Главная  /  Москва  /  Коломенское  /  Голосов овраг

Голосов овраг


Голосов овраг, глубокий и протяжённый, находится под охраной как замечательный памятник природы. На его склонах лежат огромные камни-валуны, на дне бьют многочисленные ключи, сливающиеся в быстрый ручей.

Вероятно, изначально название оврага звучало как «Волосов» и было образовано от находившегося здесь когда-то капища славянского бога Волоса, или Велеса.

В давние времена, когда люди ещё не знали ни земледелия, ни скотоводства и жили охотой, Велес был лесным божеством, имевшим облик косматого медведя. Велес заботился и о людях-охотниках, и о зверях: людям посылал охотничью добычу, необходимую, чтобы прокормиться, а лесных зверей оберегал от неразумного истребления. Позже, когда древние охотники превратились в земледельцев и скотоводов, они стали почитать Велеса как бога — покровителя домашнего скота, подателя достатка, мира и благоденствия.

После введения на Руси христианства древние языческие божества растворились в образах христианских святых. Функции Велеса перешли на святого Власия, Николая-Угодника и Георгия Победоносца. В народных поверьях святой Георгий выступает как хозяин лесных зверей, защитник домашней скотины.

В местных коломенских легендах Голосов овраг тесно связан со святым Георгием. Это служит веским доказательством того, что близ оврага действительно когда-то было капище Велеса, слившегося в народном сознании с образом Георгия.

На иконах святого Георгия чаще всего изображают как юного всадника на белом коне, копьём поражающего змея-людоеда. По каноническому житию, бой святого со змеем произошёл на побережье Средиземного моря — в Ливане или в Ливии. Большинство русских преданий переносят место сражения в сказочное «царство Рахлинское». А в Коломенском издавна бытует легенда о том, что святой Георгий одолел змея и спас обречённую на съедение царевну не где-нибудь, а именно здесь, в Голосовом овраге: светлые родники на дне оврага бьют там, где ступал некогда лёгкими копытами белый Георгиев конь. Коломенская легенда гласит, что победа досталась Георгию дорогой ценой: в бою со змеем пал его верный конь и обратился в серый камень.

Большой камень, напоминающий очертаниями коня, действительно лежит на правом откосе оврага Конь-камень почитали во времена древних славян, почитают его и в наши дни. Деревья, растущие около камня, увешаны выгоревшими на солнце разноцветными ленточками и лоскутками, вокруг рассыпаны монетки, в трещины камня воткнуты курящиеся ароматические свечи.

Ещё один почитаемый камень, лежащий на том же склоне, носит название «Девий», или «Бабушкин». Его бугристая поверхность имеет сходство с многочисленными детскими головками. Считается, что «Девий» камень исцеляет бесплодие.

Легенды Голосового оврага в Коломенском

С Голосовым оврагом связано несколько таинственных историй, которые современные знатоки аномальных явлений объясняют наличием здесь «временного провала».

Так, в 1571 году, во время похода на Москву Девлет-Гирея, при переходе через овраг внезапно пропал один татарский отряд. Появился он на том же месте пятьдесят лет спустя и был взят в плен стрелецким караулом. Татары рассказали, что они погрузились в зеленоватый туман, а когда туман рассеялся, оказались среди стрельцов.

Второй подобный случай был зафиксирован уже в XIX веке. В 1810 году исчезли два коломенских крестьянина — Архип Кузьмин и Иван Бочкарёв. По поводу их исчезновения было заведено полицейское дело, однако поиски не увенчались успехом. Пропавшие крестьяне объявились в 1831 году и поведали, что, будучи в изрядном подпитии, отправились в Голосов овраг и вдруг оказались в каком-то коридоре, где их встретили «волосатые существа», которые разговаривали с ними. Затем крестьяне словно очнулись от сна и с изумлением узнали, что за это время прошло двадцать лет.

Голосов овраг на карте Коломенского

Подписывайтесь на новости сайта!
 
    Рейтинг@Mail.ru
Работает на Amiro CMS - Free