сайт о путешествиях
Главная  /  Россия  /  Самара

Достопримечательности Самары


В смысле достопримечательностей Самара уступает как Казани, так и Нижнему Новгороду — городам, вполне сравнимым по населению и инфраструктуре. Тем не менее исторический центр Самары весьма выражен и отличается повышенным количеством особняков стиля модерн начала XX века (с эркерами и башенками). Далее — картина более хаотичная, в Самаре могут соседствовать довольно элитно выглядящие дома с трущобным частным сектором, на окраинах — обширнейшие промзоны. Город расположен на Волге, на внешней, левобережной стороне излучины Самарская Лука, между устьями рек Самара и Сок. Самара большая (50 x 20 км) и делится на 9 районов (4 центральных и 5 окраинных).

История Самары типична для Нижнего Поволжья. Сначала на месте нынешнего города было ордынское поселение, и его, кстати, посетил в 1357 году московский митрополит Алексий и предрёк существование большого города. Но реализовалось это только в 1586 году в качестве крепости Самарский городок на новоприсоединённых землях во время правления царя Фёдора под руководством алатырского воеводы князя Григория Засекина. Самара-городок превратилась в плацдарм для продвижения на восток и юг — в степи Казахстана и Башкирию. В XVII—XVIII веках Самара, как и остальные области Средней и Нижней Волги, пережила восстания Разина и Пугачёва. Губернский статус город получил в 1850 году и пережил бурный рост, связанный с хлебной торговлей и ростом промышленности (хотя и не смог тогда догнать соседние Казань и Саратов).

Пешеходная экскурсия по Самаре

Начнём маршрут с главных ворот города — железнодорожного вокзала Самары (2001, архитектор Юрий Храмов). Это самый высокий в Европе и наряду с Челябинским самый современный и «фасадный» вокзал России. Это высоченный небоскрёб со шпилем высотой 86 метров и смотровой площадкой (купол с балконом, откуда видно всю Самару). На втором этаже вокзала располагается исторический музей Куйбышевской магистрали. На привокзальной площади расположено здание управления Куйбышевской железной дороги (1925—1927, архитектор Пётр Щербачев). Здесь много троллейбусов и автобусов, но нам надо пройти чуть вперёд, на трамвай № 1. На нём мы поедем в центр по улице Красноармейской до остановки «Галактионовская» и пройдём немного вперед по ходу движения.

Справа нам откроется площадь Куйбышева (будущее метро «Театральная») — огромная по размерам, и если считать боковые скверы (17,4 га), то она первая в Европе и пятая в мире. На площади стоят памятник Валериану Куйбышеву (1938, скульптор Матвей Манизер) и Театр оперы и балета (1936—1938, архитекторы Каценеленбоген и Ной Троцкий). Театр примечателен тем, что 5 марта 1942 года там состоялось первое исполнение 7-й симфонии Шостаковича (со знаменитой «немецко-фашистской темой»). Слева на площадь выходит Дом офицеров Приволжско-Уральского военного округа (1930, архитектор Пётр Щербачев, конструктивизм), в комплексе со зданием собственно штаба округа и его музеем (ул. Шостаковича, 1). Проходим от площади по улице Шостаковича квартал налево и выходим к крайне интересному объекту, правда, совершенно незаметному внешне. Это бункер Сталина (ул. Фрунзе, 167). Он расположен во дворе Академии культуры на правой стороне улицы Шостаковича. До революции здесь размещалась канцелярия самарского губернатора, а потом обком партии. Сам бункер был построен в 1941 году московскими метростроевцами и донбасскими шахтёрами после принятия решения об эвакуации госучреждений из Москвы в Самару.

Мы вышли на площадь Чапаева — лучшую парадную картинку Самары. Здесь находится архитектурная достопримечательность Самары — красный теремок-замок Театра драмы им. Горького (1888) и стоит памятник чапаевцам (1932, скульптор Матвей Манизер, архитектор Иосиф Лангбард), который можно признать одним из лучших образцов советской монументально-героической скульптуры. За театром открывается красивый вид на Волгу и справа — на кирпичные корпуса Жигулёвского пивзавода. В 1914 году в России был введён «сухой закон», завод остановили, а самого Вакано по подозрению в шпионаже приобщили к австрийским пленным в Бузулуке. После революции сыновья Вакано взяли у советских властей завод в аренду, но просуществовало это недолго.

В старой Самаре две центральные улицы — параллельные Волге и друг другу — Куйбышева и Фрунзе. Выйдя из Струковского сада, мы можем наблюдать напротив его ограды по улице Куйбышева триумфальную визитную карточку самарского модерна в виде троицы особняков: дом предводителя дворянства Наумова (№ 151, 1905, архитектор Щербачев) в стиле итальянского ренессанса, в 1941—1943 годах бывший посольством Великобритании в СССР, бывший Крестьянский банк (№ 153, 1912, архитектор фон Гоген) в стиле северный модерн и здание Общественного собрания (№ 157, архитектор Вернер). А следующий квартал открывает дом Промышленности, огромное здание в стиле конструктивизма (№ 145, 1936, архитекторы Сухов и Клочков). Здесь заворачиваем налево на Красноармейскую и через квартал оказываемся уже на трамвайной улице Фрунзе.

Перекрёсток совершенно замечательный. На дальнем правом углу — «Особняк-музей Курлиной» (ул. Фрунзе, 159, 1900—1903, модерн, архитектор Александр Зеленко). Здание построено самарской купчихой Сандрой Курлиной и украшено изразцами, лепниной и коваными чугунными решётками в виде бабочек. Алексей Толстой, выросший неподалёку, называл дом в своих «Хождениях по мукам» «нелепо роскошным». В 1941—1943 годах тут находилось посольство Швеции. Внутри 22 комнаты, также блистающие изразцами. Много интересных вещей: мебель графа Орлова-Давыдова, дуэльные пистолеты, телефон фирмы «Эриксон», кассовый аппарат. А в подвале находится экспозиция «Самара, 1918 год». Тут четыре месяца находилась контрразведка белочехов, и представлена стена с выбоинами от пуль и надписями красных узников.

Рядом с особняком Курлиной стоит ещё один символ Самары — католическая церковь Пресвятого Сердца Иисуса (№ 157, 1902—1906, архитекторы Фома Богданович, Александр Щербачев), которая со своими двумя симметричными 47-метровыми острыми башнями была и есть высотной доминантой центра города назло всему православному большинству. Внутри скромное и очень современное убранство, есть орган, проводятся концерты. За костёлом — музей-усадьба писателя Алексея Толстого (№ 155 б). Этот дом, построенный в 1882 году, принадлежал Алексею Бастрому, отчиму писателя, а после революции стал сборищем коммуналок.

Дальше на этой же стороне — новая православная церковь иконы Державная (№ 151, 2008) в византийском стиле. Доходим до улицы Льва Толстого и видим ещё один архитектурный шедевр — филармонию, построенную как театр-цирк «Олимп» (№ 141, 1907, модерн) и полностью реконструированную в нулевые годы. Напротив — Дом-музей Фрунзе (ул. Фрунзе, 114), где полководец жил в 1919 году.

Здесь уходим направо и возвращаемся на улицу Куйбышева. Она по своему архитектурному оформлению достойна и Москвы, и Петербурга. На правом углу — дом Дунаева (№ 135, 1879, архитектор Александр Горнвальд), дальше, если возвращаться к Струковскому саду, городская администрация (№ 137) и замок-особняк Клодта (№ 139, 1898, Александр Щербачев), в котором располагается Детская картинная галерея, насчитывающая 11 тысяч работ детей разных стран, а напротив Самарская городская дума (№ 124). Если спуститься прямо по улице Льва Толстого, придёте к тихой староверской Казанской церкви (1916). Но нам всё же налево. Квартал до Некрасовской подарит нам следующее: на правой стороне — здание Госбанка (№ 112, 1899, архитектор Александр Щербачев) и угловое Самарское музучилище им. Шаталова (№ 102, 1902), на левой — школа № 15, бывшее управление железных дорог или дом Поплавского (№ 125, 1902, архитектор Александр Щербачев).

