сайт о путешествиях
Главная  /  Россия  /  Киров

Достопримечательности Кирова


Город Киров (основан в 1181 году, 465 тысяч жителей, 896 км к северо-востоку от Москвы, 409 км к северу от Казани) — «меховая» и «торфяная» столица России. Киров нельзя назвать ни жемчужиной Поволжья, ни Русского Севера, но это город удивительно органичный для своего промежуточного положения — в нём полностью наличествуют все архитектурные особенности соседних регионов, и он может претендовать вообще на роль столицы русской северной провинции, если, скажем, лавры южного провинциального угла отдать Тамбову или Пензе. Города роднит ещё и сквозящая во многих деталях бедность. В отличие от западных земель на той же широте Вятка никогда не была владением Новгорода, да и Москва утвердилась здесь только в 1459 году, а до того сюда то и дело сбегали изгнанные из Суздаля и Нижнего Новгорода князья. При Екатерине II город стал губернским и в XIX веке служил в основном местом ссылки: Герцена (1835—1837), Салтыкова-Щедрина (1848—1855), Дзержинского (1898—1899) и, наконец, уже при советской власти — членов семьи Романовых (весной 1918 года).

что посмотреть в кирове фото киров достопримечательности кирова зимой
один день в кирове экскурсия по кирову маршрут по кирову
какие достопримечательности в кирове пешеходная экскурсия по кирову старинный киров вятка

Промышленный потенциал города сформировался во многом в годы ВОВ за счёт эвакуации заводов из Москвы и Ленинграда. Киров стоит на реке Вятке и занимает оба её берега, хотя и очень неравномерно. Если высокий левый берег — это центральная часть, где расположены основные достопримечательности Кирова, то правый пологий — всего лишь маленькая Дымковская слобода. Город окружён лесами, хотя они и не представляют собой сплошную тайгу. Приехав в Киров, вы неминуемо обратите внимание на большое количество краснокирпичных домов XIX—XX веков в псевдоготическом и модерновом стиле (в основном их строил местный архитектор Иван Чарушин). Неплохо сохранилась и более древняя историческая застройка (провинциальный классицизм стыка XVIII—XIX веков, и это в основном архитектор Фёдор Росляков). Город имел в своей истории три имени: в 1181—1374 годах он назывался Хлынов, потом его переименовали по названию реки в Вятку, а сразу после смерти Кирова в 1934 году он стал Кировом, каковым продолжает оставаться по сей день. Хотя Киров родился в другом городе, Уржуме и в губернской Вятке вообще ни разу не был. А помимо трёх официальных имён в истории имеет ещё и одно выдуманное. Не понаслышке знакомый с городом Салтыков-Щедрин со свойственной ему ироничной категоричностью нарёк его городом Глуповом.

Пешеходная экскурсия по Кирову

В Кирове три главных улицы-магистрали, которые параллельны друг другу и Вятке: Октябрьский проспект, улица Карла Маркса и улица Ленина. По Октябрьскому проспекту ходит троллейбус № 3, по Маркса — троллейбус № 1, по Ленина — троллейбус № 5. Рельеф в центре Кирова пересечённый, улицы довольно часто то поднимаются, то опускаются — Киров, подобно Москве и Риму, стоит на семи холмах.

