Идея увековечить монументом имя основателя первого русского города на Волге, что называется, долго носилась в воздухе. Настолько долго, что памятник Ярославу Мудрому в Ярославле открыли спустя почти тысячу лет со дня основания города. Попытки установить монумент предпринимались и раньше, но мешали обстоятельства — то Николай II использовал на свою коронацию деньги, собранные на памятник, то не получалось прийти к согласию насчёт места для установки. Здесь нет места иронии, просто каждая идея должна «выстояться», прежде чем воплотиться в материале. Фигура Ярослава Мудрого настолько значима в истории становления Российского государства, что подход к проектированию и художественному воплощению должен был соответствовать масштабу личности.
Долгое время не получалось согласовать место установки в Ярославле памятника Ярославу Мудрому. Рассматривались три основных варианта – Богоявленская площадь, Стрелка у слияния Которосли и Волги, и Медведицкий овраг, где Ярослав, по преданию, зарубил медведицу. Что касается легендарного оврага, нужно отметить, что прямоугольный каменный монумент в честь князя здесь уже стоял в XIX веке. Но император Николай I здраво рассудил — в каком-то овраге, пусть даже историческом, не место памятнику основателю города. По его указу монумент демонтировали. Стрелка — очень живописное, знаковое место. Считается, что именно в этом месте Ярослав заложил первый камень. Однако, в топографическом плане — это просто речная коса, она вполне может заливаться водой во время разлива рек. В итоге была выбрана Богоявленская площадь, расположенная в древнейшей, овеянной историей части города. Рациональность такого выбора обоснована большой посещаемостью места. Площадь — крупная транспортная развязка, на неё выходит Московский проспект, то есть все, кто едет из столицы, обязательно «встречают» Ярослава.
Это уникальный, может быть единственный в мировой практике случай, когда с чрезвычайно большой степенью точности в городской скульптуре сделана попытка воссоздать черты лица давно умершего человека. Такое стало возможным благодаря выбору автора монумента, он пал на знаменитого советского скульптора, лауреата многих премий — Олега Константиновича Комова и лучшую кандидатуру трудно было найти. Многие источники упоминают, что Комов использовал работы советского антрополога Герасимова, воссоздавшего по черепу облик знаменитостей прошлого — Тимура, Ивана Грозного и, в том числе, Ярослава Мудрого. В этих утверждениях есть одна, но существенная неточность. Комов не просто использовал работы Герасимова, он принимал в них непосредственное участие. Скульптор в молодости увлекался антропологией, по утверждению сына Комова, его отец помогал Герасимову в реконструкции облика Ярослава и держал его череп в руках. Конечно, такое знание очень помогло впоследствии в работе над памятником Ярославу Мудрому. Можно сказать, что зрители видят почти подлинный, документальный скульптурный облик князя.
Ярослав изваян в полный рост, на нём парадное княжеское одеяние. Правая рука опирается на длинный опущенный остриём вниз меч, левая рука держит макет городских сооружений. Примечательно, что содержание макета мало кто обсуждает, но вот насчёт меча существует множество толкований — большинство рассуждений сводится к мирному характеру князя, поэтому, мол, и меч опущен вниз, хотя важно понимать, что Ярослав большую часть жизни провёл на войне — меч как «рабочий инструмент» он употреблял гораздо чаще, чем рассматривал макеты. В данном случае меч олицетворяет мощь возглавляемого князем государства, основанную в том числе на военной силе.
Пьедестал сложен из гранитных плит серого оттенка, к нему прикреплены два металлических барельефа. С лицевой стороны изображена гербовая медведица с секирой, с обратной стороны — князь, держащий в руках книгу, под которой скульптор, вполне возможно, подразумевал свод законов «Русской правды».
Макет в левой руке стал предметом шуток горожан, они часто называют монумент «князем с тортиком», но это лишнее свидетельство того, что памятник пришёлся им по душе. Хотя с момента открытия монумента в 1993 году прошло не так уж много времени, кажется, что он стоял здесь всегда, настолько органично вписалось это сооружение в облик древнего города.