Главная  /  Москва  /  Парк Кузьминки

Парк Кузьминки


С давних времен местность, где сейчас находится парк Кузьминки, была покрыта густыми лесами, а по течению лесной речки Чурилихи (иначе Голедянки) стояли мельницы, одна из которых, по преданию, принадлежала мельнику по имени Кузьма. Она-то и положила начало селу, получившему название Кузьминки. Эта мельница существовала уже в начале XVII века. В Смутное время она была разрушена — об этом свидетельствует запись в писцовой книге 1623—1624 годов, в которой упоминается «пустошь, где была Кузьминская мельница». Память о мельнице оказалась очень стойкой: и сейчас в Кузьминках показывают место, где она стояла, а название «Мельница» закрепилось за усадьбой наряду с основным названием и употреблялось вплоть до начала XX века.

В XVII столетии эта местность принадлежала Симонову и Николо-Угрешскому монастырям, а в самом начале XVIII века перешла к Григорию Дмитриевичу Строганову. К тому времени ему принадлежало 20 городков-крепостей, несколько сотен сёл и деревень, а площадь его земельных владений превышала размеры среднего европейского государства. С воцарением Петра I Г.Д. Строганов стал его верным сторонником и помощником, он не раз снабжал царя деньгами, обеспечивал русскую армию различными припасами во время Северной войны. В благодарность Пётр пожаловал Г.Д. Строганову земли под Москвой, в число которых входили Кузьминки.

В 1722 году Пётр I, возвращаясь из победного Персидского похода, остановился в усадьбе, поджидая свои войска, чтобы с триумфом вступить в Москву. Для императора был выстроен отдельный дом, долгое время сохранявшийся как местная достопримечательность.

В 1740 году сыновья Г.Д. Строганова разделили имущество, и владельцем Кузьминок стал старший из них — Александр. А.Г. Строганов получил прекрасное образование, знал несколько иностранных языков и отличался склонностью к изящным искусствам. При А.Г. Строганове Кузьминки стали великолепной барской усадьбой.

А.Г. Строганов скончался в 1754 году, усадьбу унаследовала его дочь, Анна Александровна. Она вышла замуж за князя М.М. Голицына и Кузьминки в качестве приданого перешли в род Голицыных.

В отличие от владельцев Кускова и Останкина, М.М. Голицын использовал свою подмосковную усадьбу прежде всего в хозяйственных целях, стараясь получить от неё как можно больше дохода. Поля засевались рожью, овсом и ячменем, крестьяне работали на барщине, мельница сдавалась в аренду, лес вырубался на продажу.

Большое внимание М.М. Голицын развитию парка в Кузьминках. По его приказанию на русле Чурилихи был устроен каскад из четырёх прудов, ставших украшением парка. Над преобразованием парка работал выписанный из-за границы садовник И.Д. Шнейдер. Под его руководством в лесу были прорублены широкие «проспекты», спланирована так называемая «Звезда» — двенадцать аллей, лучами расходящихся от круглой поляны. «Звезда» сохранилась до нашего времени.

М.М. Голицын владел усадьбой без малого полвека, до самой своей смерти в 1804 году, затем она перешла к его вдове Анне Александровне, а позже, в 1816 году, — к сыну, Сергею Михайловичу. За это время Россия пережила нашествие Наполеона. Многие подмосковные усадьбы, в том числе и Кузьминки, были разорены французскими солдатами.

Незадолго до войны строительством в усадьбе начал руководить известный московский архитектор, итальянец по рождению, Иван Дементьевич Жилярди. В качестве помощника он привёз своего сына Дементия (Доменико) Жилярди, ставшего впоследствии крупнейшим представителем русского ампира. Именно Доменико Жилярди принадлежит главная роль в возрождении усадьбы после военного разорения и в создании того великолепного ансамбля, который сейчас определяет её облик. Работа в Кузьминках стала важным этапом в творческой биографии архитектора: многое из построенного им в усадьбе представляет большую художественную ценность, а комплекс Конного двора с Музыкальным павильоном входит в число шедевров русской архитектуры.

Сергей Михайлович Голицын, как и его отец, усердно занимался хозяйством, особое внимание уделяя оранжереям. Фрукты, выращенные здесь, считались лучшими в Подмосковье, их поставляли к царскому столу, когда императорская семья бывала в Москве.

Но всё же при С.М. Голицыне хозяйственное значение усадьбы отходит на второй план — она превращается в место отдыха. Парк Куьминки украшается гротами, беседками и павильонами, дорожки посыпаются особым красным песком, на пруду заводится целая флотилия из прогулочных лодок, которые обслуживают специально нанятые матросы. В то время Кузьминки часто называли «Русским Версалем».

Особую славу усадьбе приносили ежегодные гулянья, которые устраивались там 2 июля, в день Влахернской иконы Божьей Матери. На гулянье могли присутствовать все сословия, так что 2 июля превратилось в общемосковский праздник. В 1826 году на празднике присутствовала вдова Павла I, императрица Мария Фёдоровна, гостившая в то время в Кузьминках. Императрицу и С.М. Голицына связывало занятие благотворительностью, которой оба уделяли большое внимание. С.М. Голицын славился своей добротой и был руководителем многих благотворительных учреждений.

В честь посещения усадьбы императрицей в Кузьминском парке был установлен ныне утраченный памятник в виде открытой беседки, построенной по проекту Л.И. Жилярди, со скульптурой работы И.П. Витали внутри.

Желая увековечить виды, которыми любовалась в Кузьминках Мария Фёдоровна, С.М. Голицын заказал художнику И.-Н. Рауху большую серию картин с изображением усадьбы. Позже литографии с этих картин были на средства Голицына изданы в виде альбома. Работы Рауха, кроме художественных достоинств, имеют огромную ценность как документальный материал для изучения Кузьминок: столь всеобъемлюще не была запечатлена ни одна из подмосковных усадеб.

Меж тем обустройство усадьбы продолжалось. В 1832 году Л.И. Жилярди уехал в Италию, передав руководство строительством своему двоюродному брату А.О. Жилярди, которого в 1847 году сменил его ученик — М.Л. Быковский.

В 1859 году, после смерти С.М. Голицына, имение перешло к его племяннику Михаилу Александровичу, но тот умер год спустя, оставив Кузьминки своему сыну — тоже Сергею Михайловичу, которого условно называют Сергеем Михайловичем 2-м.

Сергей Михайлович 2-й принадлежал уже к новой эпохе. Равнодушный к вековым традициям семьи, он записался в купцы первой гильдии и занялся коммерцией. Родовую усадьбу С.М. Голицын разделил на участки и стал сдавать под дачи. Тогда же в Кузьминки было проведено электричество. Сам хозяин начиная с 1873 года предпочитал проводить лето в другом своём имении — Дубровицах, а затем уехал за границу.

Начало XX века ознаменовалось для усадьбы стихийным бедствием — страшным ураганом, случившимся в Подмосковье 16 июня 1904 года. Этот ураган, по словам очевидца, «произвёл страшное, надолго непоправимое опустошение во Влахернском /.../. Тенистый вековой парк сильно поредел, а часть и вовсе была снесена; /.../ много 200—300-летних исполинских сосен, стройных пихт и лиственниц, украшающих парк, было вырвано с корнем или поломано».

Во время Первой мировой войны в главном доме Кузьминок был устроен офицерский госпиталь. Зимой 1916 года, то ли по небрежности офицеров, то ли из-за неисправности дымоходов, в доме вспыхнул пожар, который не удалось потушить, хотя на помощь прибыла добровольная пожарная команда из Кускова. Дом сгорел до основания, погибло множество картин, гравюр, старинной мебели.

После революции имение было передано Институту экспериментальной ветеринарии. В 1960 году усадьба получила статус памятника истории и культуры. В 1977 году парк Кузьминки был объявлен районным Парком культуры и отдыха. В настоящее время Кузьминки являются Музеем усадебной культуры — филиалом Музея истории Москвы, хотя большая часть построек до сих пор занята различными немузейными учреждениями.

Достопримечательности усадьбы Кузьминки

Прогулка по усадьбе начинается с широкой липовой аллеи, которая сейчас носит название Кузьминской улицы, а в старину звалась Влахернским проспектом и служила подъездной дорогой к Парадному двору. Прежде чем вступить под сень лип и погрузиться в безмятежность старинного парка, давайте на минуту остановимся в самом начале Влахернского проспекта и бросим взгляд налево, куда уходит обычная современная улица со стандартными домами. Эта улица называется Чугунные ворота. В её названии сохранилась память о великолепных въездных воротах, когда-то украшавших главный въезд в Кузьминки.

