 1923-1937 гг. — Институт физметодов лечения, затем, до 1941 г. — областная клиническая больница. Во время оккупации здание было взорвано, в 1954 г. восстановлено. В 1963 г. здесь была основана областная детская больница. После пожара 2017 г., сильно повредившего здание, больница полностью переехала в соседний корпус, открытый в 2010 г.

Вернёмся к дому №22/39 и повернём направо, в переулок Салтыкова-Щедрина, чтобы заглянуть в дом-музей писателя по ул. Рыбацкая, 11/37. Музей расположен на пересечении переулка Салтыкова-Щедрина с улицей Рыбацкой в характерном для Твери здании дворянской усадьбы, построенной в XIX в. Оба уличных фасада, выходящие на ул. Рыбацкую и ул. Салтыкова-Щедрина, отличаются едиными композиционными приёмами и декоративными формами. Самым знаменитым хозяином усадьбы был М.Е. Салтыков-Щедрин. В экспозиции музея мы увидим рукописи, документы, личные вещи знаменитого писателя и тверского вице-губернатора. Среди вещей — шкаф, этажерка, рабочий стол, за которым, по преданию, рождались главы самого знаменитого романа писателя — «Господа Головлёвы», а также и другие шедевры его творческого наследия. В конце экспозиции можно увидеть богатейшую коллекцию иллюстрации к произведениям Салтыкова Щедрина, из которых более 200 дореволюционных, остальные созданы уже нашими современниками. В помещении музея проводятся музыкальные вечера, устраиваются художественные выставки.

Набережную отделяет от реки чугунная ограда, за которой видим травяной склон. Оборудовано несколько лестниц, по ним можно спуститься к воде, к гранитному парапету, в который «одет» берег Волги. Тут же установлены скамейки. Пройдя в обратном направлении вдоль парапета и налюбовавшись волжскими видами, мы выходим к Новому мосту, на который ведёт трёхмаршевая лестница. Такая же есть и в противоположной части моста на другом берегу Волги.

Нововолжский мост соединяет центр с Заволжским районом города. Строительство его велось с 1953 по 1956 гг. Проект разрабатывал институт «Лентрансмостпроект». Мост имеет арочную форму, семь пролётов, длина его вместе с подходами составляет 484,5 м. Непосредственно протяжённость самого моста — 281 м, ширина — 19,6 м, а высота конструкции в самом высоком месте — 16,36 м. Мост рассчитан на двухсторонний автомобильный поток и трамвайную линию. Железобетонные балки составляют основу береговых пролётов, промежуточные выполнены из чугуна. Когда-то эти чугунные арочные фермы были частью моста лейтенанта Шмидта, построенного между 1843 и 1850 гг. в Санкт-Петербурге. В Тверь арки попали уже при советской власти, инициатором передачи стал М.И. Калинин. Решётка парапета также выполнена из чугуна. Внимание привлекает её изящный рисунок.

Загляните во двор дома №13 по ул. Вольного Новгорода. Тут, возвышается храм Рождества Христова в Рыбаках (№9-11). В давние времена здесь жили рыбаки, соответственно, и местность эта именовалась Рыбацкой слободой или попросту Рыбаками. История этого храма полна потрясений, он сгорал дотла. В память обо всех бедствиях, связанных с храмом, стал проводиться Крестный ход. И уже по традиции путь религиозной процессии из кафедрального собора ведет в храм, зовущийся «что в Рыбаках». Благотворительная поддержка храму во все времена оказывалась немалая. Сама Екатерина II в 1775 г. пожертвовала деньги, на них подле церкви возвели каменный дом для её служителей — нарядное двухэтажное здание, характерное для жилой застройки Твери конца XVIII в. В советские годы в церкви работал тир, размещались магазины. В 1999 г. часть помещений вернули верующим, богослужения возобновились.

Дом на пересечении ул. Вольного Новгорода с улицей Трёхсвятской занимает военный комиссариат Центрального района. Вход в это здание маскируют ели. С другой стороны улицы угол квартала при пересечении ул. Вольного Новгорода с Трёхсвятской занимает дом №10. Это здание построили на стыке XVIII и XIX вв. Все части дома, с убранством в духе классицизма, объединяет высокий карниз.

Пять минут ходьбы мимо дома «Ворошиловских стрелков», кинотеатра «Звезда» и Городского сада — и вот мы у Старого Волжского моста. Он действительно один из самых старых в городе: его открытие состоялось в 1900 г. Редкий памятник столь ярко запоминается гостям Твери. Лёгкие изящные формы конструкций, ажурная отделка моста растиражированы на всех сувенирных открытках, буклетах и календарях. Пожалуй, это самый запоминающийся, любимый жителями и гостями города символ Твери, во многом именно он делает облик города неповторимым.

Созданный по проекту В. Точиского и Л. Машека тверской трёхпролетный мост поражает «воздушностью» конструкций, напоминая своим силуэтом о висячих мостах. Во времена его строительства подобные решения были в моде, вся Европа экспериментировала с ажурными формами. Тверской мост, к слову, имеет брата-близнеца. Его точную копию — мост Франца-Иосифа или, как его сегодня называют, Сабадшаг можно увидеть в Будапеште.

Длина тверского чудо-моста — 215,5 м, ширина проезжей части — 5,7 м, а ширина пешеходных дорожек — 2,5 м. Вход на мост изначально украшали нарядные чугунные фонари, в 1972 г. их перенесли на Театральную площадь, ближе к памятнику А.С. Пушкину.

Мост неоднократно ремонтировался, когда-то по нему ходили трамваи. В конце 1941 г., в годы фашистской оккупации, мост был намеренно разрушен, однако с возвращением советских войск его восстановили и уже в самом начале 1942 г. по нему началось обычное автомобильное и пешеходное движение. А 28 марта этого же года по нему прошёл первый трамвай, что стало настоящим праздником для горожан, символом возвращения Твери к мирной жизни.

В 1980-х гг. мосту поменяли несущие конструкции пролётных строений, деревянное покрытие заменили на асфальтобетонное. Для транспорта расширили проезжую часть до 9 м, для безопасности передвижения пешеходов по обе стороны от моста построили подземные переходы, ведущие нему через автотрассы. А мы взойдём на мост, чтобы перейти в Заволжский район и отправиться по новому маршруту.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free