Расстояние от Телави до монастыря — 20 километров. Вычислять маршрутки в этом направлении настолько утомительно, что проще найти такси в Телави. Оно доставит вас до места за 20-30 минут. Сейчас при монастыре (через трассу) есть парковка, ресторан и сувенирный магазин.
Монастырь Алаверди имеет важное значение сразу по многим аспектам: он важен и для истории грузинской архитектуры, и для истории грузинского христианства, и для духовной жизни Северной Кахетии, для которой является кафедральным собором и резиденцией епископа.
С исторической точки зрения надо различать монастырь Алаверди и собор Алаверди. Монастырь был основан одним из ассирийских отцов, Иосифом Алавердским. Это произошло в середине VI века, когда появились первые кахетинские монастыри: Икалто, Некреси, Хирса. Так что Алаверди, фигурально выражаясь, стоял у истоков монашеской жизни. Иосиф Алавердский умер в 570 году и был похоронен в соборе. Могила его, однако, обозначена не очень чётко. Но все уже поняли, что с паломнической точки зрения это место — одно из главных в регионе.
Первый храм Алаверди был построен примерно в те же времена, но не дожил до наших дней. В начале XI века его перестроили по инициативе кахетинского царя Квирике III Великого, в эпоху величия и независимости Кахетии. Её территория начиналась где-то около Мцхеты и Казбеги и тянулась на восток до современного Шеки в Азербайджане. Квирике стал царём в 1010 году (когда в Мцхете начали строить храм Светицховели), неудачно попал в плен к западногрузинским царям, но освободился в 1014-м, перенёс столицу в Телави и начал строить это собор. По своей композиции храм очень похож на собор Баграти в Кутаиси. Квирике наверняка бывал в Кутаиси во время своего плена и успел увидеть тот свежепостроенный собор. Он явно произвёл на него впечатление, и Квирике решил создать аналогичный в Кахетии. Ни до, ни после этого кахетинцам не удавалось возвести чего-нибудь столь же масштабного. Собор стал символом «золотого века» Кахетии и напоминанием о её давно ушедшем величии.
История у храма была тяжёлая. Три или четыре раза его разрушали землетрясения. Один раз его сровняли с землей лезгины, а в 1614 году шах Аббас передал монастырь туркменам, которые превратили его в крепость, коровник и тюрьму. Бахтрионское восстание 1659 года освободило монастырь. Многочисленные рестораны «Бахтриони» напоминают нам об этом событии.
В наше время собор остаётся центром Алавердской епархии, к которой принадлежат все горцы севера Кахетии. Раз в году здесь отмечается храмовый праздник Алавердова. В своё время о нём даже был снят короткометражный фильм. Посмотрите его, если планируете посетить это место. Сам монастырь поддерживается в приличном состоянии, но надо помнить, что на его территории много ограничений — это один из самых строгих монастырей Кахетии. Тут нельзя фотографировать (внутри), нельзя посещать его в шортах и так далее. Будьте к этому готовы. Половина территории монастыря закрыта для посещения. На практике экскурсия сюда — это проход через главные ворота, прогулка до главного собора, его осмотр, но не более того.
Сам собор — результат множества перестроек и реставраций. Его купол построен в поздние эпохи и сложен из кирпича, а не из камня. Своды имеют не сильно выраженное готическое заострение, что также говорит о переделках в более поздние эпохи. К величайшему сожалению, до нас не дошли могилы кахетинских царей, а их тут было великое множество. Вероятно, они находились в боковых пристройках, которые были впоследствии снесены. В стенах собора есть ходы, которые позволяют подняться на самый верх, к его куполу. В советское время сделать это было совсем несложно, что демонстрирует главный герой в фильме «Алавердоба». Но в последние годы подобную практику на всякий случай приостановили.
Обратите внимание на оригинальную форму собора. Он построен в форме креста с закруглениями на трёх концах. Такая форма храма называется «триконх». В Грузии три подобных храма. Ну и ощутите, какой же он огромный. Мцхетский храм Светицховели сильно вытянут в высоту, но уступает Алавердинскому в ширину. Фактически с ним может хоть как-то конкурировать только кутаисский Баграти. Жаль, что подобная архитектурная традиция не устоялась, и даже в эпическую эпоху Давида Строителя и Тамары не было создано ничего столь же впечатляющего.
При монастыре есть очень недурное винохозяйство, но попасть туда непросто. Это требует сложных согласований.