Въездные ворота представляли собой величественную арку высотой около 10 метров, опирающуюся на шестнадцать колонн и увенчанную гербом рода Голицыных. Они были отлиты в 1832 году из чугуна на уральских заводах, принадлежавших Голицыным, по той же модели, что и ворота в царской летней резиденции — Павловске.

Чугун широко применялся в украшении Кузьминской усадьбы — в прежние времена её называли «царством художественного чугуна», — но, к сожалению, в послереволюционные годы, когда страна нуждалась в металле, Рудметаллторг предъявил свои права на чугунные изделия как на «утильсырьё». Для обследования предназначенных в переплавку предметов в Кузьминки был направлен известный реставратор Н.Р. Левинсон. В своём отчёте он писал: «Было предложение об изъятии въездных ворот /.../, но ввиду их художественной ценности и связи с ансамблем усадьбы надо считать их подлежащими сохранению». Тем не менее в 1931 году ворота были уничтожены.

Слева от того места, где находились ворота, сохранился белокаменный восьмигранный Обелиск, обозначающий въезд в усадьбу.

Обелиск

Обелиск сооружён в 1830-е годы по проекту А.О. Жилярди или его ученика М.Д. Быковского. По преданию, обелиск стоит на том месте, где в 1722 году Петр I встречал возвращающиеся из Персидского похода войска перед торжественным вступлением в Москву.

Влахернский проспект (Кузьминская улица) ведёт в глубь усадьбы. Слева от проспекта расположена регулярная — «французская» — часть парка Кузьминки. Её планировка представляет собой так называемую «Звезду», или «Часы» — двенадцать лучей, расходящихся во все стороны от круглой поляны. На Влахернский проспект выходят три луча «Звезды». Когда-то на центральной поляне стояла статуя Аполлона, покровителя искусств, а в начале каждой аллеи — статуи Венеры, Флоры, Меркурия и девяти муз. К сожалению, эти скульптуры не сохранились.

Справа от проспекта находится пейзажная, «английская» часть парка, так называемый «Нижний сад», в котором до сих пор растут деревья, посаженные при Голицыных.

В «Нижнем саду» было устроено так называемое «Садоводство» — комплекс хозяйственных построек, значительная часть которых сохранилась до наших дней. С проспекта виден полускрытый деревьями Флигель садовника.

Флигель садовника

Деревянный, покрашенный в серый цвет дом с мезонином был построен между 1829 и 1831 годами, предположительно по проекту Л.И. Жилярди, для работавшего в Кузьминках садовника А.И. Гоха. Впоследствии флигель сдавался дачникам и по цвету окраски назывался «Серая дача». В начале 1970-х годов он сгорел, в 1974—1979 годах был отстроен заново. Сейчас в нём находится Музей-центр К.Г. Паустовского.

Мы идём дальше по Влахернскому проспекту. Будьте внимательны и не пропустите по правой стороне возле детской площадки плоское круглое возвышение из серого камня. Это одна из местных достопримечательностей — постамент, на котором когда-то стоял памятник Петру I.

Постамент памятника Петру I

В 1722 году Пётр по пути в Москву остановился в Кузьминках. Гостеприимный хозяин приказал построить для императора отдельный деревянный дом. К середине XIX века дом обветшал и был разобран, а на том месте, где он стоял, в 1844 году установили монумент по проекту М.Д. Быковского в виде чугунного обелиска, увенчанного золочёным орлом. Сам обелиск был переплавлен в 1930-е годы, но каменный постамент сохранился.

Место бывшего монумента окружают могучие дубы. Самый крупный из них взят под охрану как памятник природы. По преданию, его посадил сам Пётр, однако специалисты считают, что дуб появился несколько позже — приблизительно в 1760 году.

Влахернский проспект выходит на главную площадь усадьбы. На площади стоит церковь иконы Влахернской Божьей Матери, против неё, за ажурными чугунными воротами, расположен Народный двор.

