Главная  /  Москва  /  Усадьба Останкино  /  Останкинский дворец

Останкинский дворец


Дворец в Останкине в стиле классицизма, возведённый в 1791—1798 годах, задумывался как дворец-театр. Он построен из дерева, но его оштукатуренные, покрашенные в светло-розовый цвет стены, неотличимы от каменных. Выбор материала в значительной степени объяснялся тем, что в деревянных помещениях лучше акустика.

По первоначальному замыслу купол, возведённый прямо над театральным залом, должен был завершаться статуей Аполлона, однако по техническим причинам этот замысел оказался неосуществимым, и статую установили посреди Парадного двора.

Центральная часть фасада здания театра выделена шестиколонным портиком с высоким фронтоном, боковые части акцентированы при помощи портиков-лоджий меньшего размера. Гладкую поверхность стен между тремя портиками оживляют барельефные фризы работы известного скульптора Ф.Г. Гордеева и его ученика Г.Т. Замараева, на которых изображены сцены жертвоприношений Юпитеру и Деметре. Низкие проходные галереи соединяют здание театра с двумя павильонами: левым — Итальянским, в котором была размещена галерея скульптур, и правым — Египетским, служившим концертным и банкетным залом. В наружном убранстве павильонов и галерей использован скульптурный декор по античным мотивам.

Под прямым углом к павильонам пристроены ещё две галереи, образующие П-образную планировку всего архитектурного комплекса. Первоначально они соединяли останкинский дворец с жилыми флигелями, снесёнными в 30-х годах XIX века. Один из флигелей, расположенный по левой стороне и доходивший почти до самой церкви, носил название «старых хором». В нём находились жилые комнаты Шереметева и помещения для актрис. Другой флигель назывался «гостиным», в нём размещались «репетишная комната», библиотека, жилища актёров и театральный сарай, в котором хранились декорации и бутафория.

Противоположный фасад шереметевского дворца в Останкине, обращённый в парк, оформлен в виде монументальной десятиколонной лоджии, по сторонам которой выступают ризалиты с тройными венецианскими окнами.

Дворец строился на протяжении шести с половиной лет — с конца 1791 по август 1798 года. В создании дворца принимал участие целый ряд архитекторов. Первый «прожект Останкинскому театру», составленный французским архитектором Ф. Казне и не удовлетворивший Н.П. Шереметева, был переработан крепостным зодчим А.Ф. Мироновым. Под руководством Миронова и другого крепостного архитектора, Г. Дикушина, за время с января по апрель 1792 года была выстроена главная часть дворца — помещение для театрального зала.

В том же году известный архитектор Ф. Кампорези разработал проект объединения вновь построенного театра и старых жилых хором в единый ансамбль.

В ходе строительства Н.П. Шереметев привлекал к работе и приглашал в качестве консультантов таких известных русских и иностранных мастеров, как Д. Кваренги, И. Старов, К.И. Бланк, Е.С. Назаров, В.Ф. Бренна, К. Эруа и др. С 1793 года строительство возглавлял крепостной архитектор П.И. Аргунов.

В июле 1795 года были завершены внутренние отделочные работы основной части дворца в Останкине. Открытие ознаменовалось торжественным приёмом в честь победителей в недавней русско-турецкой войне 1787—1791 годов и спектаклем «Зельмира и Смелой, или Взятие Измаила». Месяц спустя в Останкине был устроен ещё один пышный приём — в честь графа Потоцкого, с грандиозным фейерверком и иллюминацией. «Пальба из пушек и роговая музыка долго оглашали окрестности Останкина, а позже, вечером, бочки со смолой и салом и факелы освещали дорогу в Москву, по которой возвращался граф Потоцкий», — вспоминал очевидец. Эти торжественные приёмы показали гостеприимному хозяину, что помещения дворца нуждаются в расширении.

Снова началось строительство. Последующие два года оно велось с великой поспешностью. Спешка была вызвана ожидаемым весной 1797 года приездом в Останкино императора Павла I. Зимой 1796/97 года, одновременно с завершением отделочных работ во вновь построенных помещениях, из Петербурга по санному пути в Останкино шли обозы с мебелью, картинами, скульптурами, осветительными приборами. Император посетил усадьбу графа Шереметева 30 апреля 1797 года, сразу же после своей коронации. Это положило начало традиции: почти все последующие цари после коронации приезжали в Останкино.

В 1798 году строительство дворца было полностью завершено, и он приобрёл свой окончательный облик, сохраняющийся поныне.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free