Главная  /  Россия  /  Омск

Достопримечательности Омска


Город Омск — восьмой по населению в России. Это центр усмирения и освоения казахской степи в XVIII—XIX веках, купеческое процветание на рубеже XIX—XX веков, кратковременный белогвардейский оплот Колчака (1918—1919) и самопровозглашённая столица России, закрытый от иностранцев военно-промышленный монстр советских времён, и наконец — признанный центр российской городской скульптуры и спорта XXI века (хоккейный «Авангард», Дмитрий Сычёв и виртуальный футбольный клуб «Газмяс» из «Нашей Russia»).

Город — почти ровесник Петербурга, и если создание северной столицы было окном в Европу, то Омск был призван стать форпостом России в Центральной Азии. Омск был также местом ссылки, и самым известным узником его в 1850—1854 годах стал писатель Фёдор Достоевский. В 1915—1917 годах здесь какое-то время размещались пленные австро-венгерской армии, и среди них двое знаменитых: писатель Ярослав Гашек начал писать здесь «Швейка», а будущий президент Югославии Иосип Броз Тито увёз из Омска к себе на родину первую жену. В годы Гражданской войны Омск наряду с Иркутском был главным оплотом армии Колчака. Интересно, что Новосибирск и Красноярск при этом, напротив, были настроены за красных.

  • достопримечательности в омске
  • экскурсия по омску
  • омск на фото
  • что посмотреть в омске
  • достопримечательности омска
  • дом егора летова в омске
  • что посмотреть в омске за 1 день
  • что интересного в омске
  • маршрут по омску

Имидж Омска для человека, никогда не бывшего в нём, — абсолютная загадка. Если про остальные три крупных города Сибири средний российский человек что-то знает и представляет, то Омск как бы за занавесом. Достопримечательностей в Омске не так много, это не столица Сибири, и узнаваемых вещей вроде Академгородка, Столбов или Байкала здесь нет. И чтобы было понятнее, скажем так: Омск — это скорее поволжско-уральский город, этакая сибирская Самара или Пермь. Это сочетание зданий дореволюционной и сталинской эпох, обилие частного сектора и хрущёвок. Омичи имеют репутацию людей немногословных и довольно мрачных. Но это совсем общее мнение, люди бывают разные. Самый, пожалуй, известный омич, живший в городе постоянно, — лидер группы «Гражданская оборона» Егор Летов (1964—2008). По причине близости Казахстана в Омске значительна казахская диаспора.

Маршрут пешеходной экскурсии по Омску

Прогулку по достопримечательностям Омска логичнее всего начать на стрелке двух рек (остановка «Краеведческий музей», она же «магазин Яблонька», автобусы № 16, 18, 27, 33, 44, троллейбус № 8 и пройти до реки по ул. Иосипа Броз Тито). Именно здесь в 1716 году Иван Бухгольц (1671—1741) заложил первую Омскую крепость. Это место отмечено старинной пушкой у самой воды. Архитектурный ансамбль стрелки рек в основном советский с постсоветскими вкраплениями. Само слияние рек отмечено зданием Речного вокзала (1961—1965), своей формой напоминающим теплоход. Вокзал давно не функционирует по прямому назначению и отдан в аренду бутикам, наверху есть смотровая площадка. Немного поодаль высится коробка гостиницы «Турист» (1979). За ней стоит одноэтажный дом Колчака, или, правильнее сказать, особняк купца Батюшкина (1901—1902, архитектор Дессин), в котором в период своего «верховноправительства» над Россией жил адмирал Александр Колчак, а сейчас располагается центральный омский ЗАГС. Между Речным вокзалом и гостиницей — площадь Бухгольца, и на ней стоит огромный 7-метровый шар. Он символизирует освоение Сибири и помпезно называется «Держава» (1997, скульптор Трохимчук), хотя некоторые омичи иронично называют его «яйцо Полежаева», по фамилии бессменного в течение последних 20 лет губернатора области.

Отсюда идём вверх, вдоль Омки, к Юбилейному мосту (1967). Рядом с мостом стоит шатровая Серафимо-Алексеевская часовня (в 1907 году построили, в 1927-м сломали, в 1994 году восстановили). Дальше наш путь пойдёт налево, по Любинскому проспекту (улице Ленина), к Соборной площади. Сложившийся здесь архитектурный ансамбль стыка XIX—XX веков сделает честь любому провинциальному городу России.

В самом начале с левой стороны мы видим угловое здание, по парижской моде со скошенным углом — бывшая гостиница «Россия» (1908, № 18), там же и Омский органный зал. Здесь Ярославом Гашеком были написаны первые главы «Похождений бравого солдата Швейка». Чуть дальше — здание Московских торговых рядов с характерными для Омска зелеными куполами (№ 14, 1904), в обиходе «длинный магазин», ныне занятый различными бутиками. Правая же сторона проспекта полностью занята двухэтажными каменными купеческими домами. Наиболее интересен центральный книжный магазин (№ 17), сопровожденный металлическим памятником книге (2005). Потом Любинский проспект пересекает под острым углом улица Карла Либкнехта (бывшая Гасфордовская). На этом перекрёстке, на правой стороне стоит голубенькая бывшая аптека Шевелина (1887, № 7), ныне поликлиника, а на левой — торговый дом «Любинский» (№ 5, 1898, архитектор Хворинов), бывший магазин Шаниной. Но не на это здесь надо обращать внимание. Между этими домами на скамейке в бронзовом обличье сидит Любаша — та самая жена губернатора Гасфорта. Счастье было, кстати, недолгим — Люба в 23 года умерла от туберкулёза, но старик горевал недолго и женился на Любиной сестре, которую звали Надя. А на другой стороне проспекта, между торговыми рядами и внушительным, роскошным зданием Медицинской академии, тоже с зелёными куполами (№ 12, бывший дом Ганшина, 1906), ещё более колоритный образец городской скульптуры — из канализационного люка на волю лезет сантехник Степаныч.

Проспект начинает слегка подниматься в гору и слегка поворачивает налево. На этом повороте и подъёме справа мы видим краснокирпичную Иверскую часовню (1867, восстановлена в 1996 году), слева — идущее полукругом здание бывшей гимназии (1883, № 10). Здесь если свернуть на Музейную улицу, то совсем скоро на правой стороне вы увидите двухэтажный деревянный дом бывшего географического общества, ныне культурный центр (1896—1899, архитектор Хворинов) , а далее по другой стороне — здание бывшей страховой компании «Саламандра» (1914, архитектор Н.Н. Верёвкин). Но вернёмся на проспект. Дальше на левой стороне у нас старейший в Сибири драматический театр (№ 8а, 1901—1905, архитектор Хворинов) с обилием украшений на фасаде. Рядом с театром — авангардный скульптурный шедевр под названием «Весы бытия» (1999), наполненный странными аллегорическими фигурами добра и зла, бедности и богатства, свободы и неволи. Справа от театра в сквере — памятник Достоевскому, скульптура «Несущий Крест» (2000). Автор обеих скульптур — Александр Капралов, получивший прозвище омский Церетели. По сути дела, он внёс большой вклад в формирование нового имиджа города, наряду с уже упоминавшимися авторами Любаши и сантехника Степаныча.

Напротив театра есть ещё одна интересная достопримечательность Омска — Музей изобразительных искусств им. Врубеля (№ 3). Он носит имя Врубеля потому, что тот родился в Омске в 1856 году и провёл здесь три первых года своей жизни. Перед музеем стоит памятник художнику (2006). Здешняя коллекция живописи — крупнейшая за Уралом. Центральное место занимает русское искусство XVIII—XX веков: Венецианов, Айвазовский, Боголюбов, Васильев, Шишкин, Крамской, Суриков, Поленов, Верещагин, Левитан, Бенуа, Борисов-Мусатов, русский авангард — Кузнецов, Лентулов, Ларионов, Машков, Кончаловский, Фальк. Есть также фламандцы, иконы, золотые изделия скифо-сарматского периода. Сам Врубель представлен триптихом плафонов «Жёлтые розы», «Хризантемы», «Розы илилии» (1894). Здание музея — бывшая городская биржа (1914, архитектор Крячков), что подчёркивается лепными масками Меркурия на фасаде. И театр, и музей выкрашены в зелёный цвет, что вкупе с остальными зданиями Любинского проспекта и обилием естественной омской зелени, видимо, образуют некое концептуальное единство.

Мы вышли на Соборную площадь — сердцевину Омска. Она большая и имеет довольно сложную конфигурацию. Но доминанта по-любому одна — это пятиглавый Успенский собор (2005—2007) с шатровой колокольней в стиле русских церквей XVII века. Архитектурно он отчасти напоминает московско-питерские аналоги (Василия Блаженного и Спаса на Крови). Собственно, автор первоначального проекта (1891—1897) Э.Ф. Виррих и брал за основу питерский Спас на Крови.

История храма похожа на многие аналогичные в российской истории — в середине 30-х его взорвали, разбили сквер Пионеров, а в начале XXI века заново построили. Внутри храма главная святыня — рака с мощами омского архиепископа Сильвестра, замученного в 1919 году большевиками. Имеется довольно внушительный иконостас (автор — художник Г. Адаев). Вместо колоколов в соборе используются усилители и колонки. В центре площади — огромный сквер. В нём от советского времени осталась милая чугунная скульптура 50-х годов «Дети с пингвинами» и добавилась скульптура «Марафонец» (2003). Ещё была фигура Оленя (символ советского Омска), но его по настоянию верующих демонтировали, и теперь решают, куда поставить. По периметру площади с левой стороны: бывший Дом судебных установлений (ул. Ивана Алексеева, 1, 1914—1916), где Колчак 29 января 1919 года принял присягу «на верность государству и законам страны» и где размещался вывезенный из Казани золотой запас Российской империи; далее безвкусное 13-этажное здание облисполкома, или Дома Советов (1972, архитектор Чиркин), а в дальнем углу площади, на противоположной стороне — один из самых напряжённых транспортных сгустков Омска, остановка КДЦ Маяковского (кинотеатр построен в 1954 году). В дальнем правом углу площади — остановка «Главпочтамт» и пожарная каланча (1914, ул. Интернациональная, 41, архитектор Хворинов), весь советский период являвшаяся визитной карточкой Омска. Внутри — музей пожарной охраны (работает только в будни, до 16,30), можно залезать по винтовой лестнице на верхотуру, где стоит манекен пожарного.

Сворачиваем с Соборной площади налево, на бульварно-пешеходную улицу Тарская, и пойдём в сторону Иртыша, на территорию бывшей крепости. Тарская начинается угловым мрачным серым зданием справа по ходу. Это т.н. Серый дом (Ленина, 2, 1935, сталинский ампир, ), где расположены областные управления ФСБ и МВД. Вскоре прямо в центре улицы будут стоять т.н. Тарские ворота, которые некогда вели в Омскую крепость с северной стороны города. Ворота были сооружены в 1792 году, снесены в 50-х годах и восстановлены в 1991 году. После ворот Тарская улица становится Спартаковской, и пройдя по ней до конца, мы упрёмся в Выставочный сквер, где торгуют цветами. Перед ним стоит ещё один памятник Достоевскому (2001, скульптор Голованцев), он более традиционен, нежели капраловский «Несущий крест» возле театра, и в народе называется «губернаторским». Потому как поставлен был по распоряжению Полежаева, в то время как Капралову покровительствовал тогдашний мэр Омска Валерий Рощупкин. Повернув перед памятником налево, мы видим бывшее здание гауптвахты (1781—1785, Партизанская, 14) — старейшую каменную постройку Омска. Дальше — направо, где расположены литературный музей в бывшем доме коменданта Омской крепости (1799, ул. Достоевского, 1) и Музей истории УВД Омской области в бывшей лютеранской кирхе (1792, ул. Достоевского, 2, только в будние дни). В доме коменданта музей не случайно — там в 1859 году, уже после отбытия омской каторги и военной службы в Семипалатинске, возвращавшийся в столицу Достоевский встречался с комендантом де Граве, участником войны 1812 года, с которым во времена каторги у них сложились неплохие отношения. В музее ныне воссоздан интерьер гостиной. Кроме гауптвахты, ворот и комендантского дома, от крепости, в сущности, ничего не осталось. Возвращаемся назад и по Партизанской доходим до Юбилейного моста. По ходу движения с левой стороны будут старинные дома: Дом офицеров (№ 12), «Омскэнерго» (№ 10), бывшее коммерческое училище (№ 8, 1915—1916).

Остаётся добавить, что параллельно Любинскому проспекту от Соборной площади к Омке спускается ещё и улица Гагарина. Только выход на неё около каланчи, в правой части площади, и на ней выявляются следующие интересные объекты: прямо на углу около каланчи — раскидистый торговый центр «Омский» (1980, архитектор Земцов), в середине улицы — омская мэрия, она же бывшее здание Русско-Азиатской компании (№ 34, 1914—1916). В сквере перед мэрией стоит самый известный в Омске фонтан в виде многоярусной вазы с бассейном из красного мрамора (1958). На углу с улицей Либкнехта — бизнес-центр «Летур». Улица Гагарина выводит к Комсомольскому мосту через Омь (1948—1953), где стоит скульптура рабочего с лопатой.

Если же посреди площади пойти по улице Тарской не в сторону Иртыша, а в противоположную, то, минуя целую россыпь старинных каменных домов, выйдешь в конце концов к Крестовоздвиженскому собору (или Тарской церкви, 1870, стилизация под барокко). Направо от Тарской уходит короткая пешеходная улица Чапаева, там через квартал на перекрёстке с ул. Герцена стоит одна из наиболее аллегоричных городских скульптур Омска — железная Чудо-юдо-рыба-кит (2006, скульптор Капралов) . Напротив КДЦ Маяковского к Иртышу уходит улица Интернациональная, она выведет на набережную Тухачевского. Она в 2005—2009 годах была застроена неплохими с точки зрения эстетики высотными домами в рамках проекта «Омская крепость» (архитектор Бегун), также там восстановлены Тобольские ворота крепости (1794).

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free