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери

Церковь — старейшая из сохранившихся построек усадьбы. Её архитектура представляет собой кубический объём со скруглёнными углами, украшенный со всех четырёх сторон портиками и увенчанный ротондой с золочёным куполом и крестом.

Ризница

Рядом с церковью стоит небольшое круглое здание ризницы, в которой хранилась церковная утварь. Ризница построена в 1829—1830 годах по проекту Д.И. Жилярди. В качестве образца архитектор использовал свою же работу — здание часовни при Павловской больнице в Москве.

С главной площади виден комплекс Парадного двора, в который входят господский дом и два флигеля. К сожалению, Парадный двор пока не принадлежит к числу музейных объектов — он занят ветеринарной академией и недоступен для посетителей.

Парадный двор отгорожен от площади чугунной оградой прекрасного классического рисунка, коваными воротами и рвом, через который перекинут арочный мост.

Тогда же на мосту были установлены четыре чугунных фонаря-канделябра, отлитые по модели итальянского скульптора Ж.А. Коломбо. Канделябры украшены фигурами четырёх грифонов. Выразительный образ этих полуорлов-полульвов стал символом Кузьминок.

Ворота изготовлены в 1870-х годах в стиле так называемого «второго рококо», то есть стилизованы под XVIII век. В Кузьминках они были установлены в начале XX века.

Господский дом

Старый господский дом, построенный в конце XVIII века по проекту И.В. Еготова, сгорел в 1916 году. Здание, которое сейчас стоит на его месте, построено в 1927—1931 годах для Института экспериментальной ветеринарии. Но поскольку оно возведено на старом фундаменте и достаточно традиционно по архитектуре, общий облик Парадного двора напоминает изначальный.

Флигели — небольшие одноэтажные в стиле классицизма — были построены в 1814—1815 годах по проекту А.И. Жилярди. Восточный флигель — подлинный, выстроенный из дерева, а западный, сгоревший вместе с господским домом, был воссоздан в 1953 году с сохранением прежнего архитектурного облика, но уже не из дерева, а из силикатного кирпича.

С востока к Парадному двору примыкает хозяйственный Красный двор с жилыми постройками для слуг и разнообразными хозяйственными сооружениями, также пока недоступный для посетителей.

К площади обращен длинный двухэтажный дом в классическом стиле. Изначально это было два здания — Приказчиков и Людской флигели.

Как явствует из названий, это были жилые помещения для приказчиков и слуг. Оба они построены в 1808—1812 годах, предположительно по проекту И.Д. Жилярди. Первоначально между ними был проход, ведущий на Красный двор, но в 1929—1930 годах этот проход был застроен, и оба флигеля слились воедино. Фасады флигелей отличаются декоративностью убранства, поскольку они выходят на площадь и прогулочную аллею.

Если встать спиной к Парадному двору, то слева от нас окажется аллея, ведущая к плотине Верхнего пруда, а справа — ещё один комплекс хозяйственных построек, так называемая Слободка. Туда мы и направимся.

Слободка протянулась вдоль тенистой Тополевой аллеи. Тополя никогда не принадлежали к числу любимых садовых растений и редко встречались в дворянских усадьбах. Однако С.М. Голицын, не разделявший общего вкуса, специально выписывал саженцы тополя из питомника.

Вдоль аллеи справа, параллельно ей, проходит неширокая, чуть шире крупа лошади, дорожка для верховой езды. С этой специально насыпанной, тщательно утрамбованной и обсаженной кустами акации дорожки с высоты роста всадника открывалась панорама обширною Верхнего сада, простирающегося направо до самого Верхнею пруда. По левой стороне Тополевой аллеи стоят здания Слободки: Флигель священника, Людской корпус, Прачечный флигель, Больница, Скотный двор.

Флигель священника (дом причта)

Двухэтажное кирпичное здание в стиле ампир, построенное в 1835—1837 годах по проекту А.О. Жилярди. На втором этаже располагались две квартиры — для священника и дьячка, на первом — богадельня для старых слуг. В 1990-х годах Флигель священника был передан Московской патриархии, и, пока церковь восстанавливалась, здесь проводились богослужения. Сейчас здесь находится воскресная школа.

