Главная  /  Россия  /  Санкт-Петербург  /  Невский проспект

Невский проспект: пешеходная экскурсия


Выйдя на Невский проспект из одноимённого метро, двинемся по нему в сторону, противоположную шпилю Адмиралтейства и Эрмитажу. Напротив Гостиного двора на левой стороне мы видим сплошной фасад представительных старинных домов: в доме № 42 в 1854—1872 годах жил поэт и дипломат Фёдор Тютчев, помпезный № 44 — это бывший Сибирский торговый банк (1908—1910, архитекторы Б. Гиршович и М. Лялевич), а № 48 — старейший питерский универмаг Пассаж (1846—1848, архитектор Рудольф Желязевич). На углу Невского и Садовой справа — классический закруглённый угол Публичной библиотеки (№ 37, 1796—1801, архитектор Егор Соколов), и дальше — большая площадь Островского. И площадь, и два сквера, и пространство за ними — всё вместе представляет собой выверенный ансамбль в стиле ампир, созданный по проекту Карла Росси (1828—1834). Ближний сад называется Екатерининским садом и ведёт вдоль бокового фасада библиотеки к Александрийскому театру (ныне академическому театру драмы им. А. С. Пушкина) с огромным количеством классических колонн. Это старейший театр России, труппу которого возглавил Фёдор Волков, а директором был драматург А. П. Сумароков. Тут были впервые поставлены «Горе от ума», «Ревизор», «Гроза», работали режиссёры Мейерхольд, Козинцев и Товстоногов.

Перед театром стоит выдающийся памятник Екатерине II (1873, скульпторы М. О. Микешин и М. А. Чижов, архитектор В. А. Шретер и Д. И. Гримм), который по этой причине даже при советской власти не был демонтирован. У ограды сада на Невском наблюдается традиционная выставка петербургских художников, предлагают нарисовать портреты. Дальний сад относится уже к Аничкову дворцу (№ 39, 1741—1778, архитектор Михаил Земцов, Растрелли и Старов). 23 ноября 1836 года во дворце был Пушкин на аудиенции у царя, который решительно потребовал от поэта воздержаться от дуэли. Как известно, это возымело действие только на время — спустя два месяца монаршее требование Пушкин всё же проигнорировал. История здания при советской власти обогатилась пребыванием в его стенах ленинградского Дворца пионеров. И всё вроде бы здесь гармонично, ан нет — справа от театра стоит пёстро-нарядный дом Басина (1879, архитектор Н. П. Басин) с петухами на фасаде, стоящий словно насмешкой над чопорным классицизмом Росси. Именно в нём сейчас живут многие актёры и режиссёры.

Можно сделать несколько отклонений от Невского проспекта. Во-первых, интересна Садовая улица. Чуть влево от проспекта, и на правой стороне вы увидите Дом с четырьмя колоннадами (№ 12, 1760-1810, архитектор С. П. Берников и Л. Руска), где традиционно располагаются дорогие рестораны и бары. Если же пойти направо, то напротив бокового крыла Гостиного двора вас ждёт дом баснописца Крылова (№ 20), где он проживал в 1816—1841 годах на втором этаже, и сразу же за ним — ресторан «Метрополь» (№ 22, 1847, архитектор Адриан Робен), удивительным образом появившийся после смерти этого великого обжоры, и где уже гораздо позже обедали такие люди, как Брежнев, Рейган и Ширак. Ещё дальше — Воронцовский дворец (№ 26, 1749—1757), очередное творение архитектора Растрелли, на сей раз осуществлённое ради канцлера М. И. Воронцова. Как все здания Растрелли, дворец имеет очень нарядный фасад и пышные интерьеры с резьбой и лепниной, а также изящную ограду из литого чугуна. Дворец при Павле был резиденцией Мальтийского ордена, а потом Пажеским корпусом и Суворовским училищем. Во дворе построена также Мальтийская капелла (1800, архитектор Кваренги). За Воронцовским дворцом целый квартал занимает Апраксин Двор (№ 28 — 30) — один из крупнейших торговых комплексов города, насчитывающий 57 корпусов (1863—1864, архитектор Корсини и Кракау).

