Образ первого российского императора благодаря писателям и кинематографистам выглядит практически богоборческим. Но мало кто знает, что в царствование Петра Великого храмов заложили больше, чем при его отце — Алексее Михайловиче.
Противоречивая петровская натура, его увлечение западом отразились в стиле строительства новых соборов. Яркий пример тому — Петропавловский собор в Казани. Сплав традиционной русской храмовой планировки, новейших для своего времени европейских строительных технологий, местных оформительских мотивов, стал основой уникального объекта зодчества. Почти 300 лет собор радует горожан, он стал неотъемлемой частью исторического наследия Казани.
Идея постройки нового собора на месте старого, существовавшего с середины XVI века одноимённого храма, принадлежит не Петру, а богатому купцу И.А. Михляеву. Император посетил Казань весной 1722 года, в период подготовки к персидскому походу. Положение дел на государственных суконных мануфактурах не удовлетворило государя. Быстрый на решения царь отдал предприятия в управление опытному купцу Михляеву, в доме которого он остановился.
В благодарность купец заложил новый храм. Здание должно было восхищать своим великолепием, богатым убранством и размерами. В процессе строительства, которое началось в 1723 году, выявилась неготовность местных строителей к возведению столь высоких построек. Несовершенство расчётов и проведённых работ обернулось обрушением кровли. Исправить положение помогли прибывшие из Москвы мастера. Есть данные, что вместе с ними прибыли зодчие из Флоренции. Собор достроили в 1726 году и освятили в честь первоверховных апостолов Петра и Павла.
Преимущественно деревянные российские города регулярно горели. Эта «напасть» не миновала Петропавловский собор. Он пережил пять пожаров, особенно «досталось» храму в 1815 году, когда он выгорел почти полностью.
Надо отметить, что восстановление собора каждый раз проводилось на средства прихожан, богатых купцов и старост. Каждая реставрация сопровождалась внесением изменений как внутри, так и снаружи здания. Храм хорошел, все работы проводились с учётом статуса строения и общего композиционного плана.
Советская власть собор закрыла, а затем не придумала ничего лучшего, как устроить в нём планетарий. Такая «распорядительность» обернулась для собора потерями худшими, чем во время разграбления его пугачёвскими повстанцами в 1774 году. Было утрачено многое из церковной утвари, пострадал иконостас.
Примечательно, что благодаря усилиям общественности возвращение собора православной церкви произошло ещё при советской власти в 80-е годы XX столетия.
Храмовый комплекс состоит из трёх зданий: собора, колокольни и причта. Стиль главного здания характеризуется архитекторами как «русское барокко». Но при первом же взгляде возникает чувство, что находишься на Востоке, несмотря на православное происхождение строения. Удивление вызывает то, что «барочный» стиль выражается не пышной декоративной лепниной, а настенной росписью. Её цветовая гамма нехарактерна для других регионов России, зато часто встречается в росписи татарских мечетей. Здесь наблюдается явное влияние местных традиций на подход к внешнему оформлению, и храм от этого только выигрывает.
Внутренний интерьер грандиозен, он поражает пышностью убранства. Достаточно взглянуть на иконостас, занимающий одну из стен храма на полную высоту, чтобы оценить огромный труд людей, его создавших.
Пышно, по-византийски убранный тяжеловесный Петропавловский собор соседствует с колокольней, построенной в совершенно иной манере. Многоярусная башня проектировалась и строилась, скорее всего, теми флорентийскими мастерами, которые прибыли из Москвы. По крайней мере, европейский подход к строительству, здесь прослеживается во всём.
Сочетание двух стилей в едином архитектурном ансамбле даёт замечательный эффект — весь комплекс смотрится органично как единое целое.