Служительский, или Большой слободской флигель (Людской корпус)

Это двухэтажное здание, построенное в 1830—1833 годах Д.И. Жилярди, является одним из последних произведений архитектора, созданных им в России перед отъездом в Италию. На втором этаже Людского корпуса жили семьи дворовых, а на первом находилась двухгодичная школа, в которой их дети обучались грамоте. С 1999 года в этом здании открыт Музей русской усадебной культуры, филиал Музея истории Москвы. У входа в музей установлены два чугунных льва, отлитых в 1830 году по модели скульптора Кампиони. До недавнего времени они стояли на Парадном дворе и украшали подъезд к Главному дому.

Прачечный флигель

Следующее здание Слободки — Прачечный флигель — было построено Д.И. Жилярди в 1827—1828 годах. В этом флигеле жили прачки, находились помещение для сушки белья, колодец, сток для воды. В настоящее время флигель занимают служебные помещения Реставрационного центра.

Больница

Это самое старое сооружение Слободки и одно из старейших лечебных заведений в Подмосковье. Она открылась в 1809 году и предназначалась для дворовых людей Голицыных и жителей окрестных селений. В штате больницы находились врач, два фельдшера и акушерка. Приём и лекарства были бесплатными, больница славилась своей чистотой. Работала она только в тёплое время года — с 15 мая по 15 октября.

Скотный двор (ферма)

Скотный двор был построен в 1836—1838 годах по проекту А.О. Жилярди, в псевдоготическом стиле. В состав Скотного двора входили конюшня, коровник и два двухэтажных флигеля, в которых жили скотники и конюхи. Здания Скотного двора вместе с чугунной оградой образуют замкнутое пространство.

Скотный двор в Кузьминках считался образцовым. Породистые йоркширские коровы выписывались из Англии, среди них были специально обученные, которых в качестве развлечения могли доить гостившие в усадьбе дамы. Правда, на содержание такого Скотного двора уходило много средств, и современники говорили, что молоко обходилось С.М. Голицыну дороже шампанского.

Первоначально возле Скотного двора стояли скульптуры двух быков, отлитые по моделям П.К. Клодта.

Перед Скотным двором находится ныне пересохший Карасёвый пруд, в который спускали грязную воду со Скотного двора и разводили там карасей (считалось, что караси предпочитают жить в грязи). Сейчас дно бывшего пруда поросло травой и березняком.

Повернув от Скотного двора направо, мы выходим к Верхнему пруду, поворачиваем ещё раз направо и идем вдоль его берега.

Верхний пруд

Верхним прудом начинается каскад кузьминских прудов. После Верхнего пруда за плотиной идёт Нижний пруд, который при помощи канала соединяется со Щучьим. Протяжённость Верхнего пруда более километра, уровень воды поднят плотиной. Сильно вытянутой конфигурацией Верхний пруд напоминает реку с поворотами, изгибами и заливами. По противоположному берегу проходит прогулочная липовая аллея, с которой открывается живописный вид на усадьбу. Раньше берега пруда соединялись наплавным мостом, установленным напротив Скотного двора.

На пруду насыпан небольшой островок. Его называют Николаевским, поскольку когда-то там стоял чугунный обелиск в память посещения Кузьминок Николаем I. На остров вели два мостика. Там, где Верхний пруд делает крутой изгиб, стоит здание Померанцевой оранжереи.

Померанцевая оранжерея

В отличие от Фруктовой, которая находилась в Садоводстве, эта оранжерея предназначалась для выращивания цитрусовых. Поверху оранжерею опоясывает балкон, служивший смотровой площадкой: с него открывался прекрасный вид на Верхний пруд и его противоположный берег, который называли «Заречье» (это название до наших дней сохранила идущая вдоль пруда улица). Внутри центральный зал Оранжереи расписан египетскими мотивами по рисункам А.Н. Воронихина. Это единственная роспись в Кузьминках, сохранившаяся до наших дней.

От Оранжереи к пруду когда-то спускалась знаменитая голицынская розовая плантация. Черенки роз привозили в Кузьминки из петергофских царских садов.

Продолжая прогулку вдоль берега пруда, мы оказываемся возле развалин Круглой, или Львиной пристани. От её закруглённой площадки к воде спускались две лестницы, украшенные фигурами лежащих львов. На другом берегу Верхнего пруда видны руины второй пристани, носившей название Пропилеи, поскольку рядом с ней когда-то стоял павильон того же названия, построенный по проекту Жилярди. Между пристанями ходил паром, соединявший усадьбу с Заречьем. В настоящее время начаты работы по восстановлению обеих пристаней.

