Главная  /  Москва  /  Усадьбы Москвы  /  Усадьба Останкино  /  Останкинский дворец  /  Интерьеры Останкинского дворца

Интерьеры Останкинского дворца


Внутреннее убранство останкинского дворца поражает красотой и роскошью. «Всё блестит золотом, мрамором, статуями, вазами», — писал современник. Над созданием интерьеров дворца работали лучшие русские и иностранные художники-декораторы из Москвы и Петербурга, а также крепостные мастера.

Росписи потолков в залах дворца — плафоны — выполнены по большей части в так называемом «помпеянском» стиле, сложившимся в конце XVIII в. под влиянием росписей, обнаруженных при раскопках погибшего при извержении Везувия античного города Помпеи. Эти росписи включают в себя орнаментальные мотивы, пейзажи, сюжетные сценки. Особую декоративность плафонам придает обрамляющая их декоративная лепнина.

Стены залов обиты драгоценными тканями или оклеены модными в то время бумажными обоями, которые разрезались на куски в соответствии с узором и наклеивались в различных сочетаниях, создавая яркие декоративные панно. Подлинные бумажные обои XVIII в. до наших дней сохранились лишь в Останкине.

Особой славой пользовались и пользуются останкинские узорные паркеты. Их набирали из различных пород дерева, причём особый эффект достигался за счёт чередования фрагментов с различным направлением древесных волокон относительно источника света. Часто в паркетах применялся прием «графья» — заглубленные линии, заполненные тёмной мастикой.

Важная роль в отделке залов принадлежит золоченой резьбе по дереву. Она использовалась в оформлении стен и дверей, в создании отдельных предметов: мебели, торшеров и др.

В останкинском дворце собрана замечательная коллекция хрустальных люстр, фонарей и жирандолей, уникальная тем, что все светильники находятся на своих первоначальных местах, в соответствии с замыслом создателей интерьеров. Залы дворца изобилуют вазами, канделябрами, часами из бронзы, фарфора и мрамора русской и иностранной художественной работы. В планировке дворца главное место принадлежит театральному залу, а остальные помещения представляют собой театральное фойе. На первом этаже располагается фойе партера, на втором — фойе бельэтажа.

Вестибюль

Это просторное помещение убрано строго и лаконично. Стены окрашены в «перловатый» — жемчужно-серый — цвет, их гладкую поверхность оживляют высокие пилоны с лепными кронштейнами и порталы с колоннами. Низкий потолок первоначально был расписан известным итальянским художником Скотти, однако эта роспись не сохранилась. Роспись в виде плиточной мозаики, сейчас украшающая потолок, выполнена в конце XIX века. Важную декоративную и смысловую роль в вестибюле играют скульптуры. Центральное место занимает мраморная копия с античной статуи Терпсихоры — музы танца, которая подчёркивает театральное назначение всего дворца.

Интересны осветительные приборы — фонари с колоколообразными стеклянными колпаками и хрустальными подвесками и настенники в виде лир со стеклянными струнами на зеркальном основании.

По сторонам от вестибюля располагаются небольшие сенцы. Левые ведут в парадные комнаты первого этажа, из правых по парадной лестнице можно подняться в залы бельэтажа.

Парадная лестница

Парадная лестница с изящными точёными перилами, выполненными по рисунку П.И. Аргунова крепостным мастером Ф.И. Пряхиным, до первой площадки, на которой в нише установлена статуя богини весны Флоры, поднимается одним широким маршем, затем расходится на два. Верхняя площадка украшена двумя бронзовыми канделябрами в виде фигур вакханок, поддерживающих светильники. С этой площадки открывается вид на анфиладу верхних парадных помещений — фойе бельэтажа. В конце анфилады установлено зеркало, создающее иллюзию бесконечной череды залов. Фойе бельэтажа состоит из двух анфилад — южной и западной.

Малиновая прихожая

Южную анфиладу открывает Малиновая прихожая — небольшая, но при этом торжественная комната. Её стены обиты тёмно-малиновым бархатом. В южной стене — три узких окна- двери, выходящих на балкон, на противоположной стене — большое зеркало. На столе перед зеркалом — часы английской работы, играющие шестнадцать мелодий.

Плафон, составленный из геометрических и растительных мотивов, выполнен в технике росписи по сырой штукатурке крепостным живописцем Г. Мухиным.

Главное украшение Малиновой гостиной — осветительные приборы: люстра на двадцать четыре свечи со стержнем из золочёной бронзы, с хрустальными гирляндами, пирамидками и розетками, и четыре хрустальных фонаря.

Голубой зал

Голубой зал — центральное помещение анфилады — расположен на главной оси всей усадьбы. В прежние времена из его окон в ясные дни была видна колокольня Ивана Великого.

Стены и мебель зала обиты голубым штофом с рисунком из серебристых цветов. Стержни люстр выполнены из голубого и синего стекла. Верхние части дверных проёмов поддерживают мраморные атланты. Хоры оркестра с золочёной резной балюстрадой, на которых располагались музыканты, опираются на колонны из искусственного мрамора. Плафон, написанный итальянским художником Дж. Феррари, сохранился в первозданном виде — без реставрации. В центре паркета круглая вставка, набранная из белой и карельской берёзы, красного дерева и грецкого ореха. Зал украшают мраморные копии античных статуй, резные торшеры работы крепостных резчиков, установленные в простенках между окнами столы-консоли со столешницами из малахита.

