Поездка в Шуамту — самая недолгая и в каком-то смысле наименее информативная, зато вы увидите, что такое телавские леса, и побываете в старинном храме. Название «Шуамта» буквально означает «межгорье». Здесь находятся два монастыря, которые получили название Новая Шуамта и Старая Шуамта. Добраться туда возможно только на такси. Это всего 9 километров от Телави в сторону Гомборского перевала. Маршрутки по этой дороге практически не ходят. Такая поездка удобно сочетается с поездкой в Икалто.
Итак, выехав из Телави, минуем несколько километров окраинных посёлков, угадываем вдалеке смутно различимый собор Алаверди и углубляемся в леса. По левой стороне мелькнёт отель «Шато-Мере» — отличный отель класса «люкс» с бассейном, интересным рестораном, собственным винохозяйством и хамонерией. Это вроде бы единственный на всю Грузию отель-винохозяйство. Его вина можно встретить во многих солидных магазинах Тбилиси. Если превыше всего вы цените комфорт — вам сюда. Буквально через пару минут подъезжаем к повороту налево, снабжённому указателем.
Монастырь Новая Шуамта расположен недалеко от трассы. Сам по себе он не является чем-то выдающимся: это довольно обычный кирпичный храм начала XVI века, окружённый хозяйственными пристройками. Но история, стоящая за ним, весьма оригинальна. Он был построен в самом начале XVI века. В это время в Азербайджане небольшой шиитский клан Сефевидов завоевал всех своих соседей, разгромил государство Ак-Коюнлу, и вождь клана по имени Измаил объявил себя шахом — так возродился Иран, погибший 1000 лет назад, о котором все уже давно забыли. Измаил напал на Турцию и получил резкий отпор. Тогда он выбрал «жертву» помельче — Грузию. Его армия вошла в Закавказье и отделила от Грузинского царства Кахетию, поставив в ней царём Левана, изгнанного оттуда в своё время. Это событие спровоцировало небольшую гражданскую войну. Вскоре пришёл князь гурийский, помирил картлийцев с кахетинцами и в качестве дополнительного аргумента по принуждению к миру выдал свою дочь Тинатин за Левана. Тинатин отправилась из далёкой Гурии на восток, и, когда женщина ночевала в Гомборских горах, ей было некое видение, которое навело её на мысль основать на этом месте монастырь. Так возник монастырь Новая Шуамта — в паре километров от более древнего монастыря Шуамта.
Шёл 1520-й год. Монастырь стал символом той сложной эпохи. Строители монастыря не знали, что у Кахетии начинаются самые страшные 150 лет её истории — 150 лет войн с Ираном.
Отношения Тинатин с Леваном не заладились. Она бросила мужа и ушла в тот самый монастырь, где и прожила до смерти. Когда умер Леван, его погребли в замке Греми, а Тинатин завещала похоронить себя подальше от могилы мужа. Её последним пристанищем стала Новая Шуамта. Надгробная плита Тинатин существует по сей день. Герб Багратионов на ней считается самым ранним случаем изображения этого герба.
Много лет спустя в этом же монастыре был похоронен поэт и офицер российской армии Александр Чавчавадзе.
Этими двумя могилами и историческим символизмом монастырь в основном и интересен. С точки же зрения архитектурной он довольно обычен. Главный храм монастыря — просто кирпичный купольный храм с кирпичными же украшениями по моде того времени. Его можно свободно посетить. Остальная же территория — собственность монастыря, и на любые действия надо спрашивать разрешения у монахинь. Правила довольно строгие.
Монастырь Старая Шуамта отличается от Новой Шуамты во всех отношениях. Он расположен чуть выше по склону и чуть глубже в лесу. Обстоятельства его возникновения нам неизвестны. Предположительно в VII веке (между 600 и 610 годами) здесь был построен храм — точная копия знаменитого храма Джвари около Мцхеты. На всю Кахетию это единственная копия знаменитого Джвари. В Центральной Грузии осталась другая его копия — Атенский Сион, а ещё несколько не дожили до нашего времени. Этим и велик шуамтинский храм — он как марка, выпущенная тиражом в шесть экземпляров, трёх из которых уже не существует.
Рядом с храмом стоит базилика, условно датируемая V веком. Фактически она старше шуамтинского храма, но расположена так неудачно, что полностью загораживает его с южной стороны. Наверное, это самое неудачное архитектурное решение во всей Грузии. Когда фотографы смотрят на эти храмы, у них опускаются руки.
Восточнее двух храмов стоит ещё один, совсем маленький. Как и основной храм, это тетраконх — то есть квадратный с четырьмя полукруглыми апсидами. Между апсидами сохранились маленькие ниши. Мы видим нечто среднее между круглым и квадратным храмом. В Грузии есть и совсем круглые храмы с 8 нишами, но уже никто не может уверенно сказать, круглые храмы превратились в квадратные или наоборот. Это одна из загадок грузинской архитектуры.
Если не знать всех этих странностей, то в Шуамте нечего делать более 15 минут. Среднестатистический турист проходит насквозь базилику, бросает взгляд изнутри на большой храм, скользит взглядом по малому, потом возвращается в машину и уезжает. Эта территория, впрочем, ценна ещё своим лесным воздухом. При монастыре нет монахов и монастырского хозяйства, так что вы видите только храмы и лес. Здесь почти не бывает ветра, состояние природы всегда умиротворенное, и поэтому приятно просто провести время.