сайт о путешествиях
Главная  /  Россия  /  Вологда

Достопримечательности Вологды


Город Вологда (основан в 1147 году, 290 тысяч жителей, 453 км к северу от Москвы, 655 км к востоку от Санкт-Петербурга) — лучший областной центр России в номинации «патриархальный уют» и делящий с Томском звание столицы русского деревянного зодчества. Это тихая речка Вологда (приток Сухоны) и масса церквей. Вологда навевает умилительное спокойствие и сентиментальную грусть по ушедшей в небытие старой Руси. Этому способствуют и традиционные вологодские брендовые товары: кружева, масло и молочные продукты.

Официальная дата основания города спорна — археологические данные не подтверждают занесённый в средневековые анналы факт, что киевский монах Герасим в эпоху Юрия Долгорукого основал здесь у реки монастырь. Скорее всего, город возник позже, в середине XIII века. А само название города может быть финно-угорским, а вполне может быть и русским, происходящим от слова «волок». Первые века своего существования Вологда являлась объектом спора Новгорода и Москвы, к которым подключалась ещё и Тверь. В 1368 году Дмитрий Донской захватил Вологду, вынудив Новгород согласиться на совместное владение, а в 1397 году Василий I уже полностью присоединил город к Москве. Особое место Вологда заняла в истории при Иване Грозном, который рассматривал её как противовес разгромленному Новгороду. Поэтому он приказал строить кремль и включил город в опричнину. При Петре I город стал базой для строительства флота в Архангельске. В конце XIX века Вологда развивалась как пункт на железных дорогах Москва — Архангельск и Петербург — Вятка и служила местом массовой ссылки политически неблагонадёжных лиц. В годы ВОВ Вологда была прифронтовым и госпитальным городом.

экскурсия по вологде что посмотреть в вологде вологда на фото
достопримечательности вологды вологда зимой вологда за 1 день
какие достопримечательности в вологде пешком по вологде интересное в вологде

Пешеходная экскурсия по Вологде

Территория бывшего кремля называется Городом, и к западу и востоку от него два посада: Верхний и Нижний. К северу за рекой Вологда — Заречье. Вот, собственно, и всё. Маршрут по Вологде совершенно логично начать с кремля, вернее, с того, что называют в Вологде этим словом — комплекса Архиерейского двора, окружённого полукилометровыми стенами (1671—1675), внутри которых стоят палаты XVII—XVIII веков и пара церквей. Это как бы «внутренний» кремль, но и «большой» кремль в Вологде тоже был, и строили его по личному приказу Ивана Грозного. Но в 1571 году на царя упала штукатурка, и он по причине своего большого суеверия решил завязать со строительством. Архиерейский двор находится на берегу реки Вологды, ехать туда надо на троллейбусе № 4 от вокзала до остановки "Проспект Победы", а далее идти по ходу движения и налево по набережной мимо Торговой площади с двумя старинными церквами конца XVIII века.

Жемчужина вологодского кремля — Софийский собор (1568—1570, архитектор Размысл Петров), архитектурно напоминающий Успенский собор московского Кремля. Ныне это музей, в котором полностью сохранились фрески 1686—1688 годов (ярославская артель Дмитрия Григорьева) и пятиярусный иконостас (1737—1744). Имеется также усыпальница вологодских архиереев. Можно далее залезть на 78-метровую колокольню собора (1870, архитектор В.Н. Шильдкнехт, псевдоготика), дабы обозреть Вологду сверху — правда, туда пускают только с мая по сентябрь. Это даст вам правильный старт для знакомства с достопримечательностями Вологды. Собор стоит чуть в стороне от Архиерейского двора, который, подобно крепости или монастырю, обнесён стенами. В Симоновском корпусе расположен краеведческий музей, но там мало что интересного — обычные чучела животных. В парке у Архиерейского двора вы увидите также остатки рвов-прудов.

После осмотра подворья и собора можете возвращаться на пешеходную Кремлёвскую площадь, где находится главный музей Вологды — во всяком случае, самый современный и пафосный, рассчитанный на иностранцев. Это Музей кружева (Кремлёвская площадь, 12), открытый в конце 2010 года. Рядом, в бывшем Воскресенском соборе (1772—1776, барокко, архитектор Златицкий) — областная картинная галерея (Кремлёвская пл., 3). Присутствуют росписи конца XIX века, иконы, картины в основном русских художников XIX века (в том числе Васнецова, Врубеля, Куинджи, Айвазовского, Левитана, Верещагина). Приковывает внимание и памятник местному уроженцу поэту Константину Батюшкову (1987, скульптор Вячеслав Клыков), сделанный так, что непонятно кому памятник — собственно поэту или его коню. Ансамбль площади со стороны набережной тихо замыкает церковь Александра Невского (1714, барокко) с трапезной и шпилевой колокольней. Рядом на набережной реки стоит внешне не слишком эффектный Шаламовский дом (ул. Сергея Орлова, 15), в котором провёл детство и юность сын местного священника, писатель Варлам Шаламов (1907—1982), автор «Колымских рассказов», а сейчас — коллекция русского и западноевропейского искусства и музей писателя. Символом музея является лиственница, доставленная с Колымы. Обратите внимание также на пристань Соборная горка, откуда вы можете отправиться на катере к Прилуцкому монастырю (в 12, 15 и 19 часов).

Ну, а наша экскурсия по Вологде проходит по набережной мимо шаламовского дома, а потом налево на Ленинградскую улицу. По левой стороне будет Архиерейский сад с двумя прудами, а на правой — первый значительный участок знаменитых вологодских деревянных домов XIX века. Таковых два подряд: дом Орлова (Дом актёра, № 4) и трёхэтажный дом купца Засодимского (№ 6, 1852), в котором вы можете посетить Музей «Мир забытых вещей», рассказывающий об обиходных предметах старины (граммофоны, музыкальная шкатулка) и где на первом этаже восстановлены типичные интерьеры. Сверните тут направо, на кривую улочку Засодимского — в глубине стоит довольно непривычная церковь Варлаама Хутынского (1780) в стиле раннего классицизма петербургского образца с тонким шпилем, а рядом — одноглавая церковь Ильи Пророка в Каменье (1698) и деревянные дома, которые можно назвать шедеврами пропильной резьбы: дом Воробьёва (1910, № 9) и дом Кульчицкой (1832, № 10). Возвращаемся, однако, на Ленинградскую и идём дальше. На углу проспекта Победы стоит старейший деревянный дом Вологды (№ 12, 1790) с мезонином и портиком. Он принадлежал А.А. Засецкому (1717—1784), первому краеведу города.

Идём дальше ещё два квартала. Слева — стадион, потом детский дворец творчества (№ 5), а справа — ещё один шедевр деревянного зодчества, дом городского головы Волкова (№ 28, начало XIX века, ампир), ныне музыкальная школа. Далее поворачиваем налево на Октябрьскую улицу и продолжаем обходить бывший кремль по границам его стен. Через квартал мы увидим Вологодский театр для детей и молодёжи (№ 2), справа остаются три интересных дома: бывший губком РКП (б) (№ 11), музыкальная школа (№ 15) и дом Галкина (1868, № 17). Но нам налево на Мальцева, а потом направо на Благовещенскую. На углу этих улиц слева стоит дом Дружинина (№ 16/29), а наискосок от него — дом Бутыриной (№ 22, 1902), ставший символом Вологды, после того как в 1976 году «Песняры» спели песню про «Вологду-гду», в которой фигурировал дом с резным палисадом. Палисады — это узкое пространство перед домом, где обычно сажают цветы, которые, впрочем, не совсем типичны для Вологды. Рядом — слегка руинный, но очень интересный по архитектуре дом Кирхогланина (№ 20, 1910). Мы подходим к улице Батюшкова и можем при желании заглянуть налево, в музей-квартиру человека, именем которого улица названа (№ 2). Поэт Константин Батюшков (1787—1855) — культовая для Вологды фигура, был поэтическим наставником Пушкина, прошёл Отечественную войну, но в 1822 году сошёл с ума и оставшиеся годы жизни прожил как раз здесь, на родине, в угловой комнате на верхнем этаже дома своего племянника. Рядом к дому Батюшкова пристроен корпус Мариинской женской гимназии (1896, архитектор А.Н. Иоссе), перед которым сохранились два фонаря XIX века. Напротив — городской рынок. Идя по Благовещенской дальше, мы видим слева ЦУМ (№ 4), за ним ТЦ «Прага», потом пересекаем сначала оживлённую улицу Мира, а потом и речку Золотуху.

За ней начинается т.н. Нижний Посад — район, который начал развиваться в Вологде при Екатерине II. Поворачивайте направо, на улицу Марии Ульяновой. Называется она так не случайно — здесь младшая сестра Ленина в 1912—1914 годах отбывала ссылку. Через квартал мы пересекаем улицу Герцена, где ходят троллейбусы. Справа мы видим большую громадину Дома Советов (вологодская областная администрация 1980-х годов) — одно из самых интересных властных зданий в российской провинции, а за ним — отреставрированный донельзя домик-музей под названием «Вологодская ссылка» (ул. Марии Ульяновой, 33). Тогда Вологду называли «подстоличной Сибирью», кроме Сталина и Марии Ульяновой здесь в ссылке были Вячеслав Молотов, Николай Бердяев, Борис Савинков и Луначарский с Богдановым. Главный экспонат музея — восковая фигура молодого Сталина.

Идём по Герцена дальше, слева будет площадь Дрыгина, названная в честь секретаря обкома брежневских времён, где сосредоточены помимо областной администрации все остальные властные структуры Вологды (правительство, городская дума, ФСБ, арбитражный суд и УФНС). Отсюда нам два квартала до очередного средоточия вологодского деревянного зодчества — там стоят подряд и напротив друг друга четыре деревянных дома. Справа — просто жилой дом (№ 38, 1825, 1880) и дом Ситникова (№ 36, 1868), где на втором этаже работает музей, посвящённый поэту Николаю Рубцову (1936—1971) и композитору Валерию Гаврилину (1939—1999), которые оба родились в Вологде. И если Батюшков — это звезда вологодской поэзии XIX века, то Рубцов с полным основанием может претендовать на это звание в XX веке. Прожил он недолго, его по пьянке задушила жена, начинающая поэтесса Людмила Дербина (в 1970-х годах она отбыла наказание в 7 лет лишения свободы). Напротив же — зелёный дом Левашова (1829, № 37) и дом Пузан-Пузыревского (1831—1868, № 35), где располагается Музей дипломатического корпуса. Он вскрывает малоизвестные страницы истории, когда с февраля по июль 1918 года в Вологде пребывали 11 посольств, эвакуированные из Петрограда. Конкретно в этом доме было посольство США, и посол Дэвид Роуленд Фрэнсис был неформальным руководителем всех иностранных дипломатов. Музей частный, основанный историком Быковым, занимает две комнаты.

На следующей Зосимовской улице поворачиваем с Герцена налево и на правой стороне видим ещё один деревянный шедевр — дом Карла Цеха (№ 73, конец XIX века, эклектика). Через два квартала мы приходим к одной из главных улиц Вологды — Советскому проспекту, бывшему Московскому тракту. Теперь нам налево, и мы таким образом полностью замкнём кольцо прогулки. Идя по Советскому, можно ненадолго завернуть налево, на улицу Галкинскую, там небезынтересная достопримечательность Вологды — костёл Воздвижения Святого Креста (1913, архитектор И. В. Падлевский, модерн), который переоборудован в ресторан.

Вскоре мы выходим к длинной площади Революции — центру бывшей губернской Вологды. Большую часть её территории занимает сквер. Справа стоит Вологодский государственный драматический театр (1974), а в сквере — церковь Иоанна Предтечи в Рощенье (1710—1717) с соответствующей по времени росписью ярославской артели. В этом же сквере вы увидите мемориал «Вечный огонь» (1976) и памятник героям Гражданской войны (1977). Сквер популярен и удобен для посиделок. Слева же идёт ряд домов: дом Соковикова (№ 20, начало XIX века), дом Юшина (№ 14, 1870-е), ныне библиотека, неоготическая часовня Арсения Комельского (№ 10, 1903), превращённая в кафе, доходные дома купца Самарина (№ 16, 16а, 16б), в одном из которых отбывала ссылку Мария Ульянова. В доме 16а (он чуть в глубине квартала) развёрнут Музей купеческого быта конца XIX века (самовары, пряники, школьный кондуит и пр.).

На правой стороне площади, с дальней стороны сквера на улице Лермонтова стоит здание с закруглённым фасадом и колоннами — это бывшее Дворянское собрание (№ 21, 1780), ныне филармония. Внутри сохранились широкая мраморная лестница и пять старинных бронзовых люстр. В своём дальнем конце площадь сужается и переходит в Каменный мост через речку Золотуху, чтобы потом выйти на улицу Мира, где мы начинали маршрут. У площади свой архитектурный ансамбль конца XIX века, самой яркой составляющей которого является огромное здание гостиницы «Золотой якорь» (1868—1875, № 6), хозяин которой купец Брызгалов после революции выбросился из окна гостиницы, слева же — бывшая городская дума с башенками (Советский пр., 2), ныне музыкальная школа № 1.

Что ещё посмотреть в Вологде:
Подписывайтесь на новости сайта!
 
    Рейтинг@Mail.ru
Работает на Amiro CMS - Free