Пунцовая гостиная

Сочетание пунцовой обивки стен и мебели с обильной позолотой придаёт комнате торжественность тронного зала. Центральное место в Пунцовой гостиной занимает монументальный парадный портрет императора. Он был написан по повелению Шереметева крепостным художником Николаем Аргуновым с небольшого погрудного изображения. Жена Павла, Мария Фёдоровна, посетившая Останкино много лет спустя, нашла этот портрет «весьма похожим и наипрекраснейшим».

Великолепная рама, украшенная резьбой в виде колосьев, венков, атрибутов искусства и науки, увенчанная орлом и поддерживаемая львами, изготовлена в мастерской известного московского резчика по дереву Споля и первоначально предназначалась для портрета Екатерины II.

Роспись плафона в Пунцовой гостиной представляет собой иллюзорное изображение неба, что должно было символизировать единство земной и небесной власти.

Верхняя наугольная, что окнами во двор

Эта небольшая скромно убранная комната замыкает южную анфиладу фойе бельэтажа и открывает западную. Зеркало, установленное напротив входной двери, отражает всю череду уже пройденных залов, создавая иллюзию продолжения анфилады.

Картинная галерея

Через правые двери мы попадаем в Картинную галерею — одно из самых нарядных помещений во дворце. Колорит её убранства построен на сочетании интенсивных красных, синих, голубых и зелёных тонов и дополняется блеском позолоты и хрусталя.

Роспись плафона, выполненная, предположительно, по рисунку Д. Кваренги, имеет три композиционных центра, расположенных по одной оси, и подчёркивает вытянутую форму галереи. Три люстры со стержнями из ярко-красного и синего стекла — самые большие во дворце. Трёхчастному делению росписи плафона и трём люстрам соответствуют три декоративные вставки наборного паркета из светлой берёзы на фоне южного ореха.

В Картинной галерее представлены произведения живописи западноевропейских художников.

Верхняя наугольная комната, что окнами в парк

Размерами и композицией повторяет верхнюю наугольную комнату, что окнами во двор, и замыкает западную анфиладу. Большое венецианское окно, из которого открывается вид на парк, выполняет ту же функцию, что зеркало в конце южной анфилады, давая простор взгляду.

Левая стена украшена портретами двух дочерей Павла I работы английского портретиста Д. Доу. На правой стене висит большая копия с картины известной английской художницы Анжелики Кауфман «Узнанный Ахиллес» работы Н.И. Аргунова.

Из Картинной галереи по широкой лестнице мы попадаем в помещение театра.

Театр

Просторный театральный зал, выдержанный в жемчужно-голубых и нежно-розовых тонах, является смысловым и композиционным центром всего дворца-театра. Это самое большое помещение во дворце. Пространство сцены отделено от зрительного зала открытым порталом с короткой шёлковой драпировкой — арлекином. Над порталом помещено изображение герба Шереметевых. Две пары колонн, на которые опирается портал, выделяют ближнюю к зрителям часть сцены — авансцену. На авансцене исполнялись главные арии и разыгрывались основные эпизоды спектакля. Перед авансценой за резной балюстрадой помещался оркестр из тридцати музыкантов.

Сцену обрамляют величественные колонны, однако эти колонны — бутафорские. На дальнем плане сцены установлена копия с античной скульптуры III—II вв. до н.э. «Точильщик», изображающая палача, готовящегося подвергнуть жестокой казни сатира-музыканта Марсия, состязавшегося в искусстве с самим Аполлоном и проигравшего состязание. Вероятно, скульптура на этот сюжет должна была символизировать победу истинного искусства над ложным, но, по-видимому, графу Шереметеву не приходило в голову, что, установленная в крепостном театре, она приобретала достаточно зловещий смысл.

Останкинский театр был оборудован по последнему слову сценической техники того времени и приспособлен для осуществления любых, даже самых сложных постановок.

Плафон над сценой работы живописца Ивана Сержанцева состоял из отдельных небольших щитов. Во время спектакля они могли перемещаться, и через получившиеся пролёты спускались декорации.

Останкинский театр, в отличие от Кусковского, был чисто домашним, его спектакли предназначались лишь для узкого круга друзей и знакомых хозяина усадьбы. Поэтому сцена занимает почти вдвое большее пространство, чем зрительный зал, рассчитанный не более чем на 200–250 зрителей. В партере стояли лавки в пять рядов и два больших резных канапе. Амфитеатр состоял из тридцати подъёмных лавок, покрытых мягкими матрасами. Выше находилась отделённая от основного пространства зала колоннами галерея лож, украшенная лёгкой изящной колоннадой из восемнадцати деревянных, расписанных под мрамор колонн с резной балюстрадой между ними. В ложах находились 48 стульев и 14 кресел. Центральная ложа, увенчанная роскошным балдахином, предназначалась для самого графа Шереметева. Поверху, над ложами, проходит так называемый раёк — узкая закрытая галерея, через стрельчатые окна которой спектакль могли смотреть слуги и актёры, не занятые на сцене.

