Главная  /  Россия  /  Курск  /  Окраины Курска

Окраины Курска


Курск делится на три округа (Центральный, Сеймский и Железнодорожный). Сеймский округ занимает южную часть города. Туда с самой Красной площади ведёт улица Дзержинского (бывшая Херсонская). Если вы спуститесь по ней мимо площади Советов (она останется слева), вы встретитесь с трамвайными путями, справа от вас будет центральный рынок, а слева — современный ТРК «ГриНН», где расположились Английский паб и ресторан «АристократЪ». Если взять курс прямо, то вас ожидает небольшой подъём, много дореволюционных зданий, кинотеатр им. Щепкина, он же бывший городской театр (ул. Дзержинского, 51), в примыкающем к нему магазине — выставка экзотических аквариумных рыб, а рядом в мелиоративном техникуме учился в 1923—1927 годах Брежнев.

Если же по трамвайным путям пойти налево, вы вскоре выйдете к площади Добролюбова, давнему торговому месту Курска, где до войны был рынок. Оттуда отходит улица Пионеров, и на ней вы найдёте областной Музей археологии (ул. Пионеров, 6), впрочем, интересен скорее не музей, а здание — это палаты бояр Ромодановских или дом Хлопонина, постройка начала XVIII века, очень редкий для юга России экземпляр. Рядом стоит т.н. Нижне-Троицкая церковь (1840). Ну, а если углубиться совсем на южные окраины, то следует воспользоваться троллейбусами № 4, 6, 7. Они провезут по улице Красной Армии сначала до площади Дзержинского (там парк и Херсонское кладбище) с церковью Всех Святых (1813—1832), потом спустятся по крутому склону и поедут по широкой улице Энгельса мимо заводов к знаменитой курской Соловьиной роще, большому лесопарку по берегам реки Сейм. Можно выйти подышать свежим воздухом, а дальше ехать нет никакого смысла, хотя Курск продолжается ещё на километра два-три.

Северная окраина Курска, входящая в Центральный округ, интересна прежде всего детищем губернатора Александра Руцкого — Триумфальной аркой (1997—2000). Арка абсолютно классических форм, аналогична парижской и московской, наверху — конная фигура Георгия Победоносца, по бокам — рельефы на батальные темы. Но это не всё — мемориал вытянут вдоль проспекта Победы на полкилометра, в него входит также памятник Георгию Жукову (скульпторы Минин и Бартенев), трёхъярусный храм-колокольня Георгия Победоносца (1998—2008), выполненная в стиле XVIII века. Вечный огонь с гранитным надгробием Неизвестному Солдату и смотровая площадка с образцами советской военной техники времён ВОВ. К арке можно доехать из центра троллейбусом № 1 (до остановки «Тропинка»). Вы будете проезжать Московскую площадь (суетный транспортный перекресток с фонтаном), потом голубую Никитскую церковь на одноимённом кладбище (ул. К. Маркса, 48, 1846, архитектор Гайворонский) со старинным иконостасом, на самом кладбище похоронены писатели Евгений Носов, Константин Воробьев, участники боев за Курск 1943 года и 12 моряков с подводной лодки «Курск».

Потом по курсу будет массивное здание Курской сельхозакадемии 50-х годов (ул. К. Маркса, 70), а слева от дороги — Знаменская роща с бывшими обкомовскими дачами, а ныне детским санаторием (непосредственно туда идёт автобус № 14 от Красной площади). Если вы любите изнанку городов, вы можете проехать на трамвае № 2 от центрального рынка до Московской площади — вы вдоволь насладитесь обилием курского частного сектора и увидите слева по ходу сначала кирпичную Михайло-Архангельскую церковь (1773, ул. Либкнехта, 39), а потом в самом сердце частных домов — одну из самых красивых в городе Вознесенскую церковь (1888) на улице Верхней Казацкой, которую в конце 1941 года открыли немцы-оккупанты, а вернувшаяся потом советская власть закрывать не стала. Потом трамвай повернёт направо и форсирует овраг, образованный руслом речки Кур.

Частный сектор господствует и в Железнодорожном округе Курска, что за Тускарем. Тамошнюю убогость застройки и железную дорогу облагораживает красавец-вокзал (1952, архитектор Игорь Явейн). Из центра (от рынка) или от площади Перекальского на вокзал идёт трамвай № 2, а на № 1 вы проедете мимо Введенской церкви (1762) в Восточное депо, где находится музей трамвая (ул. 2-я Агрегатная, 5). Наличие его неслучайно — первый трамвай в Курске был пущен бельгийцами в 1898 году, почти сразу же после Нижнего Новгорода и Киева, поэтому город попадает в число самых первых «отрамваенных» городов России. В музее — кусок рельса, проложенного сто лет назад, швейцарские часы того времени, детали вагонов и т.д. Интересен и музей истории локомотивного депо Курск (ул. Станционная). Находящийся за вокзалом — особо впечатляет электрифицированная диорама боя на окраине Курска. Привокзальная площадь выглядит довольно затрапезно, хотя за парком-сквером скрывается очень красивый Дворец железнодорожников (1950, архитектор Н.А. Вишняков).

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free