В Киров вы наверняка приедете на поезде. Самолёты здесь непопулярны, автобусом вы можете более-менее комфортно доехать только от Казани, а навигации на Вятке (хоть она и была в 1874—1990 годах) нет. Архитектурно не выделяющийся практически ничем ж/д вокзал в Кирове (1902) полностью соответствует статусу города. Отправляемся отсюда по Октябрьскому проспекту (либо пешком, либо на троллейбусе № 3), главной оси города, вытянувшейся на 8 км и делящей город на старую и новую части: слева от вас будет новый Киров, справа — старая Вятка. Застроен проспект однообразными сталинскими и хрущёвскими домами, официальными учреждениями, вузами и даже заводами. Надо сказать, что Киров славится именно интеллектуальными производствами, и все заводы здесь довольно уютны и вписаны в городской ландшафт таким образом, что особо не выделяются. Вы проезжаете вскоре по левую руку большой парк им. Кирова, где есть пруды, цирк (1977) и музейно-выставочный центр «Диорама» (ул. Горького, 32). Диорама однозначно заслуживает посещения — там представлена картина «Вятка, 1917 год», где показаны уличные беспорядки 1 декабря 1917 года, когда в Вятке устанавливали советскую власть. Перекрёсток улиц Ленина и Дрелевского, где всё это происходило, во многом сохранил свой исторический облик. Поэтому можно сравнить диораму и «живую картинку». Но в каком порядке это делать, решайте сами. Кроме диорамы, можно посмотреть коллекцию церковной одежды и утвари, костюмов и интерьер лавки конца XIX века. Сразу после парка — один из центральных транспортных перекрёстков Кирова (с улицей Воровского). Там находится ЦУМ и стоит памятник Кирову (1966, скульптор Г. Е. Арапов), который как бы заманивает всех в город, призывно махая рукой.

Выйдя на остановке ул. Молодой Гвардии, проходим по проспекту чуть вперёд и около большой хрущёвки (№ 74) заворачиваем направо, на улицу Герцена. Через квартал заглянем налево, на улицу Дерендяева, чтобы увидеть там первое на нашем пути здание, построенное архитектором Чарушиным — Александровский католический костёл (1899—1903). Переходим далее улицу Либкнехта и справа видим областную научную библиотеку им. Герцена (№ 50, 1795) — один из старейших домов Вятки, в котором библиотека была открыта аж в 1836 году по инициативе ссыльного Герцена. Но нам по Либкнехта налево, и вскоре уже выходим на Театральную площадь — главную в Кирове. Там вы увидите стандартный для многих городов России Дворец Советов (1937—1949, архитектор И.Громаковский, Н.И. Козлов), который занимает областная администрация, с другой стороны — не менее стандартное здание драматического театра (1939, архитекторы И.Г. Бугров, А.Н. Фёдоров), а в центре — совсем уж неизменный для областного центра памятник Ленину (1970). Всё это обрамляется жилыми «сталинками» и двумя корпусами Вятского государственного университета.

В ближнем правом углу площади находится Художественный Музей им. братьев Васнецовых (ул. Карла Маркса, 70), который, собственно, Виктор и Аполлинарий Васнецовы в 1910 году и открыли. Установлен им памятник (1992, скульптор Орехов, архитектор Хаджибаронов). Музей занимает особняк купца Репина (1815, архитектор Михаил Анисимов) и ещё одно, специально построенное в 1992 году здание (архитекторы В. Борцов, В. Кропачёв), похожее на павильон московской станции метро. Вы можете осмотреть внутри иконы, изделия вятских народных промыслов (резьба по дереву, лицевое шитьё, дымковская игрушка), картины передвижников (Перов, Шишкин, Васнецов, Репин, Суриков), местного художника Николая Хохрякова и неплохую подборку западноевропейцев XV—XIX веков (в том числе гравюры Дюрера и Фейта).

Дальше проходим от музея маленький квартал по ул. К. Маркса и поворачиваем налево, на улицу Дрелевского (бывшую Спасскую). Это главная историческая улица старой Вятки, и здесь мало что изменилось за прошедшие сто лет. До перекрёстка, изображённого на диораме (Ленина — Дрелевского), ещё три квартала. Идём мимо купеческих особняков, справа видим Кировский театр кукол (№ 22) и скульптурную композицию «Семья» по мотивам дымковских игрушек, слева — серый почтамт в стиле конструктивизм (№ 43, 1930, архитектор Коршунов). Можете при большом желании свернуть на Володарского направо и дойти два квартала до оврага, на берегу которого стоит дом, где братья Васнецовы жили в 1900—1916 годах (№ 116), а по пути свернуть в косой Копанский перекулок, где в доме 4 родился и жил художник Николай Хохряков (1857—1928). Тем не менее, идём по Дрелевского дальше — она тут начинает круто уходить под гору, и вашему взору открывается панорама заречного соснового бора. Справа — дом № 20 (1788—1795, архитектор Росляков), где сейчас суд, а раньше на службу ходили Салтыков-Щедрин и Герцен. По легенде, именно здесь поселился не умерший император Александр I в 1825 году под именем Фёдора Кузьмича. Потом судьба занесла его в Сибирь, и подробнее об этой истории вы можете прочитать в статье «Томск». Напротив слева в глубине квартала стоит деревянный особняк Жмакиной (№ 41 а, 1815), или дом Витберга, который сломан, но ожидается его реконструкция. На углу следующей улицы Свободы — бывший особняк купца Клабукова, в котором позднее жил главный конструктор танка Т-34 М. И. Кошкин (№ 31, 1806, архитектор Росляков). Слева на улице Свободы вы видите Царево-Константиновскую церковь (1778), справа — Вятская мужская гимназия (№ 76, 1905, архитектор Чарушин), в которой учился будущий отец русской космонавтики Циолковский. Следующий квартал отмечен несколькими интересными домами. Справа — классический дом Машковцева (№ 12, гимназия, 1796—1841, архитекторы Ф.М. Росляков и М. А. Анисимов), потом в глубине квартала — неожиданно мрачно-средневековый дом Аверкия Перминова (1755, № 10а). На левой стороне — Сбербанк России (№ 27, 1913, Чарушин).

