Главная  /  Статьи  /  Архитектура Одессы в период основания города

Архитектура Одессы в период основания города


Вся история архитектуры Одессы связана с развитием всего Северного Причерноморья, с его экономикой и этническими особенностями. Архитектура новейшего времени, в котором родился, формировался и расцветал город, как один из первых и уникальных для Российской империи центров рыночных отношений, является ничем иным, как цепью стилизации и подражания, рождавшихся на гребне успехов науки о материальной культуре прошедших эпох.

Особое воздействие на рядовую застройку, при отсутствии достаточного количества зодчих-профессионалов в первые десятилетия существования города, оказывала народная архитектура южных областей России, Украины, Молдавии, Валахии, болгарской Добруджи, Греции, Крыма и Турции.

Анатолийско-балканская народная стилистика просматривалась в жилых постройках первого квартала чётной стороны Красного переулка — деревянные балконы с резными ограждениями под напусками черепичных крыш, галереи, белёные стены фасадов и комнат, убранство коврами. Последняя из них, пришедшая в упадок и не восстанавливаемая в течение 70 лет, была разобрана в 1989-1992 годах с целью воссоздания (в результате заменена новой современной постройкой). До 1839 года у пересечения улиц Екатерининской и Почтовой (Жуковского) сохранялось здание турецких бань под характерными сводами со световыми проёмами.

Судя по сохранившимся гравюрам и рапортам Строительного Комитета, большинство жилых домов в городе до приезда Э.И. Ришелье строилось без надлежащей системности, в глинобитном варианте, под соломенными крышами и весьма напоминало хаты украинских сёл. Такими постройками и полуземлянками до середины 1820-х годов были заняты районы близ порта и в Карантинной балке, а также первые участки будущих предместий Молдаванки и Пересыпи. Известно также несколько деревянных строений (домов, и даже церквей). Широкому их распространению, однако, препятствовало отсутствие строительного леса.

По описаниям современников некоторые признаки народного зодчества греческих колонистов прослеживались в интерьерах одесских домов, входящих в состав торговых рядов Александровской (Греческой) площади, в Красном и Колодезном (Вице-адмирала Жукова) переулках. Это и не удивительно — на новое место жительства переселенцы, кроме домашнего скарба, привезли двери, окна, кафельные плитки облицовки печей.

Уже к началу 1820-х годов все проявления народного зодчества равно как и бесконтрольная застройка, стали уступать место официально признанным приёмам, направленным на создание «европейского лица» молодого города и определяющимся общей классификацией историко-архитектурного развития как Российской империи в частности, так и Европы в целом.

Западным искусствоведением принято рассматривать обширный отрезок нового времени со второй половины XVIII и до начала XX века как эпоху «историзма». Именно тогда, на волне дальнейших географических открытий, освоения новых колоний, зарождения и развития новых экономических отношений, революции в области промышленного производства, расширения горизонта естественных и общественных наук (прежде всего истории), социальный заказ и архитектура обратили свой взор к наследию прошлого. В конце XVIII – начале XIX века окончательно сложились все типы зданий, которые с относительно небольшими корректировками дошли до наших дней и стали настоящими достопримечательностями Одессы. Достаточно представить себе объём и функциональное предназначение любого из них — театра или биржи, храма или рынка — для того, чтобы прийти к заключению о том, что любое можно «одеть» в футляр модного исторического стиля или сочетания нескольких.

Отличие заключается лишь в том, что до середины позапрошлого века доминирующее положение занимали прототипы, заимствованные из греческой и римской античности под маркой классицизма, которые позже сменили мотивы древнего Египта, готики, эпохи Возрождения, барокко и рококо различных оттенков и стран. Определённые поправки вносили лишь конструктивные и строительно-типологические новшества. Это в равной степени относилось ко всем видам строительства за исключением жилищного, в котором прогресс типологии был неразрывно связан с подъёмом уровня бытовых удобств. Однако, и в нём, в конечном итоге, превалирующими оказались декорации на исторические темы.

Историзм в данном контексте стоит рассматривать исключительно как обширную эпоху, как методологическую основу, формировавшую в её время художественно-эстетическое мышление, как систему идей, согласно которой основным источником архитектурного творчества является исторический опыт и опробованные в прошлом исторические стили. В начале этой эпохи, в противовес образцам «кремовых тортов» барокко, предпочтение (впервые после эпохи итальянского ренессанса) было отдано строгим и демократичным конструктивным схемам, композиционно-декоративным приёмам античных Греции и Рима. Этот стиль внутри историзма впоследствии получил название классицизм.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free