В Казанском кремле построено в разное время несколько православных храмов. Таким образом русское государство утверждало своё главенство на завоёванных землях. Это обычная практика победителей — подкреплять военные победы духовной экспансией. В нынешнем состоянии современного российского государства отсутствие мечети в историческом центре столицы республики, подавляющая часть населения которой исповедует ислам, выглядит культурным нонсенсом. Строительство мечети Кул-Шариф исправило такое неестественное положение дел. Это стало возможным после распада СССР, прекращения проводимой им антирелигиозной политики. Идея воссоздания главной мечети Татарстана, что называется, висела в воздухе. Ожидания мусульман оправдались в 1995 году изданием указа главы республики М. Шаймиева о строительстве мечети в пределах исторической площади Казанского кремля.
Ханская мечеть была одним из объектов, которые защитники крепости обороняли с предельным упорством. Штурм кремля русскими войсками отличался особой жестокостью и кровопролитием, широко использовалась артиллерия. Большинство построек кремля либо сильно пострадали от обстрела и пожаров, либо разрушились до основания. Многоминаретное сооружение, до этого 400 лет украшавшее город, прекратило существовать. Погибли и все её защитники, среди них легендарный организатор обороны, духовный глава и государственный деятель — сеид Кул Шариф. Мужество на войне у всех народов считается высшей добродетелью, вне зависимости от того, кто в ней победил. Кул Шариф — образец отваги, преданности вере и своему народу, его имя в названии мечети одобрено всеми жителями республики. Немаловажную роль сыграл тот факт, что погибший глава духовенства был прямым потомком внука пророка Магомета, то есть — сеидом, для мусульман этот факт имеет огромное значение.
Прежде чем приступить к постройке, провели тщательное геологическое исследование всего кремлёвского холма. Надо сказать, что грунты в районе крепости нестабильны, подвержены сдвигам и просадкам, свидетельством чему служит наклонившаяся башня Сююмбике. Самое устойчивое основание нашлось в районе плаца бывшего военного училища, здесь и решили строить мечеть Кул-Шариф. В проектном конкурсе участвовали архитекторы из многих стран мира. Победителями стали местные конкурсанты, что неудивительно, они основывались на прекрасном знании татарских культурных и духовных традиций.
Первый камень в фундамент заложили весной 1997 г. строительство велось поэтапно, причём самое активное участие в нём принимали многие предприятия и организации не только в России, но и за рубежом. Финансирование из федерального бюджета осуществлялось лишь частично, остальные средства на реализацию проекта шли из Республиканского фонда и от добровольных взносов частных лиц. Жители Татарстана с энтузиазмом восприняли весть о строительстве мечети, многочисленные общественные организации и неравнодушные граждане вносили пожертвования в дело воссоздания долгожданного храма. Подсчитано, что более 40 тыс. человек перечислили деньги на строительство.
Завершение работ и день открытия приурочили к знаменательной городской дате — тысячелетию Казани. Летом 2005 года при многотысячном скоплении народа двери мечети Кул Шариф распахнулись для прихожан. С этого момента мечеть считается главным мусульманским культовым сооружением всей республики.
Если посмотреть на весь комплекс кремля сверху, то становится заметным несимметричное расположение мечети относительно училища и других соседних построек. Это связано с исламским каноном строительства — обязательной ориентацией на местности. Правоверный мусульманин во время молитвы должен находиться лицом к Мекке — этому правилу подчинена вся планировка здания. Для определения безошибочного направления привлекались геодезисты и спутниковая навигация.
Мечети не строятся по стандартному образцу, общие правила соблюдаются, но местные культурные мотивы обязательно учитываются. Так и здесь, главный купол здания — почти точная копия знаменитой «казанской шапки». По историческим сведениям, именно такие головные уборы — символы власти, носили казанские ханы. Подлинную «казанскую шапку» можно видеть в экспозиции Московского кремля. Стены сооружения отделаны белым мрамором, купола минаретов и главного купола покрыты голубой глазурью, что создаёт торжественную и возвышенную цветовую гамму.
Правила ислама запрещают изображения людей и животных. Мусульманские зодчие используют в украшении внутреннего пространства тончайшую каменную резьбу, красочные витражи на окнах, искусную каллиграфию, написанных арабской вязью текстов из Корана. В отделке преобладает белый мрамор, голубая глазурь и позолота. Гигантская хрустальная люстра — изделие чешских стеклодувов, подчёркивает воздушность и торжественность молельного зала. Пол украшают великолепные ковры — дар иранского правительства.