Главная  /  Россия  /  Казань  /  Арская дорога

Арская дорога


Помимо Бауманской и Кремлёвской, есть ещё несколько улиц, которые идут вдоль Казанки ещё дальше. Это прежде всего улицы Большая Красная и Карла Маркса. В начало Большой Красной вы попадёте, поднявшись от памятника Мусе Джалилю и пройдя налево вдоль кремлёвской стены. Там находится без сомнения одно из самых культовых мест для русского православия — Казанский Богородицкий монастырь (№ 5). Ансамбль монастыря, восстановленного в постсоветское время, состоит из главного Казанского собора (1798—1808, классицизм, архитектор И. Старов), Крестовоздвиженской церкви с ротондой (1882—1884) и маленькой Софийской надвратной церкви. Здесь долгое время была табачная фабрика, часть монастыря застроили хрущёвками и филфаком университета.

В начале Большой Красной как бы сходятся несколько улиц, и если выбрать левый путь, то вы выйдете по улице Федосеевской, где вас удивит роскошнейший новодел — Дворец земледельцев (Игенчелэр сарае), штаб-квартира Минсельхоза Татарстана (2008—2010), Строительство здания близ Кремля вызывало протесты, однако, скорее всего, со временем здание признают классикой архитектуры начала XXI века.

Но всё же главная улица, по которой следует продолжить нашу экскурсию по Казани, — это Карла Маркса, которая исторически является Арской дорогой (т.е. дорогой на город Арск), а если уж мыслить совсем географически глобально, то дорогой из Казани в Сибирь. В начале улицы — главное здание Казанского технического университета, бывшая императорская гимназия (№ 10, 1798, архитектор М.Е. Емельянов), которую заканчивали в том числе Гавриил Державин, Сергей Аксаков, Николай Лобачевский. Далее можно видеть лютеранскую кирху Св. Екатерины (№ 26, 1862—1865, архитектор Хриноцонович). Улица приводит нас на площадь Свободы, которую можно признать центром советской Казани. Тут справа мы видим Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля (1936— 1956), являющий собой торжество сталинского неоклассицизма, слева — небоскрёб бывшего Татарского обкома КПСС, в котором сейчас работает Госсовет и Правительство Тватарстана (постройка 1970-х годов с реконструкцией 2005 года). Ближнюю боковую сторону площади занимает отреставрированная под современный гламур Казанская ратуша (1845—1852, бывшее Дворянское собрание и Дом офицеров), напоминающая итальянское палаццо. С балкона ратуши когда-то провозгласили Советскую власть, а сейчас в ней заседает городская администрация. Дальняя сторона площади отдана искусству: там филармония или Большой концертный зал им. С. Сайдашева (1967) и консерватория (1945). В центре площади стоит памятник Ленину (1954), который по сравнению с тем, что возле университета, изображает вождя в зрелом возрасте и подобающей статусу величественной позе. Место, кстати, довольно ленинское — на углу улиц Карла Маркса и Пушкина располагался клуб, куда молодой Ульянов ходил играть в шахматы.

Если пройти за «обком» налево, вы выйдете на площадь Султана Галиева, где находится ещё одно массивное здание, занимаемое Музеем тысячелетия Казани (пл. Султан-Галиева, 1), представляющим экспонаты по древней истории Казани до XV века — воссозданные Городские ворота, ключ города булгарского образца. Здание было построено в 1980-х годах для музея Ленина в виде развёрнутого на ветру флага, но в народе было прозвано крематорием. А издавна тут был т.н. Фёдоровский бугор, куда однажды пришёл молодой Горький и неудачно стрелял себе в сердце. Рядом в скверике стоит памятник выдающемуся этнографу и историку Карлу Фуксу (1997). Он был известен также как врач, которому одному в Казани доверяли лечить женщин-мусульманок. Площадь украшают фонтаны, слева находится Министерство финансов Татарстана (ул. Пушкина, 37), в здании которого была школа № 24, в которой учились писатель Василий Аксёнов и композитор София Губайдуллина. С площади хорошо виден правый берег Казанки с его новостройками.