Следующий участок — самый интересный и насыщенный. Слева — ещё один инородный храм в православном городе, лютеранская кирха Св. Георга (№ 115, 1865, архитектор Вервик), которая была построена для поволжских немцев в готическом стиле. Вообще, изначально хотели строить католическую церковь, но в 1863 году в связи с восстанием в Польше, по согласию спонсора Аннаева участок передали более благонадёжным немцам. Рядом дом Ясенкова (№ 113) и гостиница «Жигули-Бристоль» (№ 111, 1903, архитектор Квятковский), а напротив — Самарский художественный музей (ул. Куйбышева, 92). Основу коллекции составляют полотна самарских художников XIX—XX веков, есть также подборка русского авангарда начала XX века. На углу улицы Ленинградской нас ждут главпочтамт (№ 82) и ТЦ «Молот» (№ 84). Ближний левый угол занимает здание промышленного банка (№ 97). Далее справа — особняк Белоусова в мавританском стиле (№ 72, 1898, архитектор Александр Щербачев), и мы выходим на центральную в старой Самаре площадь Революции. Здесь стоит памятник Ленину (1927), и смотрит он прямо на здание, где молодой Ульянов работал в окружном суде (№ 60, 1870, архитектор Засухин). Примыкающий к зданию суда двухэтажный дом — редакция газеты «Самарский вестник» (№ 73), где печатались Ленин и Плеханов. Дом № 81 — это аптека, где жил весной 1919 года знаменитый генерал Дмитрий Карбышев.

Отсюда идём направо по улице Венцека — классическому спуску к Волге. Франциск Венцек был пленным чехом, который в годы Гражданской войны руководил большевистскими кружками, в уличном бою в 1918 году был схвачен соотечественниками-белочехами и замучен. Обратите внимание на боковой улочке Степана Разина слева на Вознесенскую церковь (№ 78, 1848), а на следующей улице Алексея Толстого справа — на Самарскую историческую мечеть (№ 61, 1891), построенную симбирским фабрикантом Тимербулатом Акчуриным. У самого выхода на набережную стоит часовня Святителя Алексия (1890, Александр Щербачев), восстановленная в 1998 году.

Пешеходная часть маршрута здесь будет закончена. Но если вам возвращаться на вокзал, то можете продолжить знакомство с достопримечательностями Самары из окна троллейбуса № 16. Он, сделав небольшой крюк, провезёт вас через Хлебную площадь (сюда же можно приехать на трамваях № 1, 3 и 5 по ул. Фрунзе), которая знаменует собой как бы южную окраину старой Самары. На первый взгляд место не очень уютное, но запоминающееся. Именно здесь построили первую самарскую пограничную крепость и в 1996 году реконструировали её деревянную башню. Впечатляют хлебная биржа (1898, архитектор Александр Щербачев) и крупный элеватор (1916, инженер Петров). Затем вы поедете сначала по улице Алексея Толстого, где на углу с улицей Комсомольской будет Самарский военно-медицинский институт (№ 33) — это бывшее реальное училище, где учились нобелевский лауреат химик Николай Семёнов и революционер Глеб Кржижановский, а напротив, в доме № 38, в женской гимназии в 1889—1893 годах училась сестра Ленина Мария Ульянова. Троллейбус заворачивает направо, и обратите внимание на угловой дом Шихобаловых с атлантами (№ 39, 1901, архитектор Щербачев) — там должна скоро открыться экспозиция «Художественная культура старой Самары».

Через два квартала — ещё один поворот, теперь уже налево к уже знакомой площади Революции. На углу стоит часовня Александра Невского (№ 42, 2001) — храм-памятник погибшим милиционерам, построенный на месте здания Самарского ГУВД, разрушенного пожаром 10 февраля 1999 года. На улице Куйбышева перед площадью Революции тоже несколько красивых домов: Самарское бюро путешествий и экскурсий (№ 44, 1900, архитектор Засухин), бывшая городская дума (№ 48, 1850—1908, архитектор Черноморченко, необарокко), угловой дом Решетова (№ 55, архитектор Зеленко), похожий на теремок дом Кириллова (№ 65). После площади троллейбус ещё попетляет по улицам старой Самары и перед вокзалом выведет уже на улицу Льва Толстого. Как раз на повороте слева будет стадион «Динамо», а справа — Покровский кафедральный собор (1857—1861, архитектор Эрнест Жибер). Потом слева — ДК железнодорожников им. А.С. Пушкина, бывший народный дом (1898, архитектор Филарет Засухин), построенный на средства Альфреда фон Вакано, а на правой стороне — самарский ТЮЗ. Вскоре вы окажетесь на привокзальной площади.

Что ещё посмотреть в Самаре:
Подписывайтесь на новости сайта!
 
    Рейтинг@Mail.ru
Работает на Amiro CMS - Free