До революции богатейшие слои российского общества стремились обзавестись недвижимостью в Крыму, поскольку летом здесь отдыхала царская семья. Аристократы и промышленники, банкиры и знаменитые писатели строили особняки, резиденции, дачи на южном побережье Крыма. Сегодня эти объекты совершенно не портят облик полуострова, напротив, подобно жемчужинам в ожерелье, украшают его. Одной из таких «жемчужин» по праву считается дача Кичкине, уютно расположившаяся в курортной зоне Мисхор.
Что характерно в описании дачи «Кичкине», так это обилие уменьшительных прилагательных — «миниатюрная», «крошечная», даже её название переводится как «малютка». В то же время имение, выкупленное под строительство крымской резиденции великого князя Дмитрия Константиновича Романова, включало 2,25 десятины. В переводе на современные единицы площади это 2,5 га или 250 соток. Конечно, с точки зрения члена царской семьи, дворец Кичкине может и малютка, но современный турист, подъехав поближе к объекту, видит перед собой внушительных размеров особняк, к тому же оформленный с дворцовой роскошью.
Дача построена по заказу великого князя Дмитрия Константиновича и на его деньги. Внуку Николая I и племяннику последнего русского монарха с детства была уготована карьера морского офицера, поскольку его отец — великий князь Константин Павлович — исполнял должность шефа Российского флота. Но у Дмитрия была другая страсть — лошади, он пошёл в кавалерию и выслужился там до высоких должностей. Среди наездников он пользовался большим уважением, не зря его называли лучшим кавалеристом России. Свою мечту — владение племенным конезаводом — великий князь реализовал в 1888 году, когда приобрёл имение Дуброво в Полтавской губернии. Он построил здесь конюшни и занялся разведением тяжеловозов, рысаков и орловско-ростопчинских лошадей.
Детство Дмитрия прошло в имении «Ореанда» в Крыму. От той поры у князя остались самые тёплые воспоминания, ему понравились природа и климат полуострова. Доставшееся в наследство поместье пришлось продать — князь не имел семьи, а содержать обширное имение было накладно. «Ореанду» продали Александру III, вырученные деньги пошли на развитие конезавода. Но желание иметь в Крыму свой дом, видимо, всегда было на уме великого князя. К его реализации он приступил в 1912 году, к тому времени Дубровский конезавод стал давать приличную прибыль, часть из которой Дмитрий Константинович решил потратить на покупку земли и строительство своей крымской резиденции.
Земельные агенты предложили на выбор несколько престижных участков на побережье, но великий князь предпочёл небольшое имение на скалистом мысе, рядом с посёлком Гаспра. Подряд на строительство и разработку проекта поручили известной компании братьев Тарасовых, один из которых — Николай Григорьевич, занимал в то время пост главного архитектора Ялты. После утверждения проекта и сметы в 125 тыс. руб. начались строительные работы. По мере приближения даты окончания строительства — к октябрю 1913 года — стало очевидно, что братья не укладываются в сроки, поэтому к делу подключили архитектора Л.Н. Шаповалова и скульптора Л.В Коржиновского. Дело пошло быстрее и дача была сдана в срок.
Отдельной проблемой стало обустройство прилегающей территории — разбивка сада, посадка зелёных насаждений. Малый размер имения, скалистый грунт и сложный ландшафт представляли серьёзную трудность в планировке и производстве работ. С задачей блестяще справились садовники дачи Кичкине П. Палицын и А. Аул под руководством Ф. Калайды — большого мастера ландшафтного дизайна, знатока субтропических культур. Его специально пригласили сюда из Никитского ботанического сада. К декабрю 1914 года основные работы завершились, дача приобрела законченный вид.
Если посмотреть на дворец Кичкине сверху, становится видно, что он представляет собой совокупность разных по объёму, высоте и форме строений. Объединённые в единое целое, они образуют сооружение, где всё соразмерно, всё соответствует единому замыслу. Н.Г. Тарасов действительно был талантливым архитектором. Ему удалось соблюсти то, что называют «чувством меры», хотя, выполняя заказ члена царской фамилии, наверняка был соблазн построить нечто более пышное. Дворец гармоничен, а значит — красив.
Внешняя форма и оформление соответствуют популярному в начале XX века «псевдомавританскому» стилю и отчасти одному из его направлений — стилю «мудехар». Характерные для этих течений элементы — стрельчатые и подковообразные арки, тонкие круглые колонны, сводчатые потолки в галереях, обилие каменной резьбы и лепнины растительной и геометрической тематики. «Мусульманские» купола и стилизованная под минарет башенка усиливают впечатление.
Внутреннее убранство соответствует внешнему виду только отчасти — если в оформлении вестибюля господствуют арабские мотивы, то гостиные — типичный ампир. Мебель во дворце из драгоценных пород дерева — это то, что удалось спасти от пожара, уничтожившего дворец в Ореанде.
Сегодня дача «Кичкине» приобрела прежний дореволюционный вид. В ней разместился музей, посвящённый Дмитрию Константиновичу Романову и другим членам царской фамилии, некогда жившим здесь. Реставрация и восстановительные работы проведены на средства частного инвестора. Неподалёку от дачи стоят корпуса одноимённого отеля.
Из Ялты сюда ходит рейсовый автобус №32, выходить на остановке «Турбаза Кичкине»; дальше пешком метров 100. Своим автотранспортом — по Алупкинскому шоссе, что из Ялты, что из Гаспры, до той же остановки. Сюда можно ехать на целый день, у подножия мыса прекрасные места для купания, вниз от дворца ведёт вырубленная в скале лестница.