Северная часть Калуги непременно предстанет перед путешественником, потому что там расположен ж/д вокзал. Туда из центра ведут параллельные улицы Московская (троллейбусы № 2, 5, 11) и Ленина (троллейбусы № 1 и 12). Про улицу Ленина вы уже всё знаете, а на Московской интересен Музей Чижевского (№ 62), который в сталинских лагерях изобрёл знаменитую люстру. Там можно подышать отрицательно заряженными частицами, которые, как утверждал учёный, чрезвычайно полезны. Московская приводит к заводу «Трансмаш», который был основан в 1896 году и выпускал дрезины, а ныне путевой инструмент для железных дорог, и к «пушкам», памятнику русскому оружию (1966, авторы — Киреев и Перминов) — пушки и гаубицы стоят на высоких и массивных бетонных постаментах величиной в одноэтажный дом.
Дальше Московская превращается в неуютную улицу позднего социализма с различного рода нежилыми зданиями и сооружениями. Можно съездить в мужской Лаврентьев монастырь (ул. Широкая, 49, конечная автобуса № 80 от пл. Мира) у Комсомольской рощи. Он только начинает восстанавливаться, от первоначальных зданий остался только архиерейский дом. Монастырю положил начало юродивый Лаврентий в начале XVI века, его мощи почивают в раке. Вокруг монастыря — старая слобода Подзавалье, с живописными деревянными домами. По пути туда расположено Пятницкое кладбище с одноглавой Петропавловской церковью (1780) в итальянском стиле и прелестный колонный домик Толмачевых (ул. Плеханова, 26, 1814), но в целом вы поедете мимо однообразных домов сталинско-хрущёвского времени и телецентра с вышкой.
На западной окраине города (12 км от центра) за Калужским бором расположена станция Калуга-2, через которую проезжают транзитом все поезда киевского направления (автобус № 30 от ж/д вокзала, на нём же ездят в санатории Калужского бора). Там стоит ещё один памятник Циолковскому для напоминания, какой город вы проезжаете. Ещё дальше — деревня Резвань (автобус № 21 от рынка), ж/д мост через Угру, которая недалеко впадает в Оку, и за ним — Спасо-Воротынский женский монастырь (электричкой от Калуги-2). Иначе монастырь называется Спас-на-Угре, стоит над рекой на холме над ржаными полями, белокаменный, архитектурную основу составляют Введенская церковь (середина XVII века) и Преображенский собор. На машине, если ехать из Москвы, до монастыря можно доехать по М3 и свернуть по указателю на Мстихино, дальше — через Резвань.
На восточных окраинах Калуги расположены турбинный завод и Турынинский мост через Оку (1961). А у микрорайона Ждамирово (маршрутки № 41, 44, 45 от пл. Победы) есть древнее городище — холм, на котором некогда была резиденция местного князя, а внизу — отличный родник. Северо-восточную окраину города можно смело именовать российским Детройтом. Здесь, около аэропорта Грабцево, с 2007 года создаётся комплексная зона автомобилестроения — заводы «Фольксваген», «Рено-Вольво» и «Пежо-Ситроен-Мицубиси» (автобус № 71 от пл. Мира).
И ещё Калуга продолжается на правом берегу Оки. Туда ведёт Гагаринский мост (низ улицы Гагарина), и на берегу Оки перед ним стоят церковь Спаса «за верхом» (1700—1778) и памятник 600-летию Калуги (1971—1977, авторы — Лев Кербель, Киреев и Перминов), представляющий собой довольно странное сооружение в виде огромного каменного шара и высокой стелы, на которую буквально нанизана голова Гагарина в скафандре. Нашлось, разумеется, место в композиции и земляку Циолковскому. А правый берег именуется калужанами Правгород (то ли от слова «правый», то ли от «правда»). Но факт, что это уже довольно комфортный спальный микрорайон. Начинается он одной из самых красивых церквей города — Рождественской (1680—1691, ул. Заречная, 18, первая остановка троллейбуса после моста), построенной в бывшей вотчине князей Ромодановских. К сожалению, в советское время она полностью выгорела изнутри. В деревне Шопино (автобус № 29) есть лыжные трамплины, в деревне Квань в 2009 году открыт горнолыжный комплекс с современным отелем (пешком от конечной троллейбуса № 18).
Смотрите также: