сайт о путешествиях

Эрмитаж Санкт-Петербурга


Эрмитаж — главный музей Петербурга и один из крупнейших в мире музеев вообще. Он стоит в ряду таких монстров, как Британский музей, Лувр, берлинский Пергамон и нью-йоркский Метрополитен. Эрмитаж сочетает в себе функции художественного музея (картинной галереи) и исторического музея (археологические, культурно-исторические экспонаты). Экспозиция музея столь обширна, что для хотя бы поверхностного знакомства с ней необходимо выделить минимум полдня. Чтобы осмотреть всё в достаточно динамичном режиме, пожалуй, понадобится целый день.

Государственный Эрмитаж (пл. Дворцовая, 2) находится в самом центре Санкт-Петербурга. Он занимает шесть зданий, в том числе Зимний дворец — главное произведение стиля барокко в России, построенный во времена царствования императрицы Елизаветы и являвшийся до 2 марта 1917 года официальной зимней резиденцией российских императоров. Сразу после революции дворец стал Эрмитажем. Здание дворца имеет более 1000 комнат, он традиционно красится в зелёный цвет, по всему периметру на карнизах стоят скульптуры и вазы. К Зимнему дворцу примыкает Малый Эрмитаж, связанный с Зимним внутренним висячим садом и перемычкой. Он является переходным к Новому Эрмитажу, построенному специально для размещения художественных коллекций. Там тоже расположена основная экспозиция. Это здание известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов, которых можно наблюдать со стороны Невы. Три остальных здания являют собой отдельные экспозиции: это маленький Старый Эрмитаж (1787, архитектор Юрий Фельтен), построенный над Зимней канавкой, трёхэтажный Эрмитажный театр, построенный на месте первого дворца Петра I, и, наконец, восточное крыло Главного штаба.

Основная экспозиция Эрмитажа размещена на трёх этажах. Третий этаж, правда, заполнен экспонатами по сравнению с первыми двумя в два раза меньше. Тематически наблюдается довольно чёткое деление: первый этаж — различного рода древности, второй этаж — живопись, в основном западноевропейская с культовыми именами (Рембрандт, Леонардо да Винчи и др.), третий этаж — французский импрессионизм и экзотические культуры (Китай, Индия, Иран, Византия). Коллекция Эрмитажа выросла из собрания Екатерины II и различного рода поздних приобретений и даров российских императоров, посмотреть на неё стали пускать с 1852 года.

Итак, вы заходите в Эрмитаж со стороны Дворцовой площади и оказываетесь в Иорданской галерее. Никакой аналогии с нынешней Иорданией и арабским Востоком — название идёт от того, что на Крещение по этой галерее из Большой церкви Зимнего дворца проходил крестный ход к проруби на Неве, где устанавливали иордань. Сначала из вестибюля идём направо, в Новый Эрмитаж, к главным эрмитажным древностям. Открывает экспозицию Древний Египет, для него в 1940 году специально переоборудовали бывший буфет Зимнего дворца. Там вы среди прочего увидите саркофаги, статую Аменемхета III (XIX в. до н.э.), стелу Ипи (XIV в. до н.э.). Далее проходим по коридору, налево — четыре зала.

В самом большом вас ждёт огромнейшая Колыванская ваза из яшмы (высота 2,57 метра, вес 19 тонн, архитектор А.И. Мельников, 1843), прозванная «Царицей ваз». Везли её в Петербург полгода. Также в этих залах большое количество древнеримской скульптуры и прикладного искусства. Оттуда надо вернуться и направиться налево через зал Августа (римские бюсты) в зал культуры и искусства эпохи эллинизма: римско-греческие статуи, терракотовые статуэтки и резные камни, в том числе «Камея Гонзага», подаренная Александру I наполеоновской женой Жозефиной Богарне.

Пять прилегающих залов — это драгоценности разных времен: бронзовые бычки из Адыгеи, скифские ножны, мечи, серьги, амфоры, средневековые кресты, ларцы, Евангелия с драгоценными камнями, сервизы, часы, табакерки, в том числе работы Фаберже. Далее следуют шесть древнегреческих залов. В большом зале Геракла — статуи знаменитого древнегреческого богатыря. Вы увидите в больших количествах вазы, амфоры, на полу — мозаику VI века из Херсонеса, скульптуры, надгробные рельефы, бронзовое литьё. Особое внимание — большим статуям Диониса и Афродиты («Венеры Таврической» II века). Завершает экспозицию крыла зал с огромной статуей Юпитера из дворца Домициана и мраморными саркофагами. Практически все залы первого этажа отделаны колоннами из финского гранита и мрамором по проектам Лео фон Кленце.

Вторая половина первого этажа расположена в другом крыле (в Зимнем дворце), нужно возвращаться в вестибюль и идти снова через Иорданскую галерею. Там собраны древности менее известных цивилизаций — не столь продвинутых, как Египет, Греция и Рим. Если это вам кажется неинтересным, идите сразу на второй этаж. Хотя это дело вкуса. Экспозицию открывают 4 угловых зала первобытного общества (палеолит, неолит, бронза) в бывших гостиных Николая I (1839, архитектор Брюллов). Начинается всё с каменных рубил с Кавказа, «палеолитических Венер» с раскопок в Костенках на Дону, статуэток из бивней мамонта, потом идут плиты с петроглифами, украшения из кости, глиняные сосуды, бронзовые подвески.

В боковом крыле — 7 залов, где вы увидите уникальные вещи VI—III вв. до н. э. из алтайских курганов (погребальный инвентарь, ворсовый ковёр, деревянная колесница), золотые, серебряные, бронзовые изделия и оружие из скифских курганов, коллекцию из 17 предметов — дар иранского Надиршаха (1741), сабли, кинжалы из Индии, Персии и Турции. Завершается экспозиция залом Урарту — бронзовые доспехи, оружие, глиняные сосуды, раскопанные бывшим директором Эрмитажа Борисом Пиотровским в 1940—60-х годах (сейчас Эрмитаж возглавляет его сын Михаил), и коллекцией глиняных табличек из Ассирии и Месопотамии.

Подписывайтесь на новости сайта!
 
    Рейтинг@Mail.ru
Работает на Amiro CMS - Free