Вблизи Львиных ворот начинается скорбный путь Иисуса. Улица Виа Долороса (Via Dolorosa), название которой переводится с латинского как «путь скорби», начинается сразу за Львиными воротами. Последняя дорога. От приговора до распятия. Самая страшная, самая тяжёлая.
Впервые описал скорбный путь в конце XIII в. миссионер из Доминиканы Рикольдо да Монтекроче, совершивший паломничество в Палестину. После 13-летнего проповедовавания христианства на Востоке он вернулся во Флоренцию, где жил до смерти в должности субприора, а затем и приора (руководителя местного отделения ордена доминиканцев) конвента Санта-Мария-Новелла.
Через некоторое время этот путь был зафиксирован монахами-францисканцами. И до сегодняшнего дня по нему идут люди, склонив головы перед Тем, кому было суждено погибнуть, искупая их грехи. Они движутся от остановки до остановки, т.е. по местам, где произошёл тот или иной эпизод, отмеченный в евангельских или устных преданиях. Их здесь 9 из 14, потому что последние 5 связаны с конечной точкой маршрута — церковью Гроба Господня (Church of Holy Sepulcher).
Отправимся в дорогу и мы. Но прежде заглянем в стоящую недалеко от Львиных ворот католическую церковь Святой Анны (Church of St. Anna) (Mudjahiddin, 19). Посвящённая матери Девы Марии, она была основана в XII в. во времена крестоносцев на том месте, где (по одной из версий) стоял дом этой женщины, где появилась на свет Дева Мария.
Это строение, одно из немногих эпохи крестоносцев, практически сохранилось до наших дней по той причине, что изгнав рыцарей, Салах ад-Дин превратил его в медресе, а в 1856 г. турецкий султан Абдул Маджид подарил это место Наполеону III в благодарность за поддержку в Крымской войне. В 1878 г. церковь перешла к братству монахов, носящих название «Белых отцов». Архитектор М. Маус восстановил её в стиле эпохи крестоносцев, а в память о Салах ад-Дине оставил соответствующую надпись.
Внутри церкви стоит обратить внимание на главный алтарь, который соорудил в 1954 г. французский скульптор Филипп Кеппелен. Из базилики лестница ведёт в подземную крипту, где на месте предполагаемого рождения Девы Марии стоит ещё один алтарь.
За скромным фасадом монастырского здания — настоящий археологический заповедник с остатками водоёма Вифезда (Bethesda). Он назывался прежде Овечьей купелью, потому что во времена Второго храма левиты мыли в нём овец, предназначенных для жертвоприношения, которых приводили с находящегося неподалёку Овечьего рынка.
Рядом с бассейном археологи обнаружили плотину некогда существовавшего водохранилища, а также водоёмы, византийскую базилику, которую воздвигла над купелью царица Елена, следы пяти арок древней церкви, около которых — крутые каменные ступени, ведущие к водоёму, по которым спускался Иисус для исцеления больных.
А теперь отправимся по крестному пути.
Она находится во дворе функционирующей мусульманской школы для девочек Эль-Омария, где располагался римский преторий (в Римской империи административное здание, а в её провинциях резиденции прокураторов). Это сюда отвели Иисуса стражники после суда Понтия Пилата. В северо-восточном углу претория располагалась башня Антония, в которой и состоялся суд. Вот так мысленно увидел эту сцену великий князь Константин Романов и изложил в драме «Царь Иудейский».
К школе примыкает основанный в 1860 г. женский католический монастырь Сестёр Сиона. О том, что храм поставлен на месте древнеримского строения, говорит дошедшая от той эпохи расположенная перед воротами монастыря нижняя ступень мраморного крыльца, а также фрагменты колонн и некоторые архитектурные элементы на сводах монастырских помещений. Мозаичные же картины, изображающие суд над Иисусом, — работа современных художников. А в глубине церкви над алтарём — ниша, в которой стоит беломраморная фигура Христа. Внизу надпись: «Ессе Homo» («Вот человек»).
Под монастырём Сестёр Сионских сохранилась значительная часть крепости Антония. Из интересных достопримечательностей здесь - древние цистерны для сбора воды, относящиеся к периоду Второго храма и называвшиеся бассейнами Струтиона, что переводится с греческого как «страусиные», однако из-за весьма вольного перевода на русский Иосифа Флавия их называют ещё и «воробьиными».
Считается, что этот резервуар изначально был по приказу Ирода Великого выкопан в северном рву крепости. Это потом уже XIV римский император Публий Элий Траян Адриан (II в.) превратил резервуар в цистерну, заключённую под своды.
Главное же здесь для паломников — большущие каменные плиты, что были частью «Каменного помоста», Лифостротона (в арамейском ему соответствует слово «Гаввафа»), что переводится как «Приподнятая земля», на котором состоялся последний суд над Христом. Они — немые свидетели той далёкой эпохи, имевшей место более двух тысячелетий тому назад.
На них видны желобки для отвода воды; насечки, сделанные для того, чтобы по гладкой поверхности не скользили копыта коней. Приглядевшись можно увидеть разметку, о которой обычно говорят, что она сделана городской стражей, развлекавшей себя игрой в кости. Только момент с разметкой вызывает сомнение, ибо для этой азартной игры нужны лишь кубики и стаканчик.
На монастырском дворе стоят две часовни. Слева — часовня Осуждения (Chapel of conviction), что была поставлена на том самом месте, где археологи нашли остатки трёхнефной средневековой капеллы с четырьмя мощными колоннами, поддерживавшими купол. Используя сохранившиеся фрагменты (колонны и плиты внешнего двора Преториума), монах-францисканец Венделин Герлих Мандельский в 1904 г. возвёл новую капеллу.