Начнём путешествие с посещения Национального парка. Войдём сюда через ворота крестоносцев, расположенные недалеко от автомобильной стоянки на восточной стороне высокой и мощной стены, которую во времена крестоносцев окружал глубокий ров.
Чтобы попасть в крепость Кесарии, надо было перейти подъёмный мост, что подводился к воротам, имевшим непростую конструкцию. Врагу, прорвавшемуся через первые ворота, надо было преодолеть ещё и вторые, расположенные под углом в 90°. Защиту комплекса обеспечивали бойницы, как в стенах, так и в башнях. А кроме того, его могли встретить и струи раскалённого масла, и каменный дождь, летящий с верхних этажей трёхэтажной башни, расположенной над воротами. Внутри ворот имелось и специальное помещение — кордегария, в котором размещался караул. И мы можем сегодня хорошо рассмотреть это место с типичными для готики сводчатыми стенами.
Итак, мы в городе XI—XIII вв., часть строений которого отремонтировали, отреставрировали и сдали в аренду рестораторам и владельцам разных магазинчиков.
Если пойти от входа направо, то можно увидеть развалины синагоги византийского периода. Раскопан мозаичный пол и обломки мраморной решётки. На ней — график дежурств священнослужителей. Вокруг синагоги, несомненно, концентрировался еврейский квартал, от которого ничего не осталось. Немного дальше, в северо-западной части города сохранился фрагмент стены римского периода, что некогда имела протяжённость в 1,5 км. Построенная на развалинах Башни Стратона, она имела стену, квадратную башню и ворота, обрамлённые круглыми башнями.
Отсюда пойдём налево, к тому месту, где в море длинным носом выходит пирс. Здесь прежде стоял маяк. Рядом с ним над старым фортом надстроили новый ресторан, а в помещении бывшего пакгауза разместили Интерактивный музей Кесарии (Museon interactive Institute Caesarea), в котором можно совершить путешествие во времени.
В одном из залов располагается кинозал, где каждые 15 минут идёт мультфильм, рассказывающий историю города на разных языках, а во втором — посетителям предлагается лазерно-голографическое развлечение. Выбрав конкретный язык повествования (иврит, французский, английский, русский), можно пообщаться с персонажами разных эпох, возникающих на экране. Надо лишь обозначить конкретную временную шкалу. Таким образом, можно «пообщаться» с рабби Акивой, апостолом Павлом, Салах-ад-Дином, Ханой Сенеш, бароном Эдмондом де Ротшильдом и другими историческими личностями. Задавая определённый вопрос, можно получить конкретный ответ.
Рядом — небольшая турецкая мечеть XIX в., та самая, что была замечена с воздуха одним лётчиком и привела в это место археологов. А напротив мечети, около городской стены, можно увидеть, что осталось от пышного и удивительно красивого храма Августа, где стояла его колоссальная статуя, которая по величине и великолепию не уступала знаменитому изваянию Зевса в Олимпии. Была здесь и статуя Рима, выполненная по образцу Юноны Аргосской. А также остатки храма Св. Павла.
А теперь подойдём к Южным воротам, пройдя через которые попадём в другую эпоху. Справа видим то, что в византийский период представляло собой административно-хозяйственный район. Здесь над арками стояли склады. В помещении одного из них (II—III вв.) находился митриум — храм культа Митры, древнейшего индоевропейского божества, которое римляне включили в свой пантеон, назвав Митрасом.
Подобно прочим древнеримским городам, Цезария была построена по принципу Гипподама, милетского философа и архитектора (V в. до н.э.), который впервые предложил прямоугольную планировку с улицами, расположенными продольно и поперечно, перпендикулярно друг другу. Желая сделать своё детище уникальным, Ирод проложил по четыре Кардо и Декаманос.
Доминантой города был шикарный дворец Ирода, стоявший на выдающемся в море мысе, а потому около его стен с трёх сторон плескалось море. К его развалинам мы и направимся. В западной части дворца имелся обширный бассейн, который в византийский период использовался как городской рыбный рынок. Стоит напрячь воображение, и в ноздри ударит неподражаемый «рыночный» запах рыбы, что смешивался с запахами продаваемых тут же душистых масел и пряностей.
От развалин улица, украшенная римскими колоннами, приводит к насыпи, называемой подиумом, где стояли в разные периоды времени разные храмы. Ирод поставил там святилище Юпитера, византийцы — восьмигранную церковь, арабы перестроили её в мечеть, превратившуюся в эпоху крестоносцев в кафедральный собор Св. Петра, что рухнул из-за неудачной планировки. Это место в плане заповедника называется Площадкой храмов.
А севернее другая площадь — Площадь статуй, где стояли изваяния, а в восточной части имелось возвышение для ораторов. Сегодня на ней — Площадка статуй римского периода.
Первые из них были обнаружены совершенно случайно в 1951 г. кибуцниками. Одна была из мрамора, другая из камня бордового цвета — порфира. Кого они изображали — сказать трудно. Потому что фигуры, одетые в римские тоги, не имеют голов.
По этому поводу существует следующее мнение. Создание такой статуи — трудоёмкий и дорогой процесс. А потому при смене императоров, которые довольно часто сменяли друг друга, ваять новую статую не имело смысла. Легче было заменить голову. Что и делалось.
На территории парка «Кесария Израиль» встречается также множество обломков мощных колонн, что являлись непременной частью строений с древнейших времен у разных народов. Особенно это было характерно для Древней Греции, опыт которой перенял Древний Рим.