Во-вторых, можно пройти за Александринский театр по удивительной улице Зодчего Росси, которая представляет собой 200 метров сплошной классической архитектурной симметрии в стиле ампир (1828—1834). До революции здесь были министерства, сейчас — различные ведомства. Пройдя улицу до конца, вы окажетесь на набережной Фонтанки, у Ломоносовского моста (1787). Он являет собой одну из узнаваемых картинок Петербурга, отличается четырьмя гранитными башнями, где помещался механизм для развода моста. Таких мостов на Фонтанке было семь, сейчас осталось два: Ломоносовский и Старо-Калинкин. Маленькая театральная прогулка может завершиться, если по Фонтанке свернуть направо и немного пройти, вы окажетесь у БДТ им. Г.А. Товстоногова (№ 65, бывший дом графа Апраксина, 1878, архитектор Л.Ф. Фонтана). Театр был создан в 1919 году при участии Максима Горького, поэта Александра Блока и комиссара театров Марии Андреевой и считается ведущим на театральной сцене Питера.

В-третьих, на уровне Екатерининского сквера от Невского проспекта налево уходит пешеходная Малая Садовая улица. На углу стоит архитектурный шедевр — питерский вариант Елисеевского магазина (№ 56, 1902—1903, архитектор Гавриил Барановский), перекликающийся по своей сути с ещё одним заметным зданием Невского — Домом книги. Здесь такая же модерновая помпеза в виде витражей и скульптур (автор тот же — Адамсон). На первом этаже здания располагается главный гастроном Петербурга, а на втором — театр комедии им. Н. П. Акимова (среди актёров — Анатолий Равикович, Ирина Мазуркевич, Михаил Светин, Ольга Антонова). Чуть дальше по Невскому под аркой расположен популярный Музей шоколада (№ 62) — это шоколадный бутик со всевозможными оригинальными изделиями из шоколада, куда можно зайти и, не обязательно что-то покупая, посмотреть и подивиться на фантазию кулинарных мастеров. На Малой Садовой же вас ждёт оригинальный пример современной городской скульптуры. Это кот и кошка, сидящие на карнизах зданий. Кот Елисей живёт на карнизе боковой стены Елисеевского магазина, а кошка Василиса — прямо напротив (2000, авторы Сергей Лебедев и Лариса Домрачева). Такое внимание к котам в Петербурге неслучайно — после блокады, когда всех кошек практически истребили, в Эрмитаже завелись мыши, и кошек пришлось завозить из других городов (Ярославля и Тюмени). Во внутреннем дворе одного из домов вы можете обнаружить также собачку Гаврюшу (1999, скульптор В. А. Сиваков). В центре пешеходной зоны — скамейки и фонтан-каскад «Вращающийся шар», который реально вращается, и памятник петербургскому фотографу.

Пешеходка занимает всего один квартал, на дальнем её конце располагаются: прямо — портик бывших конюшен (1798—1824, архитектор Винченцо Бренна и Карл Росси), слева — бывшее министерство юстиции и ныне горздрав (1749—1756, архитектор С.И. Чевакинский), а справа — ленинградское радио (1912—1914, архитектор братья Косяковы) с памятником Ольге Берггольц. Если пройти дальше направо, вы очутитесь на Манежной площади, у петербургского Дома кино (Караванная, 12). На Итальянской улице, по которой вы пойдёте, также много красивых зданий. Заслуживают внимания дворец Шувалова (№ 25, 1753—1755, архитектор Чевакинский) с Музеем гигиены, особняк знаменитого мебельщика Гамбса (№ 17) и бывший Кадетский корпус (№ 12, 1878, неоренессанс).