Плоский потолок над зрительным залом благодаря искусной росписи, выполненной итальянским художником Дж. Валезини, кажется объёмным куполом. В центре этого ложного купола укреплена большая люстра на двадцать свечей, изготовленная крепостными мастерами из дерева, украшенная резьбой и позолотой. На время спектакля люстру поднимали при помощи ворота к самому плафону, а через специальный люк спускали медный экран-отражатель, заслонявший свет от зрителей и направлявший его на сцену.

Акустика в зале достигалась при помощи особых резонаторов под полом авансцены, а также пустотелыми коробами над окнами райка — галереи, расположенной над зрительным залом.

Останкинский театральный зал мог служить также, как говорили в то время, «воксалом» — залом для танцев и банкетов. Подъёмные лавки амфитеатра, освобождённые от матрасов, опускались на один уровень со сценой и становились плоскостью пола; балюстрады, отгораживающие амфитеатр и оркестр, разбирались; окна райка закрывались деревянными щитами; с плафона над сценой спускались три большие люстры. Превращение совершалось за тридцать минут. В настоящее время зал пребывает в виде «воксала».

На первом этаже дворца находится фойе партера театра, в помещения которого ведут левые сенцы вестибюля. Фойе партера расположено под западной анфиладой второго этажа и повторяет его планировку — галерея и две наугольные комнаты.

Гравюрная галерея

Гравюрная галерея, в противоположность Картинной, отличается скромностью убранства. Гладкая поверхность стен служила хорошим фоном для коллекции гравюр. Галерея имеет четыре двери, по одной в каждой стене. Две из них ведут в наугольные комнаты, одна — в узкий полукруглый коридор, пройдя по которому можно попасть в партер театра, и одна — в Проходную галерею к Итальянскому павильону.

Проходная галерея к Итальянскому павильону

Проходная галерея нарядностью своего убранства предваряет великолепие Итальянского павильона. Её колорит выдержан в звучных тонах, с преобладанием красного и терракотового.

Итальянский павильон

Итальянский павильон, предназначенный для парадных приёмов, — одно из самых роскошных помещений во дворце. Он состоит из просторной центральной части и четырёх угловых кабинетцев.

Убранство Итальянского павильона было выполнено под руководством крепостного архитектора Г.Е. Дикушина, над кабинетцами работал П.И. Аргунов. Обилие зеркал и позолоты, пышный резной декор, хрустальные люстры создают ощущение яркой праздничности. Паркетный пол украшен центральной вставкой из красного, эбенового и розового дерева с узором из гирлянд колокольчиков и ромашек. Паркет набран мастером Ф. Прядченко по рисунку П.И. Аргунова.

В Итальянском павильоне размещена прекрасная коллекция скульптур, в которую входят произведения XVIII в. и копии с античных образцов. В левом южном кабинетце находится несколько подлинных античных скульптур III—I вв. до н.э. У застекленных дверей в парк установлена мраморная группа «Геркулес и Антей», выполненная неизвестным скульптором XVIII в. по модели Микеланджело.

Ротонда

К Итальянскому павильону примыкает небольшое полукруглое помещение — Ротонда. Первоначально в ней не было мебели, а стояла лишь скульптурная группа «Три грации», которая сейчас находится в парке. Позже Ротонда была превращена в кабинет. В этом кабинете Александром II был подписан один из указов, относящихся к крестьянской реформе 1861 г.

Симметрично Итальянскому павильону расположен Египетский. К нему также ведёт Проходная галерея.

Проходная галерея к Египетскому павильону

Убранство этой галереи строго и изящно. Над оконными и дверными проёмами расположены барельефы, предположительно работы Ф.Г. Гордеева, с аллегорическими изображениями Поэзии, Живописи, Архитектуры, Скульптуры и Музыки.

Египетский павильон

Просторный и высокий Египетский павильон, построенный по проекту П.И. Аргунова, служил концертным залом. В его глубине наверху устроены хоры для оркестра, под ними в нише можно было установить небольшую передвижную эстраду. Зал отличается прекрасной акустикой.

Павильон назывался «Египетским» потому, что в его декоре использованы отдельные мотивы искусства Древнего Египта. Колорит зала построен на благородном сочетании золотисто-жёлтого цвета стен и зеленовато-голубых оттенков колонн и пилястр из искусственного мрамора.

В центре павильона установлена античная мраморная статуя богини здоровья Гигеи (римская копия II в. до н.э. с греческого оригинала V века до н.э.). По преданию, эта статуя украшала загородную виллу древнеримского императора Адриана близ Афин. Она была обнаружена во время археологических раскопок в 1789 г. и приобретена Н.П. Шереметевым для Останкинского дворца.

Египетский павильон использовался также в качестве парадной столовой. Во время банкетов здесь ставили столы: в центре — круглый, по бокам за колоннами — длинные прямоугольные.

Возможно также будет интересно:

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free