Ну, и наконец мы на центральном перекрёстке Кирова (Дрелевского и Ленина), который изображён на диораме. На левом ближнем углу перекрёстка — здание Волжско-Камского банка (№ 19, 1879), на дальних слева — полукруглый дом Аршаулова (1816), в котором располагаются ТЮЗ и краеведческий музей, а справа — краснокирпичный магазин Кардакова (1879). После Ленина начинается пешеходная часть улицы Дрелевского (Вятский Арбат), которая спускается вниз к реке Вятке.

И на углу улицы Большевиков слева мы видим самое впечатляющее творение архитектора Чарушина — дом-дворец Клабукова (1910), где ныне работает музыкальное училище, а задумывался он в своё время как первый вятский супермаркет. Напротив — восстанавливаемая колокольня Спасского собора (48 метров). Справа — бывший стадион «Трудовые резервы» в Засорном овраге, который вошёл в историю тем, что в мае 1968 года там произошёл мощный взрыв пиротехники с многочисленными жертвами. Ныне на его месте скорее пустырь со снесёнными деревянными домами. С одной его стороны — старейшее гражданское здание Кирова, называемое приказной избой (1773—1775). Впрочем, некоторые утверждают, что тут был питейный дом. Так или иначе, это типичные палаты древнерусского образца, превращённые в Музей «Вятские народные художественные промыслы» (ул. Дрелевского, 4 б). Там можно посмотреть дымковскую глиняную игрушку, изделия из бересты и статуэтки из капа (наростов на дереве), кукарское кружево.

А по другую сторону пустыря-оврага — древняя гордость Вятки под названием Успенский Трифонов монастырь, основанный в 1580 году Трифоном Вятским по грамоте Ивана Грозного. Ансамбль монастыря не уступает по красоте многим кремлям и является эталоном стиля вятское барокко. Центром композиции является кафедральный Успенский собор с чёрными куполами (1684—1689), иконостас которого вытянут на всю высоту собора и отличается сложнейшей резьбой. В ансамбль входят также надвратная Никольская церковь (1695), Благовещенская (1728), Трехсвятительская (1730) церкви и корпуса с оградой (XVIII век). В 1990-х годах восстановлены деревянная часовня Трифона Вятского, колокольня и две башни. Есть источник.

