Главная  /  Россия  /  Екатеринбург  /  Окраины Екатеринбурга

Окраины Екатеринбурга


Кировский район — это северо-восток города, куда ведёт от Плотинки мимо оперного театра проспект Ленина.

Железнодорожный район занимает северо-запад центра города и, грубо говоря, окружает ж/д вокзал (станция метро «Уральская»), Это один из крупнейших вокзалов страны, состоит он из четырёх зданий. Главный вокзал построен в 1914 году, но есть ещё и старый вокзал «Екатеринбург I» (1878, архитектор П. Шрейбер), который выглядит нарядным теремком. На привокзальной площади продолжается тема уличной скульптуры — на сей раз перед вами предстанут дореволюционный начальник станции, путейские рабочие, проводница с чаем и скульптурная группа «Пассажиры» (скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев). В центре же площади стоит памятник бойцам Уральского добровольческого танкового корпуса (1962), принимавшего участие в ВОВ, который местные называют «Варежка». В здании старого вокзала вы можете посетить Музей истории техники Свердловской железной дороги (ул. Вокзальная, 14). На выходе из станции метро «Уральская» также и Северный автовокзал (Вокзальная, 15), откуда уходят автобусы на север Свердловской области — есть ещё Южный в конце улицы 8-го Марта.

От вокзала в центр (к Храму на Крови) ведёт улица Свердлова, застроенная в 1953—1960 годах ансамблем пятиэтажек в стиле сталинского ампира (архитектор В. Безруков). Именно здесь прошла первая в городе трамвайная линия, а сейчас по Свердлова курсирует масса троллейбусов и автобусов. Заканчивается перспектива улицы 18-этажной гостиницей «Турист» (1976—2008) с часами, которая, впрочем, только задумывалась таковой, а стала в итоге офисом компании «Уралтрансгаз» — его так и называют «Газпром» с часами. Сразу же после неё улица делает изгиб, на выходе из которого вы уже видите Храм на Крови. Это означает, что вы в центре, а неподалёку метро «Динамо».

Неплохой инструмент для праздного знакомства с обеими окраинами Екатеринбурга — круговой трамвай А, который идёт в том числе мимо площади 1905 года, Плотинки и оперного театра (только в одном направлении). Если сесть на него у оперного театра, мы сначала поедем прямо по проспекту Ленина. Следующая остановка — Свердловская киностудия (№ 50), находящаяся на правой стороне проспекта. Она создана в 1943 году и была в советское время третьей по неофициальной иерархии в РСФСР после Мосфильма и Ленфильма. Именно из Свердловска звучали знаменитые левитановские слова «Внимание, говорит Москва». Слева Городок Чекистов и музей с шигирским идолом. Если отсюда пойти с проспекта налево, через квартал будет площадь Советской Армии — там большой фонтан, очень масштабный памятник погибшим в Афганистане «Чёрный Тюльпан» (1995, скульптор Константин Грюнберг, архитектор Александр Серов) и многоэтажный с башней Окружной дом офицеров (1932—1941, архитектор В.В. Емельянов) — типичное произведение сталинского неоклассицизма. Продолжив движение по проспекту Ленина, вы минуете сразу после квартала Городка Чекистов слева мрачное здание с колоннами — штаб Приволжско-Уральского военного округа (№ 71, 1935—1940, архитектор Дукельский), перед которым стоит памятник Жукову (1995, скульптор Константин Грюнберг). Маршал был в 1948—1953 годах командующим Уральским военным округом, и на первомайском параде его один раз сбросила лошадь. Далее справа от вас сквер на улице Мичурина, где стоит ещё один интересный памятник, на которые богат Екатеринбург — на сей раз в бронзе увековечено трое местных художников за разговором не то за жизнь, не то о творческих поисках (Михаил Брусиловский, Виталий Волович и Герман Метелев). Двое из них живы (Михаил Брусиловский живёт в одном из здешних домов), Метелев умер. Композиция называется «Горожане. Разговор» (2008, скульптор Андрей Антонов). Сквер расположен в окружении ансамбля конструктивистских жилых домов — городок Госпромурала (1931—1938).

