Вплоть до начала XIX века дороги в Крыму не строились. Те пути, что создавались генуэзцами и греками, исчезли или пришли в полную негодность, а крымским татарам, как потомкам степняков, они были ни к чему. Дороги понадобились российским властям после того, как полуостров вошёл в состав империи. Развитие местной инфраструктуры в 30-40 годы XIX столетия прочно связано с деятельностью М.С. Воронцова — генерал-губернатор принял деятельное участие в планировании и контроле строительства тракта Севастополь–Ялта, на котором стоят Байдарские ворота. Это сооружение можно считать не только памятником архитектуры, но монументом первым строителям российских крымских дорог. Ворота стоят на «переломе» трассы — в этом месте высокий участок дороги, выходящий их Байдарской долины, пересекает перевал главной гряды Крымских гор и начинается путь вниз к Южному побережью.
Турист, впервые посетивший это место и не знающий его истории, вполне может принять крымские Байдарские ворота за сооружение античной эпохи — «выветренная» временем каменная кладка, колонны и общий вид сооружения делают такие предположения вполне обоснованными. И всё же эти ворота — относительно новое сооружение, они построены в 1848 году. Что до античного вида, то автор проекта К.И. Элишман придерживался в своем творчестве господствующего в середине XIX века архитектурного направления — в те времена даже захудалый помещик стремился построить усадьбу непременно с колоннами.
Ворота строили из крымского известняка, материала прочного и хорошо поддающегося обработке. Конструктивно сооружение представляет собой классический портик, т.е. проезд со сплошными стенами, перекрытый каменными блоками. Поскольку сооружение торжественное, оно оформлено как пропилеи (парадный въезд в античном стиле). Портик венчает сложный карниз, опирающийся на полуколонны ионического стиля. Две прямоугольные симметричные пристройки придают всей конструкции монументальный основательный вид.
Ширина проезжей части ворот не позволяет осуществлять через них одновременное движение в двух направлениях, поэтому рядом сделали объезд, по нему машины двигаются к Севастополю, а через ворота — к Ялте. Прилагательное «байдарский» встречается в названии долины, перевала и ворот. Твёрдого объяснения, перевода слова нигде не приводится, ясно лишь, что топоним тюркского происхождения.
Особенность Байдарских ворот состоит ещё в том, что это не просто архитектурный памятник. Со смотровой площадки сооружения открывается, быть может, лучший в Крыму обзор. Это особенно чувствуется, когда проехав от Севастополя по спокойной пологой дороге большую часть пути, вдруг оказываешься перед полукилометровым крутым спуском. Отсюда как на ладони видна Форосская церковь на крутой скале, древние дольмены, пещеры и море на десятки километров до горизонта. Недаром побывать в этом месте стремились многие путешественники, среди которых было немало известных личностей.
Прежде, когда эта дорога была единственным путём из Ялты в Севастополь, а движение осуществлялось верхом либо на конных экипажах, вдоль всего пути стояли постоялые дворы, духаны, шашлычные и прочие заведения, где путники могли перекусить или переночевать. В наш мобильный век вся поездка занимает от силы полтора часа. Поэтому из заведений общепита остались только рестораны и кафе непосредственно рядом с Байдарскими воротами.
По современной российской классификации Старое Севастопольское шоссе обозначается — 67К-6. Движение по нему довольно редкое, хотя экскурсионные автобусы и маршрутные такси ходят. Основной поток автотранспорта идёт по добротной трассе 35К-002.
На автовокзалах Ялты и Севастополя в маршрутах автобусов учитывается остановка «Байдарские ворота», садитесь в тот номер, где она указана и обязательно доберётесь до места. Опытные экскурсоводы рекомендуют ехать к этому месту из Севастополя, так достигается больший зрительный эффект разительного перехода от долины к внезапному крутому спуску.
Рекомендации владельцам собственного автотранспорта сводятся к одному — чётко следуйте дорожным указателям — не ошибётесь.