сайт о путешествиях
Главная  /  Россия  /  Петергоф

Достопримечательности Петергофа


Самый популярный из дворцовых пригородов Петербурга — Петергоф (29 км к юго-западу от Петербурга, 62 тысячи жителей, в 1944—1997 годах назывался Петродворец). Это прежде всего самые лучшие в мире фонтаны, потом парки, а затем уж и дворцы. Он стал северным Версалем, резиденцией самого шикарного из всех дворцов Российской империи, детищем эпох Петра и Елизаветы, и в нынешней административной системе как бы возглавляет район на южном берегу Финского залива, куда помимо него входят ещё город Ломоносов (Ораниенбаум) и посёлок Стрельна, тоже обладающие своими дворцами и парками.

Как добраться до Петергофа

По направлению от центра Петербурга это Новый, Средний и Старый Петергоф и Университет. Дворец находится в Среднем Петергофе. Из Петербурга через город параллельно ведут железная дорога Балтийского направления и Санкт-Петербургский проспект (проспект ближе к морю), который потом переходит в Ораниенбаумское шоссе. Соответственно, ехать сюда можно электричкой от Балтийского вокзала до ст. Новый Петергоф, ходит раз в час, в пути 45 минут. Оттуда же или от станции метро «Автово» ходят автобусы (днём каждые 15 минут), на автомобиле — по А121. Ходят также «Метеоры» от Дворцового моста, от пристани со львами у Адмиралтейства (ежедневно с 9.30 каждые полчаса, в пути 30 минут), и в этом случае вы прибываете сразу ко дворцу. Но «Метеоры» предпочтительны для пути только туда или только оттуда, иначе вы будете ограничены пределами дворцово-паркового ансамбля и будете вынуждены два раза покупать входной билет. Следует учитывать и то, что «Метеоры» не предполагают палубного обзора Финского залива. Наконец, совсем пафосно можно полететь вертолётом из Петропавловской крепости. На поездку желательно планировать весь день, отправляться утром, а возвращаться вечером, если хотите внимательно осмотреть все достойные достопримечательности Петергофа.

От ж/д вокзала до парка вы можете пойти пешком (20 минут) или поехать на автобусах № 350, 351, 352. Пешком вы идёте по ходу электрички, держась конца большого Александровского парка, потом переходите на Эрлеровский бульвар и приходите к Колонистскому парку. Здесь снова направо, и вы выйдете к Ольгиному пруду с мостиками и островами (он будет слева от вас). Парк был разбит на месте бывшей немецкой колонии, на островах находятся Царицын (1839—1850) и Ольгин (1846—1848) павильоны, построенные в стиле итальянских вилл. Их царь Николай I подарил соответственно супруге Александре и дочери Ольге, во время войны они разрушились и реставрировались только в 2001—2005 годах. Справа от мостика на острова — деревянный и каменный дома Гейрота (1851—1853), у которых стоят львы. Все эти здания построил придворный архитектор Андрей Штакеншнейдер. Обогнув пруд и завернув налево, вы увидите пятиглавый, очень пёстрый Петропавловский собор (1895—1904, архитекторы Николай Султанов и Василий Косяков, псевдорусский стиль), который окружён крытой галереей. Проходим за собором по набережной пруда и мимо двух жёлтых псевдоготических домов майора Трувеллера (1834—1836) выходим на Санкт-Петербургский проспект, главную ось Петергофа. Направо — Петербург, а нам налево, к главному входу в Петергоф. И прогулка — всего лишь хорошая разминка (закуска) перед основным блюдом.

