Старый город Иерусалима — место особенное. Старинные мостовые, выложенные камнем, скользкие от стёртых о них бесчисленных подошв, уводят нас в глубину веков, заставляют окунуться в напластованную столетиями атмосферу, стать невольным участником стародавних событий. Свою ноту в общий колорит вносят восточные базары. Шумные и пёстрые. Непривычные глазу европейца.
Несмотря на сравнительно небольшую территорию (1 км2), здесь каким-то образом сосредоточилось невероятное число памятников, самые важные святыни и для иудеев, и для христиан, и для мусульман. Старый город состоит из четырёх кварталов. Армянский квартал в Иерусалиме (Armenian Quarter), что расположен между Яффскими и Сионскими воротами — самый маленький их них.
Несмотря на то что первые армяне появились в Иерусалиме ещё при римлянах, община сформировалась лишь в эпоху крестоносцев. Члены этой общины обосновалась вокруг монастыря, который, начиная с XIII в., так и называется — Армянским.
Со временем, это было уже примерно в XVII в., территория монастыря вместе с окружающими его землями оформилась в тот самый квартал, где сегодня проживают более трёх тысяч человек. Большинство из них исповедует православие, меньшая часть — католицизм, и считанные единицы являются протестантами.
В самом центре квартала стоит здание Армянской патриархии (Armenian Patriarchate), во двор которого можно войти через тяжёлые железные ворота с надписью на армянском: «...Эти ворота выстроены по инициативе патриарха Крикора в 1646 г.». Рядом, на месте казни апостола Иакова, стоит церковь Св. Иакова (Saint James Church), построенная в XI в. на месте церкви VI в.
Церковь, о которой идёт речь, посвящена также ещё одному св. Иакову — брату Иисуса по родству, ставшему первым епископом Иерусалима. Он составил Божественную литургию, был первым патриархом Нового Завета. Благодаря ему умножилось число верующих в Христа. Это очень не нравилось иудейским священникам во главе с первосвященником Ананом. И тот, предъявив Иакову несусветные обвинения, «предал его на побиение камнями». 96-летний старец, не выдержав этого, скончался с молитвой на устах: «Господи, отпусти им грех сей, не ведают бо, что творят!»
По древней христианской традиции Иаков был похоронен в одной из пещер Кедронской долины, а затем его останки были перенесены в армянскую церковь и захоронены под главным алтарём.
Собор Св. Иакова, неоднократно реставрированный, представляет собой высокое строение прямоугольной формы, возведённое на месте византийской постройки, а затем церкви крестоносцев XII в.
Храм, в который ведёт богато украшенная резьбой деревянная дверь, сохранившаяся с XVIII в., роскошен. Солнечные лучи, попадая через свод, поддерживаемый 4 колоннами, освещают золотые оклады икон, скульптуру, люстры и лампады.
Внутри храма — три красиво оформленных алтаря. Центральный посвящён св. Иакову, брату Господню. Он украшен привезёнными из Турции фарфоровыми плитками (XVIII в.) с изображением сцен из жизни Иисуса. Около него — два солидных кресла-трона. Одно для патриарха, другое — для Духа св. Иакова, которое используется лишь раз в году, в день его поминовения.
Два других алтаря посвящены Иоанну Крестителю (справа) и Деве Марии (слева). В прилегающих к базилике помещениях — капеллы, одна из которых посвящена святому месту Эчмиадзин (одному из самых крупных храмовых комплексов армянской апостольской церкви), где на алтаре лежат три камня — с долины Иордан, горы Фавор и горы Синай.
Во многих местах на стенах храма видны небольшие каменные резные плиты — хачкары, которые привозили сюда паломники, чтобы оставить о себе память на Святой земле.
В церковном дворе находится ряд захоронений выдающихся людей, а к южной стене здания прикреплена деревянная доска «накус», заменявшая колокол, по которой монахи били палкой, созывая своих собратьев на службу, потому что в оттоманский период христианам было запрещено звонить в колокола, а евреям трубить в шофар.
В глубине Армянского квартала в Иерусалиме стоит ещё одна старинная церковь. Это церковь Ангелов (Church of the angels), построенная на месте дома вышеупомянутого первосвященника Анана (Анны, Ханана), к которому привели Иисуса прежде, чем вести Его на допрос к Кайфе.
Рядом растёт древняя маслина. Считается, что к ней привязали Иисуса перед допросом. Это так потрясло Ангелов, что те закрыли лица, дабы не видеть страданий Богочеловека и издевательств над Ним. Отсюда и название церкви.
А недалеко от Сионских ворот стоит церковь Каифы (Church Kaifa), также принадлежащая Армянскому патриархату. Она — на том месте, где, по армянской традиции, находился дом первосвященника Каифы (другие версии указывают иные места), в который привели Иисуса перед судом. При археологических раскопках здесь был найден оссуарий с надписью на иврите «Иосиф Бен Кайфа». Сегодня он, представляющий большую историческую ценность, хранится в Музее Израиля (Muzeon Israel). Жаль, что это место для туристов закрыто.