Миновав Львиную пристань, мы выходим к двум гротам. За ними виден задний фасад Парадного двора. Мы сделали почти полный круг и снова подошли к Парадному двору, но с другой стороны.

Гроты

Гроты, созданные между 1811 и 1830 годами, представляют собой небольшие искусственные пещеры в насыпном холме. Входы в них оформлены в виде арок, большой грот называют Трёхарочным, малый — Одноарочным. Арки выложены декоративной кладкой, в которой ряды гладкотёсаного белого камня чередуются с рядами рельефно выступающих ноздреватых серых камней.

Большой грот во времена Голицыных использовали для любительских театральных постановок.

На другом берегу Верхнего пруда стоит Конный двор с Музыкальным — жемчужина Кузьминок, одно из лучших творений А. Жилярди. Чтобы подойти к Конному двору, нужно перейти через мост, устроенный на плотине, которая отделяет Верхний пруд от Нижнего.

Задержимся ненадолго на мосту, постоим у его левых перил и полюбуемся Нижним прудом. В отличие от широкого, светлого Верхнего, он затенён густыми плакучими ивами, склоняющими свои ветви к самой воде. Возле плотины среди зелени выстроен небольшой павильон — Мельничный флигель, или Дом на плотине. По преданию, он стоит на том самом месте, где когда-то была мельница Кузьмы, от которой и начались Кузьминки.

Посреди Нижнего пруда насыпан живописный островок, на который когда-то вёл ажурный подвесной мостик с выразительным названием Трясучка.

Дом на плотине

Небольшой деревянный двухэтажный Дом на плотине, или Мельничный флигель действительно использовался в качестве мельницы. Впоследствии он был перестроен архитектором М.Д. Быковским под жилое помещение и служил для размещения гостей. Дом на плотине неоднократно горел, в настоящее время восстановлен реставраторами.

Мы перешли через мост и оказались перед Конным двором.

Конный двор

Конный двор построен в 1819—1823 годах по проекту Д.И. Жилярди. Он представляет собой замкнутое прямоугольное пространство, с трёх сторон ограниченное двусветным зданием конюшни с примыкающими к нему фуражными и каретными сараями, сеновалом и жилищами конюхов. С четвёртой стороны, обращённой к пруду, Конный двор замыкается массивной глухой стеной, в средней части которой возвышается Музыкальный павильон — центр всей архитектурной композиции.

Музыкальный павильон, или Павильон Аполлона — одно из лучших произведений Д. Жилярди и всего русского ампира. Его украшает глубокая ниша-экседра — излюбленный приём архитектора, встречающийся во многих его творениях, — с колоннами, над которыми была установлена скульптурная группа Аполлона в окружении муз.

Во время кузьминских праздников в Музыкальном павильоне играл крепостной оркестр. Для лучшей акустики Музыкальный павильон был выстроен не из кирпича, как остальные сооружения Конного двора, а из дерева. Любопытно, что на одной оси с центром Музыкального павильона расположен Большой грот на другом берегу пруда, который является дополнительным резонатором.

Перед Музыкальным павильоном установлены великолепные скульптурные группы коней с вожатыми — отлитые по моделям П.К. Клодта повторения скульптур с Аничкового моста в Петербурге.

В 1978 году Музыкальный павильон пострадал от пожара и был восстановлен реставраторами.

В помещениях Конного двора сейчас расположены выставочные залы, в которых устраиваются тематические выставки.

Мы возвращаемся на Влахернский проспект. На небольшом отрезке дороги от Конного двора до проспекта можно увидеть руины Птичника, расположенного в глубине, за деревьями, и Ванный домик, восстанавливаемый после пожара, а также самую последнюю по времени достопримечательность парка Кузьминки — обелиск, воздвигнутый в 2004 году в честь 300-летия усадьбы. Эта официально принятая дата отсчитана от того момента, когда усадьба перешла во владение Строгановых.

Парк Кузьминки на карте Москвы

Back to Top
Работает на Amiro CMS - Free