Это здание — пример того, что жилые дома могут быть такими же памятниками культуры и достопримечательностями городов, как исторические крепости и дворцы правителей. Конечно, известные особняки: Дом Пашкова в Москве, Дворец Кшесинской в Санкт-Петербурге, Дом Шамиля в Казани и другие, принадлежали некогда богатым семьям, но их настоящая культурная значимость с фамилиями владельцев мало связана. Как правило — эти сооружения ценятся за оригинальное конструктивное решение, красоту отделки. Такие дома формируют неповторимый архитектурный, исторический облик городов.
Дом, построенный в 1863 году, мало напоминал тот, который существует сегодня. Вначале он представлял собой довольно обычную двухэтажную постройку богатого казанского купца Апакова И.И. Своё название особняк получил в результате брака дочери купца с Мухаммедом-Шафи, царским генералом и сыном знаменитого Шамиля. После смерти купца, дом по всем документам проходил как имущество дочери — «госпожи Шамиль». Горожане накрепко связали особняк с именем легендарного имама, он и поныне называется «Дом Шамиля».
Свой современный облик дом получил «благодаря» большому городскому пожару, случившемуся в 1902 году. Запоминающийся, необычный вид здания — результат совместного творчества архитекторов Амлонга Ф.Р. и Руше Г.Б.
В 1919 году дом у последнего владельца Валиуллы Ибрагимова отобрали и заселили жильцами. В качестве обычного жилого дома строение эксплуатировалось вплоть до 1981 года. Постановлением властей особняку был присвоен статус памятника архитектуры, начались реставрационные работы. В 1986 году Татарстан праздновал 100-летний юбилей выдающегося поэта Габдуллы Тукая. К этой дате приурочили открытие музея поэта в «Доме Шамиля», в этом качестве здание пребывает и сегодня.
Квадратное двухэтажное здание построено из кирпича. На первый взгляд, превалируют западноевропейские формы, но внимательный осмотр опровергает это впечатление. В оформлении широко используются местные мотивы. Стиль можно определить как смесь модерна романтического, национального направления и модной в начале XX века эклектики.
В центре выделяется обширный застеклённый выступ (эркер), он придаёт главному входу парадность и торжественность. Симметрия боковых элементов намеренно не соблюдена. Слева ещё один вход составляет единое целое с почти классическим ризалитом. Справа устроен эркер полукруглой формы, увенчанный в соответствии с местной традицией конусообразной высокой крышей с флюгером. Дом богато декорирован внешними украшениями: башенками, лепниной, ложными арками.