Главная  /  Москва  /  Усадьба Люблино  /  Дворец Дурасова

Дворец Дурасова


Этот великолепный дом-дворец был построен в 1801 году, он отличается очень изысканной и оригинальной архитектурой: к мощному центральному объёму-ротонде крестообразно примыкают четыре равновеликих прямоугольных крыла, соединённых лёгкими дугами изящной двухрядной колоннады. Центральная ротонда увенчана куполом, на вершине которого первоначально возвышалась мраморная статуя Аполлона. Эта статуя пострадала во время урагана 1904 года и была заменена копией одного из экспонатов Дрезденского музея, так называемой «Большой Геркулаянкой», восходящей к греческому оригиналу IV века до н.э. «Большая Геркулаянка» была утрачена в 1941 году и восстановлена в 2001-м.

Дом имеет четыре одинаково выразительных фасада и предназначен для обзора со всех сторон. Все фасады украшены изящными барельефами на античные сюжеты. Под дворцом находятся подвалы, в одном из них был устроен калорифер для обогревания помещений, в других, бывших особенно холодными благодаря близости пруда, хранились продукты.

По распространённой легенде, необычная планировка дома — равноконечный крест, наложенный на круг, — была придумана Н.А. Дурасовым и должна была представлять очертания ордена Святой Анны — награды, о которой владелец усадьбы якобы долго мечтал и которую получил лишь при выходе в отставку. Однако эта легенда не имеет под собой реального основания. Показательно, что в соответствии с этой легендой «Большая Геркулаянка», хотя и установленная на крыше дома почти через сто лет после смерти Дурасова, часто принималась за статую святой Анны.

Современники с восторгом отзывались о доме-дворце Дурасова.

Интерьеры дворца

Дом-дворец не был жилым: в нём устраивались балы, торжественные обеды, музыкальные вечера. Здесь находятся три парадных зала: Круглый — в центральной ротонде, Мраморный и Колонный — в северо-западном и юго-западном крыльях. Их высота соответствует двум этажам противоположных крыльев, занятых служебными помещениями. Третий этаж включает в себя верхнюю, подкупольную часть ротонды и четыре небольших примыкающих к ней объёма.

Круглый зал

Центральное помещение дворца — Круглый зал — служил залом для танцев и парадной столовой. Относительно небольшой по площади, он очень высок. Стены расписаны в технике «гризайль», имитирующей архитектурные и скульптурные детали. Стройные колонны, написанные в этой технике, придают залу парадность и торжественность, не загромождая его. Роспись на потолке изображает богиню утренней зари Аврору со свитой, летящую по облакам на колеснице, запряжённой голубями. Предположительно, все росписи дворца были выполнены известным итальянским живописцем-декоратором, работавшим в России, Джеромо (Ермолаем Петровичем) Скотти.

Подлинные паркеты дворца, к сожалению, не сохранились, причём утрачены были совсем недавно — в 1990-е годы, когда во дворце расположилась фирма, торгующая овощами, и устроила здесь склад лука. Паркеты, которые мы видим сейчас, восстановлены реставраторами.

Мраморный зал

Мраморный зал, как и Круглый, использовался для танцев и парадных обедов. Он производит впечатление особенно просторного и светлого благодаря высоким окнам и нежным тонам искусственного мрамора, которым облицованы стены. Над окнами расположены барельефные вставки на сюжеты из античной мифологии. Четыре угловых барельефа представляют собой аллегории времён года. Роспись на потолке — «Пир Вакха на Наксосе», — вероятно, должна была подчёркивать назначение зала, как парадной столовой.

Колонный зал

Своё название зал получил по двум рядам колонн, разделяющих его пространство на три части. Здесь устраивались музыкальные вечера, причём «вечернее» назначение зала подчёркнуто в его оформлении. Потолок расписан звёздами, звёзды присутствуют и в узоре паркета. Переход от стен к потолку украшен четырьмя живописными панно на сюжеты греческих мифов «Артемида и Актеон», «Суд над нимфой Каллисто», «Вакх и Ариадна» и «Триумф Вакха и Ариадны», рассказывающих о возникновении известных созвездий. Один из мифов повествует, что охотник Актеон, заставший богиню Артемиду во время купания, был превращён ею в оленя и растерзан собственными собаками. Эти собаки стали созвездием Гончих Псов. В другом мифе рассказывается, как юная нимфа Каллисто, возлюбленная Зевса, по воле его ревнивой супруги Геры превратилась в медведицу и была вознесена на небо в образе созвездия Большой Медведицы. Третий миф посвящён истории критской царевны Ариадны, которая, выходя замуж за бога виноделия и веселья Вакха (Диониса), получила в подарок на свадьбу драгоценный венец, теперь сверкающий на небе в виде созвездия под названием Венец Ариадны.

Стены Колонного зала покрыты росписями с изображением парковых пейзажей, зрительно сливающимися с пейзажами, которые видны за окнами. Эти росписи совершенно уникальны: в них запечатлён люблинский парк, каким он был в начале XIX века.

Колонный зал отличается замечательной акустикой. Сейчас здесь регулярно проводятся концерты старинной музыки.

Верхние помещения

Помещения второго и третьего этажей, куда можно подняться по лестницам, находящимся в юго-восточном и северо-восточном крыльях дворца, использовались в качестве служебных. В настоящее время на третьем этаже размещены небольшие тематические экспозиции музея.

Вид из огромных, полуциркульных окон, расположенных под самым куполом ротонды, сейчас заслоняют разросшиеся деревья. В старину же отсюда открывалась широкая панорама окрестностей.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free