Вернёмся на Невский. От Екатерининского сквера рукой подать до Фонтанки, которая отмечена здесь замечательным, культовым Аничковым мостом (1841, инженеры И.Ф. Бутацц, И. Редер). Мост прежде всего знаменит своими бронзовыми конями, которые выполнены по проекту Петра Клодта. На самом мосту чугунные перила украшены морскими коньками и русалками (проект Карла Шинкеля). На том берегу Фонтанки справа мы видим ещё один архитектурный шедевр — дворец Белосельских-Белозерских (1848, архитектор Андрей Штакеншнейдер, атланты и кариатиды скульптора Д. Иенсена), выполненный в стиле «второго барокко», как бы «под Растрелли». Непосредственно перед революцией во дворце жил великий князь Дмитрий Павлович, большой бонвиван, спортсмен-конник на Олимпиаде 1912 года в Стокгольме и участник заговора-убийства Распутина в 1916 году. Это его и спасло — Николай II сослал двоюродного брата в Персию, откуда он уже после революции благополучно эмигрировал в США, а потом в Швейцарию, где и умер аж в 1942 году. На левой стороне проспекта мы видим дом Лопатина, или т.н. Литераторский дом (№ 68), перестроенный после войны архитектором Фоминым, потому как он был разрушен бомбами. Сейчас проходит его реконструкция с сохранением фасада, которая вызывает неоднозначную реакцию у общественности. Дом имеет богатую историю, тут жили издатель «Современника» Панаев с женой, в 1842—1846 годах работал «кружок Белинского», где бывали Герцен, Огарёв, Гончаров и Достоевский. Далее в доме жили Тургенев и Тютчев, а в 1905 году произошла первая встреча Ленина и Горького. В советское время в доме располагался Куйбышевский райсовет.

Если отклониться от Невского и пройтись по набережным Фонтанки налево, то интересным будет следующее: на ближнем берегу — двухэтажный Шуваловский дворец (№21, 1844—1846, архитектор Б. де Симон), на дальнем, прямо напротив — дворец Шереметевых, или Фонтанный дом (№ 34, 1746—1750, архитектор Чевакинский и Аргунов), где работают Музей музыки, Музей Анны Ахматовой, совмещённый с кабинетом Бродского. Вход в музей — с Литейного проспекта, через арку дома 53. Обратите внимание на роскошные кованые ворота с гербом.

За Фонтанкой Невский проспект пересекается с Литейным. Это одна из важнейших магистралей Петербурга, бывшая просека от Невы, где был построен литейно-пушечный двор. Правый угол перекрёстка занимает очень большой и монументальный дом Палкина (№ 47), а напротив — отель «Рэдиссон» (№ 49). Отклонившись на Литейный налево, вы увидите на правой его стороне крупнейшую в Питере Мариинскую больницу (№ 56, 1803—1805, архитектор Кваренги) и рядом «Борей Арт-Центр» (№ 58) — выставки живописи и графики, в том числе «митьков» и других некоммерческих художников, и дом № 60, где в 1876—1889 годах жил писатель Салтыков-Щедрин, а на левой стороне — крупный торговый центр «Новый Пассаж» (№ 57, 1913, архитектор Н. В. Васильев). Ещё дальше — музей-квартира Николая Некрасова (Литейный, 36), где он жил в 1857 — 1877 годах и где была редакция знаменитого «Современника». А по Невскому после Литейного следует длинный квартал доходных домов. Можно выделить справа старейший российский кинотеатр «Художественный» (№ 67), открытый в октябре 1909 года (6 залов на 800 мест), а на левой — Дом актёра (№ 86). Минуя эту достаточно рядовую для Питера (но не для остальной России) застройку, вы приходите к станции метро «Маяковская» на углу улицы Марата. Угол составляют абсолютно симметричные пятиэтажки № 77 и 79 (1848, архитектор Чепыжников). Чуть дальше — интересный музей микроминиатюры «Русский Левша» (Итальянская, ул., д. 35). Все экспонаты экспозиции музея меньше миллиметра, рассматривать их надо под микроскопом.

Подписывайтесь на новости сайта!
 
    Рейтинг@Mail.ru
Работает на Amiro CMS - Free