Главная  /  Россия  /  Карелия  /  Кижи  /  Покровская церковь

Покровская церковь (Кижи)


Перед строителями, спустя полвека после возведения Преображенского храма создававшими ещё один, на этот раз зимний храм, стояла важная задача — сделать его таким, чтобы он составлял со своим «братом» некое стилевое единство, в то же время не затмевая его. И зодчие нашли единственно верное архитектурное решение — они сделали Покровский храм совсем другим и в то же время созвучным Преображенскому. Они словно два разных, но удивительно созвучных голоса в едином песнопении во славу Господню.

Покровская церковь Кижи построена согласно всем церковным архитектурным канонам. На срубе-четверике стоит восьмерик, к основному массиву здания пристроены трапезная, алтарь, сени и крыльцо. Венчается это прекрасное сооружение также многоглавием, только куполов чуть поменьше — всего десять. Девять над самим храмом, а десятая главка украшает алтарный прируб. Хоть куполов в этом храме поменьше, но зато они особенно выразительны. Каждый стоит на своём основании — восьмерике, накрытом полицей (эта архитектурная деталь немного напоминает воротничок на шее сказочной царевны). Сразу рождается ощущение особой торжественности, праздничности и нарядности. Строители храма постарались придать ему особенный, неповторимый облик.

Строили само «тело» храма, столп его, особенно тщательно. На нижнем четверике, рубленном «в обло» (с остатком, с торчащими концами брёвен), стоит мощный, также рубленый «в обло», восьмерик. Кверху он расширяется, такой архитектурный приём на Руси называется «повал». Чуть ниже повала, словно отделяя и подчёркивая его, находится декоративный поясок из треугольных фронтонов. Такая узорчатая нарядность свойственна именно прионежским храмам. Стоит сруб храма на каменном фундаменте, сложенном из местных камней. Он мощен и монументален, создаёт ощущение вечности и незыблемости. Прекрасно крыльцо храма. Оно словно вторит великолепию крыльца Преображенского собора, роднит оба храма.

Интерьер храма не столь богат и великолепен, как в Преображенском. Не так роскошен иконостас. Но почему-то именно он притягивает сильнее, завораживает. Дело в том, что при реставрации в 1956-1959 годах, иконостас церкви был заново собран из древних икон, найденных в сёлах Заонежья. Это иконы старинного северного письма, большинство ещё XVII-XVIII веков. Стоят они на тяблах, что также были расписаны древними мотивами и орнаментами. Художники изучили старинные тябла в Кондопоге и Волкострове. Иконы деисусного и пророческого рядов иконостаса были привезены из заонежской деревни Тамбицы. Они наиболее интересные, ещё XVII века.

Иконы заонежского письма очень изящны, написаны нежными, словно разбелёнными красками. Интересны и иконы праздничного ряда. Они не столь тщательно атрибутированы. Потому их можно отнести и к более позднему времени. Но их объединяет некое стилевое единство, что и делает сам иконостас таким интересным и неповторимым. Особенно привлекают внимание фантастические архитектурные фоны, искусно изображённые иконописцами, создававшими иконы именно этого ряда. Иконы местного ряда, царские врата отличаются изысканным орнаментальным рисунком, словно художники-заонежцы стремились украсить всё изображение ажуром кружева.

Покровская церковь на карте Кижи

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free