Если же с площади Свободы пойти направо, за оперный театр, то вы увидите памятник поэту Габдулле Тукаю (1958), а потом вам откроется Ленинский сад (бывший Николаевский сквер), который до революции пестрел каруселями, горками и балаганами и где «заболел» театром юный Федя Шаляпин. Сад тянется налево по террасе на несколько кварталов и заканчивается прямоугольным Чёрным озером. У входа в сад на улице Лобачевского есть эллиптическая Арка влюблённых, построенная в 1930-е годы. Поворачиваем у сада налево и идём по улице Горького. Прогулка подарит вам несколько исторических мест и отличных образцов дореволюционной застройки. Первым будет угловой справа дом № 8/9 (1903—1905,архитектор Генрих Руш), построенный по заказу купца Леонтия Кекина в стиле готическо-мавританского модерна. На другом углу этого причудливого перекрёстка, где вы оказались, находится музей Максима Горького (ул. Горького, 10) — это воссозданная булочная и пекарня Деренкова, где Алёша Пешков в 1886—1887 годах работал подручным пекаря и любовался снизу на проходящие женские ножки. Представлены вещи Шаляпина, ставшего другом Горького как раз в Казани. У стены дома стоит бюст Горького (1952). А рядом ещё два мемориальных музея, посвящённые теперь уже татарским деятелям культуры: автору первой татарской оперы Салиху Сайдашеву (ул. Горького, 13) — музыкальный салон, воссозданная базарная лавка как символ детства композитора, «белая комната», и поэту Мусе Джалилю (ул. Горького, 17, кв. 28) — там со слов жены воссоздана его квартира, есть личные вещи и подлинник «Моабитских тетрадей». Переходим улицу Жуковского — там слева музыкальное училище (№ 4), обозначающее начало культурного квартала, потом улицу Гоголя, и справа начинается Лядской сад, в народе догадайтесь сами как называющийся.

Следующая улица Муштари (названная в честь татарского учёного-физика) — заповедник старой Казани с её особнячками и деревянными домами. На углу слева — Генеральное консульство Турции (№ 23), справа — Дом-музей поэта Евгения Боратынского (№ 28). Поворачиваем здесь налево и возвращаемся на улицу Карла Маркса — на углу находится Музей изобразительных искусств Татарстана (ул. Карла Маркса, 64). Коллекция музея богата: прежде всего это лучшее в России собрание Ивана Шишкина и Николая Фешина, представлены иконы XVI века и европейская гравюра XV—XVI веков. Само здание музея в XIX веке было домом командующего Казанским военным округом генерала А.Г. Сандецкого. А через дорогу стоит дом № 66, принадлежавший полковнику Корейше, где проходили события рассказа Льва Толстого «После бала». Там полковник сначала танцевал мазурку, а потом на плацу командовал солдатами, которые били розгами своего провинившегося товарища. Бал реально был здесь, и на нём присутствовал брат писателя Сергей. Но этим историческая и литературная значимость перекрёстка не исчерпывается. Напротив музея стоит дом № 55, где выросла жена и муза Сальвадора Дали Елена Дьяконова (Тала), и в нём же 10 лет своей юности прожил писатель Василий Аксёнов. Весной 2008 года дом из ветхости был разобран, но должен быть восстановлен с сохранением прежнего вида. А дальше всю левую сторону улицы занимают культурные учреждения: Союз художников Татарстана (№ 57), хореографическое училище (№ 63, 1906, архитектор С.В. Бечко-Друзин), художественное училище (№ 67, 1902, архитектор Карл Мюфке). На правой стороне — Казанский технологический университет (КТУ, № 68).

Наконец в месте, где сходятся улицы Карла Маркса и Горького, стоит церковь Великомученицы Варвары (№ 67, 1901—1907, архитектор Фёдор Малиновский). До революции это был конец города — Сибирская, или Арская застава. Даже не просто конец города, это был конец цивилизации — тут жандарм снял с Чернышевского кандалы со словами: «Всё, Сибирь, куды ж ты теперь денешься?!» И есть каменный с колоннами мост через овраг (1806, архитектор Шелковников), по которому проезжали отправляющиеся в ссылку. Сейчас за мостом идут хрущёвки, а слева начинается ЦПКиО им. Горького, в котором эту экскурсию по Казани можно завершить. Парк благодаря причудливому ландшафту имеет прозвище «Русская Швейцария». А через дорогу — центральное в Казани Арское кладбище, основанное в 1766 году и где похоронены многие знаменитые казанцы: Николай Лобачевский, Назиб Жиганов, Александр Арбузов. Выйдя же к речке Казанке, вы увидите вантовый мост Миллениум (2005). Вернуться отсюда в центр до площади Тукая можно на троллейбусах № 2, 7, 17.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free