От монастыря наш пешеходный маршрут по Кирову идёт налево по набережной Грина (или Верхней набережной), которую от собственно Вятки отделяет крутой спуск, и застроена здесь собственно только левая сторона. Тут тоже весьма старинные здания: Присутственные места (1787—1791, архитектор Росляков) и Преображенская церковь бывшего монастыря (1696). Стоят памятник Александру Грину, восстановленные в 90-х годах деревянные Фёдоровская церковь (1913) и часовня Михаила Архангела (1866), есть мемориальный комплекс погибшим в ВОВ с Вечным огнём и смотровой площадкой. На той стороне Вятки вы можете видеть частные домики Дымковской слободы. Набережная приводит к Александровскому саду, который довольно запущен, но может быть, в этом и его прелесть. Здесь тихо и по-провинциальному уютно. Сад был разбит на мысе между рекой Вяткой и Раздерихинским оврагом по инициативе губернатора, в обустройстве его в 1835—1840 годах принимали участие архитекторы Александр Витберг (чугунная ограда, входной павильон и ворота) и Александр Тимофеев (центральный павильон и береговая ротонда). А Раздерихинский овраг — почти что былинная достопримечательность Кирова. Здесь в 1412 году случилась битва вятичей с устюжанами, вошедшая в историю как «хлыновское побоище». После этого решили каждый год устраивать поминальные мероприятия по этому поводу со свистом и плясками (отсюда слово «свистопляска»). Начинался праздник в часовне с панихиды, потом народ постепенно напивался, горланил песни, свистел в свистульки (на этом возник промысел дымковской игрушки), а завершалось всё кулачными боями. Можно спуститься по полуразрушенной лестнице и на Нижнюю набережную (улицу Пристанскую), но там вы обнаружите совершенную разруху и облупленные старинные здания, в том числе бывший речной порт.

Познакомившись с этим неоднозначным, но по-своему приятным местом, идём прочь от него. Вам нужно пройти сад налево, идя в противоположную от реки сторону. По верхней оконечности сада идёт параллельно набережной Грина улица Большевиков, на которой много старинных домов XVIII—XIX веков, в том числе дом № 79, где в 1835—1837 годах в ссылке жил Герцен. Отсюда ещё квартал до улицы Ленина по улице Халтурина. По ней можно пройти ещё дальше ради церкви Иоанна Предтечи (1717, архитектор Дюссар де Невиль, ул. Свободы, 54 д), которая является отличным образцом вятского белокаменного барокко. Внутри сохранились иконостас, росписи, есть нарисованные окна, в которые видны библейские сцены. Но основной маршрут — налево по улице Ленина. На следующей улице Энгельса можно свернуть направо, в Дом-Музей Константина Циолковского (ул. Энгельса, 16) — там маленький Костя жил в 1868—1873 годах с родителями и учился в гимназии, представлены мебель, предметы быта и физические приборы конца XIX века и экспонаты космической тематики. На углу со следующей улицей Московской стоит архитектурный шедевр под названием гостиница «Центральная» (1937, архитектор Иван Чарушин), построенная на месте уничтоженного Воскресенского собора. Справа на Московской — выставочный центр «Вятская кунсткамера» (ул. Московская, 12 а), где в пяти залах представлены старинные часы, фарфор, фаянс, бытовые предметы, а налево — стоящий в сквере памятник Степану Халтурину (1923, скульптор Н.И. Шильников, архитектор И.А. Чарушин). Этого человека называют клеймом Вятки, он прославился терактом в Зимнем дворце, который императора Александра II не убил, зато погубил массу обслуживающего персонала.

Но идём по Ленина дальше, пересекаем ещё раз знаменитый по «диораме» угол с Дрелевского, пересекаем овраг, и далее слева видим самый красивый дом Кирова — нынешнее управление ФСБ и бывший дом купца Тихона Булычёва (№ 96, 1909—1911, псевдоготика, архитектор Чарушин). Интересна история дома — купец достроил дом, но пожить ему в нём не удалось, ибо наступило разорение, и купец продал дом городу. Напротив, чуть дальше — Дом-Музей Михаила Салтыкова-Щедрина (ул. Ленина, 93). Писатель работал здесь на административной должности, будучи сосланным в Вятку из центра России за вольнодумство. Дальше мы выходим к парку Гагарина, и если пройти его весь, то на той стороне вы увидите последние на маршруте постройки архитектора Чарушина — сначала собор Серафима Саровского (1904—1906), построенный в подражательном узорочном стиле, а обойдя парк по Орловской улице — дом Сычугова (1909, ул. Большевиков, 74). От парка Гагарина вы сможете уехать на троллейбусе (№ 1 идёт до вокзала).

Что ещё посмотреть в Кирове:
Подписывайтесь на новости сайта!
 
    Рейтинг@Mail.ru
Работает на Amiro CMS - Free