Далее пересекаем путепровод над железной дорогой (станция электричек «Первомайская», первая после вокзала в восточном направлении Транссиба) и въезжаем в студенческий городок. Слева — институт УрО РАН (№ 91), Уральский политехнический и экономический колледж (№ 89), справа — бывшая «Американская гостиница» (№ 68 а), а ныне худучилище, где останавливались Чехов, Менделеев, Бальмонт и другие. Наконец проспект буквально упирается в большую площадь-сквер перед Уральским политехом (УГТУ, бывший УПИ) с памятником Кирову (1973). Главный корпус УГТУ был построен в 1939 году, и самый знаменитый его выпускник — президент Борис Ельцин. Сюда также можно проехать трамваями № 13 и 15 от площади 1905 года, троллейбусами № 7 и 17 от вокзала через центр.

Далее трамвай А поедет к Каменным палаткам, а чтобы совершить круг, нужно сесть на него же, только в другом направлении. Тогда он провезёт вас через крупный спальный район, почему-то называемый Озеро Шарташ, хотя озеро довольно далеко. Главная его магистраль — улица Блюхера (бывший Березовский тракт), отходящая от пр. Ленина, и по пути будет старейшее в городе Михайловское кладбище, где сохранилась могила камнереза и ювелира Данилы Зверева и Всехсвятская церковь (1890) с росписью Виктора Васнецова, а справа откроется вид на красавец элитный жилой комплекс «Радужный» (2004—2006). Описав круг по окраине центра города с северо-востока, трамвай пройдёт мимо вокзала и направится к мосту через пруд, первому после Плотинки. Вы поедете по кольцевой улице Челюскинцев и увидите ДЦУП (№ 15 а, 2003), масштабно-суровое здание Управления Свердловской железной дороги (№ 11, 1925—1928, архитектор К.Т. Бабыкин) и небоскрёб «Призма».

После моста через пруд трамвай проедет через Екатеринбург-Сити с памятником Ельцину, который останется слева, и вскоре прибудет на площадь Коммунаров — западную окраину центра города. Это прежде всего Дворец молодёжи (1973, архитектор Геннадий Белянкин) с металлическим барельефом, ансамбль сталинских домов и парк с Вечным огнём (1959). Площадь эту хотят реконструировать, поставить небоскрёб, а Вечный огонь перенести. От площади Коммунаров всего один квартал до стадиона «Центральный» (1957, 28 тысяч зрителей, ул. Репина, 5), который претерпел недавно реконструкцию при сохранении «сталинского» исторического облика и, возможно, примет матчи ЧМ-2018. Его построили на месте велодрома, который открыли аж в 1900 году — оттуда берут начало спортивные традиции города. Прямо напротив стадиона — Ивановское кладбище и при нём Иоанно-Предтеченский собор (1846—1860, русско-византийский стиль), действовавший в советское время и являющийся кафедральным. Это место тоже под прицелом городского апгрейда: заложены камни в строительство Соборной мечети и синагоги, которые впоследствии должны образовать площадь Трёх религий. К кладбищу примыкает и крупнейшая в Екатеринбурге тюрьма — СИЗО № 1 (ул. Репина, д. 4 а). Сюда непосредственно от вокзала и центра лучше добираться троллейбусами № 3, 7, 17.

А последняя часть пути из двух остановок по проспекту Ленина до площади 1905 года на трамвае А пройдёт в обрамлении зелёной аллеи, которая на этом участке придаёт проспекту бульварный вид. Дома проспекта сразу же задают архитектурный тон в стиле конструктивизм — 4-й Дом горсовета (№ 5, 1929—1931, архитектор С.В. Домбровский), затем справа виден небоскрёб бизнес-центра «Палладиум» (2008, ул. Хохрякова, 10), а слева — Екатеринбургский ГУВД (№ 17). Можете выйти на остановке Сакко и Ванцетти и устремиться по одноимённой боковой улочке от проспекта налево. Это ещё один уголок старого Екатеринбурга, бывшая татарская слобода. Сейчас от неё остались лишь очевидные архитектурные памятники, а всё остальное застроено современными высотками — как в Москве. Но на нижнем ярусе вы можете наблюдать два дома купцов Агафуровых: деревянный резной терем (№ 28, архитектор Юлий Дютель) и великолепный парадный дом (№ 24), где сейчас находится представительство Татарстана. Оба дома были построены на рубеже XIX—XX веков.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free