Идём на юг. Справа от нас будут византийские бани, а слева — остатки дворца с мозаичными полами. Южнее них — то, что осталось от римского туалета, недалеко от которых увидим римские бани, о которых разговор особый, ибо они играли колоссальную роль в жизни римлян. Не случайно это были величественные здания, украшенные мозаикой и скульптурой. Строились они по специальному плану, в который входила планировка ряда помещений, у каждого из которых было свое предназначение.
Имеется здесь и ипподром, который появился несколько позже, во II в. Он, самый крупный на Востоке (длина арены около 450 м, ширина 90 м, 30 тыс. посадочных мест), славился состязанием колесниц и всадников, что объезжали колонны-меты и проходили тараксипп (устрашающий коней), стелу из порфира позади стартового участка. Восстановленный ипподром (даже реконструированы по нижней части панели росписи на стенах, где хорошо видны лани) выглядит прекрасно. А стилизованные лошади из железной проволоки, впряжённые в такие же повозки, создают атмосферу гонок.
Театр в Кесарии — древнейший из обнаруженных в Израиле. Сооружённый во времена Ирода, он функционировал сотни лет. Обратим внимание на сооружение, состоящее из двух ярусов (cavea), расположенных амфитеатром. На их сиденьях могло разместиться примерно 4000 зрителей. Причём первые ряды предназначались для особо почётных граждан. Этот амфитеатр на две трети своей длины «обнимал» полукруглую площадку, на которой размещались актеры, хор и танцоры.
В разные времена театр служил разным целям. Так, в византийский период орхестру превратили в бассейн, где давали представления на воде. Нередко запретные, например, «водный балет» с участием нагих нимф.
В 1961 г. на одной из ступенек в северной части орхестры археологи обнаружили полустёртую надпись «...S TIBERIEUM ... TIUS PILATUS... ESTUS IUDE...», восстановив которую они прочли «Понтий Пилат, префект Иудеи, святилище в честь императора Тиберия (соорудил)», что говорит о реальности личности, вошедшей в библейскую историю. Камень, естественно, изъяли и поместили в хранилище Иерусалимского музея. А здесь можно увидеть копию. Рядом с театром стоит римский саркофаг.
Сегодня театр используется в исключительно культурных целях: здесь устраиваются концерты, проводятся ежегодные летние музыкальные фестивали.
Особняком в северо-восточной части заповедника стоит амфитеатр царя Ирода, предназначавшийся для общественных развлечений. Амфитеатр (amphiteatmm, amjiqearon), или ицтадион, — солидное сооружение эллипсовидной формы (длина арены более 250 м, ширина около 50 м). Во времена Ирода здесь происходили состязания колесниц, устраивались спортивные соревнования, гладиаторские бои, навмахии — бои, имитирующие морские сражения, травля людей зверями. Именно здесь после подавления Великого восстания по приказу Тита животные растерзали тысячи пленных евреев. Здесь принял мученическую смерть и знаменитый рабби Акива.
Здесь каждый год проводились состязания типа олимпийских игр, посвящённые Цезарю. Призы на них получали не только победители, но и занявшие вторые и третьи места.
Наблюдать за происходившим на арене могли одновременно более 10 тыс. зрителей. Часть их занимала каменные сиденья, часть стояла. А согласно записям Иосифа Флавия, в соревнованиях порой принимал участие сам Ирод. В этой части парка можно увидеть и знаменитые акведуки.
Попав в Кесарию, непременно надо посетить музей Ралли (Rally). В экспозиции музея особенно впечатляют оригинальные вещи, сделанные руками Сальвадора Дали, что размещаются в первом корпусе и занимают целый этаж. Это и бронзовая девушка, раскинувшаяся на полу рядом с чёрным единорогом, пробивающим сердце; и «текущие» часы, ставшие фирменным знаком автора; и копия (авторская) знаменитого «Космического слона», и «Космическая Венера», «Венера-жираф», а также другие. Имеется здесь и Огюст Роден, представленный работой «Отторжение» или «Любовь втроём».
А в новом корпусе (Sefardi memorial Ralli museum, 2), представляющем собой 4-этажное атриумное здание со сферическими залами, где верхнее естественное освещение дополняется боковыми подсветками к каждой картине, представлены картины художников XVII—XIII вв. на библейские сюжеты. Это Рубенс, Ван Дейк, Франсуа Бушер, Ян Тенгнагель и другие знаменитые и неизвестные мастера.
Перед входом в новый корпус — площадь Память Испании (Shetah Hazikaron Sefarad), напоминающая знаменитое патио львов (Patio de los Leones,) воспетое в одной из поэм Ибн Гвироля, где в центре стоит фонтан с 12 фигурами львов вокруг него. Кроме того, есть фонтан Колумба, фонтан «Чаша»; блестящий шар на пьедестале с Маген-Давидом, изваяния из белого мрамора великих испанских евреев Средневековья: Спинозы, Ибн Гвироля, Рамбама, Сервантеса, Нострадамуса, Колумба. То, что некоторые из них (или их предки) были крещены, значения не имеет.
А на стенах галереи — имена великих евреев, составивших славу Испании, — учёных, поэтов, канцлеров, министров как мавританских, так и христианских VIII-XV вв.
А во внутреннем дворе — множество скульптур чёрного цвета. В основном это женские фигуры. Кто-то отдыхает в гамаке, кто-то загорает в обнаженном виде около фонтана.
В музее имеется и выставка, посвящённая истории Кесарии, «Европейский город на Святой земле», которую финансировал фонд Ротшильда.
Смотрите также: