Главная  /  Россия  /  Иркутск  /  Нагорный район

Нагорный район Иркутска


Восточная часть правобережного Иркутска, называемая официально Октябрьским округом, является воздушными воротами города. Также здесь расположена ГЭС на Ангаре. По району можно проехать на троллейбусе № 4 либо от центра в аэропорт, либо оттуда, по прибытии в город. Рассмотрим первый вариант. Итак, на «четвёрке» вы едете сначала по ул. Ленина мимо филармонии и Крестовоздвиженской церкви, а потом повернёте на Советскую. Одна остановка — вы у монструозного здания музыкального театра им. Н.М. Загурского (1989) и входа в городской парк (ЦПКиО). Как и во многих других городах России, он был разбит в 1957 году на холме, на месте бывшего кладбища, в данном случае Иерусалимского. На другом конце парка — Входоиерусалимская церковь (1820—1835, классицизм). Проезжаем парк, театр кукол «Аистёнок», потом ТЦ «Престиж» и «На Советской», и далее — остановка "1-я Советская". Там небольшой сквер-парк, в котором заслуживает внимания загородная деревянная усадьба городского головы Владимира Сукачёва (1875—1882, ул. Декабрьских Событий, 112) — того самого, кто организовал художественный музей.

За парком — две примыкающие друг к другу площади — Конституции и Декабристов (трамвайные), туда же выходит помпезное новое здание Пенсионного фонда. Далее слева по Советской вы проезжаете Ивано-Матренинскую детскую больницу (№ 57, 1895), справа — здание Сибирской академии права (№ 172, СИПЭУ, остановка "23-я школа"). Здесь можно выйти и пройти направо по ул. Ядринцева три квартала, до т.н. Красных казарм (ул. Пискунова, 149) — уникального памятника военной архитектуры (1907—1910), комплекса зданий для воинских частей, прибывших из Порт-Артура после поражения от японцев. Они, правда, заброшены и кое-что даже снесено. Едем дальше, слева появляется огромный ипподром, авиационный техникум (№ 139) и старейший в России авиаремонтный завод 403 ГА, и после поворота вы уже у иркутского аэропорта. Он один из немногих в России, что расположен, по сути дела, в городе. Дело в том, что за городом среди сопок не нашлось подходящего места для аэропорта. Этот факт, а также туманы с Ангары становились причиной частых катастроф.

Ещё одна дорога ведёт в этот район по маршрутам трамвая и троллейбуса с одинаковым номером 5 (они идут по параллельным улицам). Вы проедете мимо старинной водонапорной башни (1906), микрорайона Лисиха, где почти все дома из красного камня, Лисихинского кладбища и выезжаете к плотине Иркутской ГЭС (1950—1958). Она не такая величественная, как, например, Красноярская — просто 2,5-километровая плотина, по которой активно ездят троллейбусы и прочий транспорт. Довольно престижный и приятный микрорайон находится на окраине Иркутска за ГЭС, он называется Солнечный. Там, на проспекте Жукова, вы увидите конный памятник маршалу (2005, скульптор Александр Миронов).

На первой остановке после ГЭС надо выходить, если хотите попасть к ледоколу «Ангара». Он бороздил просторы Байкала, а 6 января 1920-го на его борту колчаковцы убили деревянной колотушкой 31 человека. Был когда-то музеем, сейчас закрыт для посетителей. Поблизости т.н. Дом-корабль, недострой Иркутска (1983—1986), сделанный вне канонов советского жилищного строительства (архитектор Владимир Павлов). Отсюда открывается великолепный вид на Ангарский залив, который образует плотина ГЭС — любимая шутка местных выдавать его приезжим за Байкал.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free