Величественный, монументальный и необычный по своему внешнему виду, Главный храм Вооружённых Сил Российской Федерации стал композиционным центром военно-патриотического ансамбля парка «Патриот».
Постройка воинских храмов — традиция ещё допетровских времён. В подобных церквях проводились богослужения для военнослужащих, устанавливались памятные доски со списками погибших в боях, выставлялись военные трофеи и почитаемые реликвии. Сооружение храма Вооружённых Сил в Подмосковье продолжило этот давний христианский обычай военного храмоздательства.
После того, как было принято решение о возведении храмового комплекса, посвящённого русской армии, в сентябре 2018 г. в основание будущего храма был заложен первый камень. На строительство ушло около 2 лет. Финансирование велось за счёт средств из фонда добровольных пожертвований частных лиц и компаний, кроме того, существенную поддержку оказали правительства Москвы и Московской области. Последние работы были завершены 13 мая 2020 г. — и 14 июня новый собор освятили. Настоятелем храма стал патриарх Кирилл.
Патриарший собор, освящённый во имя Воскресения Христова, и официально названный Главным храмом Вооружённых Сил РФ, стал символом 75-летия победы русского народа в Великой Отечественной войне и всенародной памяти о его боевых подвигах во всех противостояниях, когда-либо случавшихся в отечественной истории.
По внушительности новый собор стал третьим в России, уступив в этом лишь столичному Храму Христа Спасителя и петербургскому Исаакиевскому собору.
Внешний облик пятикупольного собора традиционен и одновременно необычен. Храм выстроен и оформлен в русско-византийской стилистике, дополненной авангардными элементами и деталями. Здесь традиции русского православного зодчества сочетались с передовыми архитектурными приёмами и технологиями, создав храму уникальный и выразительный образ. Своим внушительным, горделивым и суровым видом он вызывает ассоциации с закованным в доспехи непобедимым воином.
Проектирование и авторский надзор осуществляло архитектурное бюро «Сретенские архитектурные мастерские». Автором храмового проекта стал молодой архитектор Дмитрий Смирнов, который, несмотря на незначительный практический опыт, уже успел отличиться работами, комбинирующими классические приёмы архитектуры с авангардными решениями и строительными инновациями. Проект Главного храма Вооружённых Сил России стал естественным продолжением его идей и выражением своеобразного творческого почерка.
Фасады здания отделаны природным камнем тёмно-зелёного оттенка и гармонирующим с ним бронзовым рельефным декором. Все пять барабанов собора увенчаны золочёными шлемовидными куполами — как продолжение главной концепции храма-воина. Первый и второй ярусы храма имеют остеклённые своды, через которые внутрь собора проникает солнечный свет. Этот нетривиальный для православных церквей приём создаёт ощущение духовного устремления верующих вверх, к небесам, а облику здания придаёт современный вид. Северный и южные врата и порталы над ними украшены батальными сценами ключевых сражений Великой Отечественной войны и изображениями памятных медалей. Рельефное оформление внешних стен включает орнаментальные композиции, библейские цитаты, изречения святых православных воинов. Украшают собор также скульптуры евангелистов и военных полководцев.
На звоннице собора размещён ансамбль из 18 колоколов, суммарная масса которых превышает 20 тонн. Колокола были отлиты на колокололитейном заводе В.Н. Анисимова в Воронеже. Их рельефное убранство также основано на сюжетах событий Великой Отечественной войны и святых образах покровителей русской армии.
Внутренний декор Храма Вооружённых Сил в парке «Патриот» представляет собой синтез сразу нескольких видов искусства: витражного, скульптурного, керамического, мозаичного, иконописного и церковно-живописного. Стеклянные своды здания изнутри украшены красочными витражами. Нижний храм оформлен керамикой и гжельскими росписями, верхний — мозаичными композициями. Сюжеты вторят внешнему декору — это всё та же компиляция библейских сцен и образов с историей русского воинства.
В проекте, концепции, материалах, отделке здания зашифровано множество посланий. Так, например, пропорции собора и размеры его отдельных элементов скрывают в себе ассоциации с Великой Отечественной войной: диаметр основного барабана — 19 м 45 см (1945 — год Победы), количество оконных проёмов на нём — 8, а диаметр купола — 22 м 43 см (8 мая, 22:43 — дата и точное время, когда Германией было подписано соглашение о капитуляции).
Ступени собора и чугунные плиты на крыльцах выполнены из сплава, полученного путём переплавки трофейного вермахтского оружия — вооружения и боеприпасов, не представлявших музейной и исторической ценности.
В основании главной святыни Храма Вооружённых Сил в Кубинке — иконы «Спас Нерукотворный» — деревянные доски из лафетной части найденной на дне Невы чугунной пушки петровских времён, использовавшейся русскими артиллеристами в борьбе с неприятелем во время Северной войны.
В облике Богородицы с младенцем Иисусом, запечатлённом на одной из центральных мозаик, слышатся отголоски образа женщины с популярного плаката военных времён «Родина-мать зовёт!».
Смотрите также: