Музей-усадьба Архангельское находится в Подмосковье поблизости от старого русла реки Москвы, всего в паре километров от Красногорска. Этот дворцово-парковый ансамбль единственный в Московской области сохранил основные черты планировки в стиле классицизма и сами сооружения, которые датируются XVIII-XIX вв. Но история имения началась намного раньше — упоминания о ней встречаются в летописях уже XVI в. Усадьба Архангельское занимает огромную территорию, сопоставимую с площадью небольшого города, порядка 800 га. Его хозяевами в разное время становились представители известных княжеских фамилий — Одоевские, Голицыны, Юсуповы.
Своё нынешнее название — Архангельское — усадьба обрела не сразу. В документах XVI в. оно значилось как «Уполозы Горетова стана Московского уезда». Владельцев было двое — одна часть земель принадлежала дворянину Уполоцкому (от его фамилии, скорей всего, и произошло название места «Уполозы»), а другая — конюху Рязанцеву.
При вотчине находился деревянный храм Архангела Михаила, который бояре Киреевские — следующие хозяева этих земель — реставрировали. До середины XVII в. имение не раз перепродавалось. Как гласят документы тех лет, на момент его приобретения боярином Фёдором Шереметевым, усадьба состояла «из села Архангельского и деревни Захарковой». После этим местом владели князья Одоевские. Они возвели каменную церковь на месте старой из дерева. В это же время за селом закрепилось название «Архангельское».
Усадьбой с 80-х гг. XVII в. и до начала XVIII в. владел князь Черкасский, затем земли перешли к Дмитрию Голицыну. Он разместил в Архангельском свою обширную (свыше 5 тысяч томов) коллекцию европейской литературы. Внешний вид имения в старорусском стиле ему не импонировал, и он собрался кардинально всё изменить. По его распоряжению было начато строительство главного дома и разбивка парка, где были посажены клён, липа и штамбовое дерево с двумя партерами. Помимо этого на берегу Москвы-реки князь планировал устроить оранжереи. Но завершить задуманное не успел. Его заключили под стражу по приказу императрицы Анны Иоанновны. В крепости, куда сослали вельможу, Дмитрий Михайлович вскоре и умер.
https://arhangelskoe.su/
Парк открыт ежедневно с 10:00 до 21:00, вход и продажа билетов до 20:00.
Билет | Обычный / Льготный |
Парк (вход до 19:00) * при покупке на сайте скидка 10% |
150 руб. / 50 руб. |
Колоннада (выставка «Архангельское. Территория впечатлений», при наличии билета «Парк») (вход до 18:30), посещение по сеансам: 10:00, 12:00, 14:00 и 16:00 | 200 руб. / 150 руб. |
Павильон «Каприз» (выставка «Фарфор из собрания князей Юсуповых», при наличии билета «Парк»), вход до 18:30 | 300 руб. / 200 руб. |
Западный флигель Дворца (выставка «Каретная галерея князей Юсуповых», при наличии билета «Парк»), вход до 18:30 | 200 руб. / 150 руб. |
Выставка «Сады. Метаморфозы» (выставка доступна при наличии билета «Парк») | 350 руб. / 250 руб. |
Единый *даёт право посещения парка и всех экспозиций (кроме выставки «Сады. Метаморфозы») со вт. по вс. (кроме последнего вт. каждого месяца), вход на экспозиции до 18:30 |
700 руб. / 500 руб. |
По Пушкинской карте доступны входные билеты: «Парк», «Колоннада», «Каприз», «Западный флигель» и «Сады. Метаморфозы».
С воцарением на престоле Елизаветы Петровны конфискованное Архангельское возвратили сыну Голицына — Алексею Дмитриевичу. Но только его внук Николай Алексеевич занялся серьёзными преобразованиями в усадьбе. Так, по чертежам зодчего из Франции Жана Жакоба (по другим источникам Шарля) Герна был возвёден Большой дом/дворец. В 1790-х гг. уже по проекту Джакомо Тромбаро непосредственно перед дворцом были сооружены террасы с балюстрадами. Они были декорированы вазами, статуями и бюстами известных людей и богов древности.
Свой вклад в создание этого удивительного места внёс и другой итальянский мастер Джованни Петонди. Благодаря ему в Архангельском в западной стороне парка появился архитектурный ансамбль под общим названием «Каприз», там же размещались библиотека и манеж. В «Капризе» гости собирались за обеденным столом в более расслабленной обстановке, здесь же проводились музыкальные вечера. Сбылась мечта деда Николая Алексеевича — на высоком берегу, прямо над Москвой-рекой, разместилась пара оранжерей. На сооружение дворца и парка понадобилось более четверти столетия.
В самом начале капитального переустройства усадьбы Архангельское — в 1783 г. — князь Голицын пригласил в своё имение инженера из Швеции Иоганна Эрика Норберга. Тот соорудил плотины на речке Горятинке. Образованные таким способом водоёмы использовались для работы гидравлических устройств, а они, в свою очередь, обеспечивали водой парк, овощные грядки, оранжереи, а главное — диковинные для тех лет фонтаны.
В начале XIX в. усадьба вновь сменила владельца. Им стал князь Николай Юсупов, который по праву считался ценителем искусств. В Архангельском он разместил своё ценное собрание (порядка 600 произведений скульптуры и живописи, более 20 тысяч книг и фарфора), которое, впрочем, пришлось срочно вывозить в Астрахань, когда в границы России вторглась армия Наполеона. После окончания войны в усадьбу для реставрации были приглашены именитые архитекторы того времени, поскольку она находилась в сложном состоянии — в войну её разграбили, а уже в мирное время случился пожар, который нанёс имению заметный урон. Кроме того, Юсупов хотел довести внешний облик Архангельского до совершенства и «чтобы всё было лучше, нежели у других».
В 1818 г. в Архангельском открылся театр Гонзаго. Через год был переделан «Каприз», построен храм-памятник императрице Екатерине II. В результате переустройства Большой дворец/дом приобрёл «ампирный» облик.
Последними владельцами уже блистательной усадьбы «Архангельское» на рубеже XIX-ХХ вв. были правнучка князя Зинаида Юсупова и её муж — князь Феликс Феликсович Юсупов-Сумароков-Эльстон.
«Подмосковный Версаль», а именно так до сих пор называют имение «Архангельское», посещали многие выдающиеся личности — поэты Александр Пушкин и Пётр Вяземский, композитор Игорь Стравинский, художники Константин Коровин и Валентин Серов и т.д. Гуляли по дорожкам имения и венценосные особы, начиная с Александра I и заканчивая последним российским императором Николаем II.
В самом начале XX в. в усадьбе были проведены реставрационные работы, затем случилась революция, спустя два года после которой Архангельское получило статус историко-художественного музея. В 1930-е гг. на месте оранжерей были сооружены здания военного госпиталя. С середины 1940-х и до 1990-х гг. на территории имения размещалась база спортивного клуба ЦСКА.
Архитектурная доминанта музея-усадьбы «Архангельское» и образец русского классицизма. В оформлении здания отражены мотивы египетских дворцов и господства римлян.
Когда владельцы усадьбы — Юсуповы — находились во дворце, на флагштоке развевался флаг с их родовым гербом.
Это сооружение появилось при последних хозяевах имения — Зинаиде Николаевне и Феликсе Феликсовиче Юсуповых после гибели на дуэли одного из детей. Автором монумента был инженер Роман Клейн, строительство велось 4 года, но из-за Первой мировой войны усыпальницу так и не доделали. А после революции Юсуповы эмигрировали и более в Россию не возвращались.
В настоящее время в храме-усыпальнице размещены картины Джованни Баттиста Тьеполо и Юбера Робера, а также другие монументальные живописные холсты из юсуповского собрания.
Сама церковь Архангела Михаила появилась столетием раньше — в XVI в., но была сделана из дерева, и князья Одоевские на её месте решили построить храм уже из белого камня. Руководил работами крепостной зодчий Павел Потехин.
В начале XIX в. по распоряжению князя Николая Юсупова поблизости от храма были возведены святые ворота, изменился и облик самого здания — храм перестроили, а внутри появились росписи, выполненные маслом. Тогда же с западной стороны от храма стали возводить звонницу. Но до нашего времени сохранился лишь фундамент колокольни.
Перестройкой этого здания занимался знаменитый архитектор Осип Бове в начале XIX в. В XXI в. конференц-зал кладовой оснастили оборудованием для разного рода презентаций. В Кладовой проходят выставки современных живописцев и серьёзные конференции, которые собирают светил из мира науки.
Приусадебный театр в усадьбе спроектировал Осип Бове, автором декораций для него является итальянский живописец Пьетро Гонзаго. Такое случается довольно редко, но театр фактически остался в первозданном виде — его ни разу не перестраивали.
Находится в западной части регулярного парка. Императрица здесь представлена в необычном образе — как богиня Правосудия Фемида.
На территории усадьбы также расположены Конторский флигель (конец XVIII в.) — сейчас там выставочное пространство, павильон «Чайный домик» — до пожара 1820 г. был библиотекой, уже упомянутый малый дворец «Каприз» (конец XVIII в.), памятник Александру Пушкину (XX в.), беседка «Розовый фонтан» (XIX в.).
Интересный факт — посещения Архангельского императорами владельцы имения увековечивали при помощи строительства памятных колонн. Три таких сооружения по случаю визитов Николая I, Александра I и Александра III можно увидеть и сейчас.
Усадьба поделена Ильинским шоссе на две части. Территория с дворцом охраняется, и чтобы пройти туда, придётся заплатить. А часть имения, где расположены театр Гонзаго и Аполлонова роща, свободна для доступа. Чтобы познакомиться с имением и его основными достопримечательностями понадобится целый день. Даже искушённых посетителей поразит собранная здесь коллекция произведений искусства, редких изданий и рукописей. А регулярный парк, которому уже исполнилось несколько столетий, сам по себе заслуживает вдумчивой прогулки.
В музее-усадьбе Архангельское регулярно проводятся лекции, концерты, экскурсии. Кроме того, этот уголок Подмосковья стал площадкой для одного из самых известных фестивалей под открытым небом «Усадьба. Джаз», который проводится в имении уже более десяти лет и регулярно собирает тысячи слушателей. А ещё здесь очень любят справлять свадьбы. Поэтому не стоит удивляться, если Архангельское встретит вас красивой музыкой или вы увидите свадебные пары, одетые по моде прошлых веков, во время фотосессии у Большого дома.
Смотрите также:
|
Возможно также будет интересно: