Базилика в базилике


Недалеко от Севастополя, между Карантинной и Песчаной бухтами лежит территория Государственного музея-заповедника Херсонес Таврический. Нигде больше в нашей стране не найти такой концентрации памятников греко-византийской архитектуры — здесь на небольшом участке земли соседствуют постройки, охватывающие почти тысячелетие истории. Среди них привлекает внимание довольно необычное название — «Базилика в базилике». Такое словосочетание заставляет мысленно предположить конструкцию «одно в другом», нечто вроде матрёшки. Но всё объясняется гораздо проще — вначале существовало одно строение, а после того, как оно разрушилось, на его месте возвели другую постройку, той же культовой направленности.

Разглядывать древние руины интереснее, если имеешь представление о том, что собой представляло здание в момент его полной готовности, потому что сегодня от обеих базилик осталось, прямо скажем, немногое.

Базилика в католической и византийской религиозной традиции — это культовое помещение особого статуса. Его название происходит от титула византийских владык «басилевсов» (царей), то есть применительно к сооружению — это «царский дом». В раннехристианский период базилики были широко распространены, постепенно им на смену пришли крестово-купольные храмы.

Первая, ранняя, базилика была построена в Херсонесе в VI веке н.э. По сложившейся традиции, подобные сооружения имели нечётное количество продольных залов (нефов), которые во внутреннем пространстве отделялись друг от друга рядами колонн. «Старая» базилика состояла из трёх нефов, при этом средний отличался размерами — он был шире и выше. Прямоугольное здание с рядами колонн завершалось с восточной стороны полукруглой пристройкой — апсидой, в ней находился алтарь. О высоте здания можно только догадываться, но длина и ширина известны — 25 x 18 м. Нам неизвестно внутреннее убранство базилики, его стиль и техника исполнения. Скорее всего оно соответствовало господствующему тогда в Причерноморье византийскому стилю, об этом свидетельствуют сохранившиеся фрагменты напольной мозаики.

Строительство старого «царского дома» примерно совпало с правлением Юстиниана Великого. Это был период расцвета культуры Византии, активного городского и религиозного строительства как в столице, так и на периферии. Особенно славились мастера выкладки мозаичных композиций, в этом деле они достигли истинного совершенства. Изображения, сделанные из кусочков непрозрачного цветного стекла — смальты, отличает долговечность. Даже спустя полторы тысячи лет напольная мозаика базилики в Херсонесе выглядит не то чтобы «как новая», но вполне достойно.

К середине первого тысячелетия сформировалась христианская символика и изображения на полу базилики были выполнены в полном соответствии с нею. Так в центральном нефе выложены изображения птиц и чаш, символизирующих души и причастия. В храме проводились обряды крещения — помещение, где располагалась купель, украсили изображением павлина, как символа воскрешения. Кроме этого, были и другие исполненные мозаикой рисунки, символы и надписи, сопутствующие христианскому культовому сооружению. Что изображалось на стенах и куполе неизвестно, поскольку до сего времени не дошло ни одного фрагмента этих частей здания. Но колонны были резными, сделаны и мрамора и несли изображения крестов, об этом можно судить по нескольким сохранившимся экземплярам.

Большинство источников упоминают, что базилика была разрушена в X веке. Каким образом она разрушена, кем, и что послужило причиной этого, нигде не упоминается. Только некоторые тексты сообщают, что, мол, сгорела. То есть достоверных письменных свидетельств уничтожения базилики нет. Зато научно подтверждён факт взятия Херсонеса войсками под предводительством киевского князя Владимира (будущего крестителя Руси). Произошло это в 988 г., когда после многомесячной осады Корсунь (славянское название Херсонеса) пала. Вполне возможно, что базилика сгорела вследствие осады, хотя это ничем не подтверждённая версия.

Есть все основания считать, что «вторая» базилика строилась второпях. В пользу такого утверждения говорят следующие факты — строение сделали гораздо меньше, оно «уместилось» в центральном нефе предыдущего храма — собственно, базилика в базилике. Строительный материал не вырабатывался заново, а брался из стен старой базилики. В результате перестановки колонн некоторые из них упали, о чём говорят следы ударных повреждений на мозаичном полу — свидетельство небрежности и неподготовленности работ.

Тем не менее, «новая» базилика просуществовала вплоть до XIV века. В процессе эксплуатации к ней пристраивались различные сооружения хозяйственного и религиозного назначения. К сожалению, то, что не смогло разрушить время, сумели сделать местные вандалы, они опрокинули и разбили в 2007 году оставшиеся колонны, повредили во многих местах мозаику. Сейчас большинство ценных, представляющих историческую, культурную ценность экспонатов, хранится в музеях Херсонеса Таврического и Севастополя. В районе «Базилики в базилике» неоднократно проводились археологические изыскания, видимо, они будут осуществляться и впредь, поскольку каждый раз учёные обязательно находят здесь какие-либо артефакты.

Как добраться?

Прежде всего нужно учесть, что мыс Херсонес и Херсонес Таврический — это разные места. Если не хотите оказаться за 14 км от цели, на мысу, то ориентируйтесь на музей-заповедник Херсонес Таврический, он находится в черте города. Из городского транспорта сюда ходит только один автобус — №22. Ходит он раз в полчаса, при этом практически всегда полон. Лучше всего пройтись до заповедника пешком, из центра города около 5 км, час ходьбы. Попутно можно осмотреть другие городские достопримечательности. На территории самого музея-заповедника имеются карты с указанием всех исторических построек, ориентируйтесь по ним, не ошибётесь.

Базилика в базилике на карте Севастополя

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free