Севастополь славен не только ратными подвигами — он стоит на уникальной с исторической точки зрения территории — в пределах городской черты и непосредственной близости от неё есть ряд интереснейших объектов, относящихся к древнейшим и раннехристианским временам. Примером может служить Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.
Вследствие побед в Дакии всё Северное Причерноморье попало под власть Римской империи. Сюда, в Херсонес Таврический, императором Траяном был сослан в каторжные работы человек, с именем которого связано распространение христианства в Крыму и основание Инкерманского пещерного монастыря. Речь идёт о четвёртом по счёту епископе Римском (Папе) Клименте. Выбор места наказания понятен — император хотел услать авторитетного священника подальше от столицы, а Крым для римлян считался глухой провинцией.
Климент I относится к мужам апостольским, то есть тем проповедникам, которые лично знали апостолов Христа. Считается, что Климента рукоположил в сан сам Святой Пётр. Конечно, прибыв на место, священник начал проповедовать, и вскоре здесь образовалась христианская община. Для совместных молитв была выбрана одна из естественных пещер Монастырской горы. Сейчас в ней располагается храм Андрея Первозванного. Церковь считает, что нынешний храмовый алтарь частично изготовлен ещё в I в. н.э.
Епископа казнили (по официальной церковной версии — утопили) в 101 г. н.э. Спустя ещё один год в подводном гроте были обретены мощи святого, их перевезли в храм на острове Казачьем. Эти данные (кроме даты смерти святого) ничем не подтверждаются, а бытуют в качестве основной версии. Но достоверно известно, что в 867 г. св. Кирилл и Мефодий привезли останки Климента в Рим и захоронили в Базилике Святого Климента. Часть мощей отправили в Херсонесский храм, где они лежали в специальном саркофаге до того момента, пока Владимир Святой не взял Корсунь (Херсонес) штурмом. Покрестившийся в христианство князь взял с собой в Киев почитаемые останки, они и сегодня хранятся там. В 1991 г. часть мощей передали в Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь.
Можно с уверенностью сказать, что с I по XV вв. в пещерах Монастырской скалы совершались богослужения и, скорее всего, здесь существовала киновия — раннехристианская монашеская коммуна.
В XV в. Крым и крепость на Монастырской горе (Каламиту) завоевали турки, укрепление переименовали в Инкерман — это название сохранилось за местом и поныне. Богослужения в пещерных храмах надолго прекратились.
Вновь Инкерманский пещерный монастырь стал действовать в 1850 г., тогда же он получил своё нынешнее название в честь св. Климента. В дальнейшем монастырь «прирастал» новыми постройками и храмами. Так, в 1867 г. в ещё одной пещере Монастырской горы открыли храм, он посвящён папе Мартину I. Считается, что его могила находится рядом с Севастополем в Карантинной балке. Храм Николая Мирликийского построили на плоской вершине горы в 1905 г.
Советская власть проводила политику активного атеизма. «Богоборчество» выразилось в закрытии и разрушении храмов и монастырей, «досталось» и Монастырской горе. Храм на вершине горы снесли, а монастырь закрыли, его имущество передали музеям Севастополя. Только начиная с 1991 г. трудами неравнодушных мирян началось возрождение древней святыни. Пещерные храмы подвергли реставрации, восстановили уклад жизни монастыря. Сегодня это действующая обитель, привлекающая верующих со всей страны.
Сегодня храмовый комплекс включает пять церквей, корпус монастырских келий, постройки хозяйственного назначения и монастырские пещеры. Храмы Великомученика Пантелеймона и Святой Троицы — это наземные, а не пещерные постройки, правда, часть алтаря первого из них устроена в скале. Главной считается церковь Святой Троицы, поскольку именно в ней хранится частица мощей св. Климента.
И всё же интереснее пещерные храмы, в Инкерманском монастыре их три — Андрея Первозванного, Мартина Исповедника и Базилика св. Климента. Древнейший из них расположен в Андреевской пещере, считается, что именно здесь проповедовал сам св. Климент. Наверх к храмам ведёт единственная лестница, она крута и живописна. В пещерах, против ожидания, светло благодаря прорубленным в стенах проёмам. Снаружи них устроены балкончики, на фоне скалы эти сооружения кажутся воздушными и яркими.
Есть подъём на плато Монастырской горы. Когда-то на нём стояла церковь св. Николая Мирликийского, но при советской власти её снесли полностью. Наверху остались только руины византийской крепости Каламита.
При строительстве железной дороги в Севастополь, полустанок перед самым городом назвали по имени крепости Инкерман (старое название — Каламита). И сегодня существует железнодорожная платформа с таким же названием, она находится рядом с монастырём. Интересно, что Инкерман во время СССР переименовали в Белокаменск. У большевиков было своеобразное чувство юмора, раз они так назвали посёлок, стоящий рядом с Чёрной речкой. В 1991 г. название вернули. Теперь Инкерман находится фактически в черте Севастополя.
Как добраться
До Инкерманского пещерного монастыря ходят городские автобусы №№ 103, 117. Ехать до остановки «Втормет». Вообще, любые автобусы, следующие в Симферополь, проезжают мимо Монастырской горы. Электричкой, которая ходит каждые полчаса, ехать до ст. «Инкерман 1». Вход на территорию монастыря бесплатный, но автомобилям проезд внутрь запрещён. Зато есть автостоянка рядом с Симферопольским шоссе.
Инкерманский пещерный монастырь на карте Севастополя