Главная  /  Израиль  /  Иерусалим  /  Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня


С восхождением на престол римского императора Константина Великого, который сделал христианство господствующей религией, представители этой конфессии получили не только свободу вероисповедания, но и в соответствии с Миланским эдиктом право на возвращение конфискованного имущества (церквей, кладбищ и прочей недвижимости). И тогда епископ Иерусалимский Макарий первым делом занялся поиском места погребения Иисуса.

История храма Гроба Господня

Трудно сегодня ответить на вопрос, какими мотивами он руководствовался, когда предложил искать его там, где стоял храм Венеры, но, добившись в 325 г. от императора разрешения на уничтожение языческого сооружения, начал раскопки.

Под фундаментом обнаружилось еврейское кладбище, представлявшее собой ряд вырубленных в камне склепов, закрывавшихся каменными плитами. По косвенным признакам в одном из них, где вход закрывался круглой откатывающейся плитой, и был погребён Христос. Несмотря на то что истинность погребения Иисуса именно в этом месте спорна (согласно возникшему позднее протестантскому варианту, он был захоронен на истинной Голгофе в саду Могилы), в 335 г. Константин велел возвести здесь церковь, посредине которой находилась гробница Христа. Её окружали колонны, украшенные большими серебряными чашами, которые принёс в дар храму сам император. Число колонн соответствовало числу апостолов.

В начале XI в., когда здесь правил халиф аль-Хаким, церковь была разрушена. Но вскоре византийский император Константин VIII договорился с сыном халифа и получил право на восстановление храма в обмен на открытие мечети в Константинополе. Так над гробницей Христа появилась ротонда, которую Константин Мономах в 1042—1048 гг. переделал в церковь.

Когда полвека спустя в Иерусалим вошли крестоносцы, то нашли эту церковь недостойной Святого места и развернули капитальную работу по переделке. Они построили паломническую церковь. В комплекс вошли некоторые уже существующие строения. Храм в романском стиле освятили 15 июля 1149 г. И он, ставший образцом для подобных проектов в Вифлееме и Назарете, привлекал немало верующих ценными реликвиями.

Кроме сакральной миссии на это место в Латинском королевстве была возложена другая немаловажная функция политического характера. Здесь стали проводить коронации и устроили королевскую усыпальницу. Первым был похоронен Готфрид Бульонский, чья гробница и сегодня находится при входе в часовню Адама у подножия Голгофы.

Но Храм ждали новые испытания. Если при Саладине христиане свободно могли посещать свою святыню, то с появлением турков-хорезмийцев всё вновь изменилось. И это повторялось неоднократно. Храм разрушался и горел. Но вновь и вновь возрождался как Феникс из пепла. Последняя реставрация была проведена во второй половине XX в.

Комплекс храма Гроба Господня представляет собой исключительно сложное сооружение, включающее более 40 построек. Первое, что видим, попав в это место, — мощённый плитами двор. На площадь, называемую со стародавних времён Атриумом, выходит фасад храма, сложенный из неровных тёсаных камней. Колонны, находящиеся перед входом (по три с каждой стороны), выдающийся карниз здания и две крутые арки под ним — типичный образец готической архитектуры.

Вид здания несколько портит то, что одна из арок со времён Саладина заложена каменной кладкой, а потому функционирует лишь вторая, вход в которую открывают массивные ворота с тяжёлыми деревянными дверями, оббитыми металлическими коваными полосами.

Около одного из окон второго яруса фасада видна «прописавшаяся» здесь с позапрошлого века деревянная лестница, ставшая частью экстерьера храма Гроба Господня. Она — одно из вещественных доказательств раздора между конфессиями.

Суть такова — окна над главным входом в Храм принадлежат Армянской церкви, а сама лестница стоит на карнизе, который находится во владении Греческой православной церкви. Когда для какого-то ремонта армяне два века назад выставили лестницу за окно, греки не захотели, чтобы те пользовались их карнизом, в таком случае армяне отказались убрать лестницу. Как известно, дерево не вечно. Много раз за века лестница сгнивала, но появлялась новая, подчёркивая каждый раз status quo обеих конфессий.

Борьба между представителями разных христианских течений — дело не новое. Возникнув в стародавние времена, она прошла сквозь столетия. А потому в 1852 г. был подписан договор, по которому шесть конфессий (Греческая православная церковь, Армянская православная церковь, Римско-католическая церковь, Египетская православная (коптская) церковь, Эфиопская православная церковь и Сирийская православная церковь) поделили между собой всю внутреннюю часть Храма, определив приделы и часы для молитв. Так, проводимые в Храме каждый день три литургии (православная, армянская, католическая) идут в соответствии с расписанием.

А вот попасть в храм Гроба Господня все могут лишь с помощью мусульманина Ваджиха Нусейбе, который ежедневно открывает и закрывает Храм. Ключ от Храма был получен семьёй Нусейбе в XII в. от Саладина. И с тех пор эти функции старшему сыну каждого поколения. Когда в XVIII в. между семьей Нусейбе и оттоманскими властями возникли трения, правители постановили передать ключ на хранение семье Яуде. И теперь ежедневно они приносят его утром Нусейбам, а вечером забирают.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free