Парк Петергофа

Перейдя проспект, мы заходим в ворота и идём через строго симметричный Верхний сад — чётко стриженные деревья, справа и слева одинаковой геометрической формы лужайки и бассейны. В Верхнем саду 5 прудов, 5 фонтанов и каскад (1714—1724, архитектор Б. Растрелли). Первый круглый бассейн и фонтан «Межеумный», сделан в виде фигуры дракона и четырёх дельфинов. В центре сада, в продолговатом пруду, стоит фонтан «Нептун» (1650—1658), купленный в Нюрнберге — бородатый морской владыка высоко поднял своё копьё. Далее ещё один круглый бассейн и «Дубовый» фонтан. По правой бровке Верхнего сада проходит Правленская улица, там есть несколько маленьких музеев. В самом начале — Музей восковых фигур (№ 12), в середине — Музей игральных карт (Кавалерские корпуса, № 4, 1799-1801, архитектор Броуэр) — 6 тысяч колод со всего мира, в том числе таро, прямо напротив него — Музей коллекционеров с собранием русской живописи (№ 11), в конце у дворца — Музей императорских велосипедов (в настоящее время закрыт на реставрацию) и Музей семьи Бенуа в одном из фрейлинских корпусов. Собственно, патриарх семьи Николай Бенуа (1856—1928) и построил в 1853—1858 годах эти корпуса в стиле необарокко и был главным архитектором Петергофа. Его сыновья Александр и Альберт стали художниками, а Леонтий продолжил славу отца. В левой пристройке к дворцу находится музей «Особая кладовая» (ул. Разводная, 2) — ювелирные изделия Фаберже, в том числе пасхальные яйца, коллекция царской мебели и фарфора). Но заходить в Нижний парк и дворец нужно справа от дворца, у фрейлинских корпусов.

Дворец Петергофа

Строительство главного дворца Петергофа проходило в несколько этапов: при Петре I в 1714—1723 годах появилась центральная часть дворца и некоторые фонтаны (архитектор Иоганн Браунштейн, Михаил Земцов, садовник Жан-Батист Леблон и автор проектов фонтанов Никколо Микетти). Полная перестройка дворца осуществлялась в 1745—1755 годах по проекту Бартоломео Растрелли «под Версаль» по приказу императрицы Елизаветы в стиле барокко. Длина обращённого к морю фасада дворца — 268 метров, всего 30 залов, авторы интерьеров — Растрелли и его ученик Юрий Фельтен. Посетить дворец без парка не получится. А вот дворец может быть закрыт, но парк открыт ежедневно с 9 до 19. Кроме того, отдельно оплачиваются входы в некоторые павильоны парка.

Перейдём к интерьерам Петергофа. Парадная лестница (1751) волею Растрелли находится не в центре дворца, а в его дальнем конце. Сразу обратите внимание на классический, характерный для Растрелли декор — золочёная резьба по дереву. Обильно присутствуют также кариатиды, скульптуры, вазы, лепнина и барельефы.

Поднявшись по парадной лестнице, вы поворачиваете налево и оказываетесь в Танцевальном (Купеческом) зале. Следующий, Чесменский зал носит название в память о сражении с турками и украшен 12 картинами на эту тему (1771—1773). К нему слева примыкает Голубая приемная (канцелярская), названная по цвету обитых шёлком стен. Но вам направо, в Большой тронный зал (интерьер Юрия Фельтена, 1778), начинающий анфиладу комнат второго этажа. Там снова картины, парадные портреты монархов, центральное место среди которых занимает конный портрет Екатерины II (1762, В. Эриксен), у которого стоит красный бархатный трон Петра I, сделанный по заказу Меншикова. Следующий небольшой Аудиенц-зал сохранил интерьер Растрелли — опять золочёная резьба по дереву, зеркальные рамы, плафон «Освобождённый Иерусалим». Отсюда налево — в Белую столовую, там интерьер уже работы Фельтена (1775), и упор сделан на лепнину (амуры с плодами и цветами, охотничьи трофеи, музыкальные инструменты). Выставлен «Веджвудский сервиз» из кремового английского фаянса, приобретённый Екатериной II в 1779 году. Дальше начинаются дворцовые покои, и вы входите в ту часть дворца, которая существовала изначально при Петре I. Там два Китайских кабинета (Западный и Восточный) в модном в начале XVIII века псевдокитайском стиле «шинуазри»: лаковые ширмы, миниатюры, панно, фонари на потолках.

Кабинеты отличаются цветом убранства (в одном оно — золотистое, в другом — малиновое). Между кабинетами — Картинный зал с окнами-дверями и балконом с классическим петергофским видом на Морской канал и фонтаны. Здесь большой плафон и шпалеры с портретами девушек (Пьетро Ротари). После этого вы попадаете в женскую половину дворца, последовательно проходите Куропаточную гостиную (Будуар) с лионской тканью на стенах, Коронную (или опочивальню), Диванную комнату. Дальше анфилада сужается и идёт череда маленьких комнат: туалетная, кабинет императрицы, штандартная, кавалерская (с малиновым убранством). В углу дворца — Большая голубая гостиная с парадными портретами царей, печь с изразцами. За столовой — Секретарская, обитая зелёным шёлком. Отсюда можно возвращаться назад и с чистой душой направляться в Нижний парк.

Фонтаны Петергофа

А по парку от Морского канала можно пойти налево или направо по Марлинской аллее, которая тянется параллельно берегу (в обоих случаях до конца парка придётся идти около 1,5 км). Можно спорить, какая сторона интереснее, многие сходятся, что всё-таки правая, восточная. Однако мы советовали бы при хорошей физической форме сходить в обе стороны. На одинаковом расстоянии от канала по обе стороны стоят два симметричных фонтана: слева «Ева», справа «Адам» (1717, проект Микетти). Дальше в левой стороне парка на центральной аллее вас ждёт Львиный каскад (1854—1855) из 12 фонтанов со статуями львов, который был восстановлен позже всех. От него направо дорожка приведёт к двухэтажному дворцу Эрмитаж (1721—1725), который был построен для пирушек Петра I в узком кругу на берегу моря. На втором этаже там картины европейских художников XVIII века (открыт с 10.30 до 18). А идя по центральной аллее, вы в конце концов приходите к пруду, и слева на просторной площадке бьют два симметричных Менажерных фонтана, а за ними — каскад «Золотая гора» (1721—1732). Ансамбль пруда и каскада подчёркивает скромный маленький дворец Марли (1720—1723). Внутри — Чинаровый и Дубовый кабинеты, отделанные соответствующими деревянными панно, кафтан Петра I, его книги и посуда, картины фламандских художников. За дворцом парк заканчивается, но через канал можно попасть в сад Бахуса, где в петровские времена была неудачная попытка создать питерский виноград, и стоит любопытный памятник «Петр I с Людовиком XV на руках» (2003, скульптор Н. Карлыханов). Такой эпизод реально был в истории — в 1717 году император приехал в Париж и в порыве экстаза схватил малолетнего тогда французского короля на руки с возгласом «Всю Францию держу в руках!».

Что ещё посмотреть в парке Петергофа

В восточной правой половине парка от фонтана «Адам» направо можно дойти до здания Оранжереи (1722—1724) с фруктовым садом и фонтаном «Тритон» (1726). От него идём налево и попадаем к самому красивому после Большого каскада фонтану Петергофа — «Шахматная гора» (1739) с мраморными статуями античных богов. В комплексе с каскадом находятся два Римских фонтана в виде громадных мраморных чаш на пьедесталах. От «Шахматной горы» к морю ведёт аллея, которая приведёт к ещё одному памятнику Петру I (скульптор Марк Антокольский, восстановлен после утраты). Рядом — забавные фонтаны-шутихи» под названием «Зонтик» и «Дубок», фонтан «Солнце» (1724, архитектор Микетти) и стеклянные вольеры с попугаями и прудом с лебедями (вход отдельно). Аллея приводит к дворцу Монплезир (1714—1723, внутрь пускают кроме пн. и ср.), стоящему на берегу моря — такое название «моя услада» придумал для него сам Пётр. Рядом — Екатерининский корпус и Банный корпус (1866, архитектор Ганн), экспозиция которого рассказывает о гигиенических нюансах жизни царей XVIII века. Около Монплезира — смотровая площадка с видом на Финский залив. А самый дальний фонтан парка — «Пирамида» (1721—1723), который скорее похож на водяную ёлку.

Что ещё посмотреть в Петергофе:
Подписывайтесь на новости сайта!
 
    Рейтинг@Mail.ru
Работает на Amiro CMS - Free